Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-техническая безопасность государства



2020-03-19 400 Обсуждений (0)
Научно-техническая безопасность государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

России в наследство досталась специфическая система организации пауки, вытекающая из особенностей деформированного общественного разделения труда в бывшем СССР, что было обусловлено тотальным господством командно-административной системы и ее концентрированного выражения – отраслевой системы государственного управления, предопределяющей монополизацию и невосприимчивость материального производства к научно-техническому прогрессу. К сожалению, большинство недостатков этой системы до сих пор не преодолено.

Организационно российская наука разделяется на пять взаимосвязанных сфер (секторов):

1. Академическая наука – учреждения Российской академии наук (РАН) и других государственных академий наук.

2. Вузовская наука, представленная федеральными университетами, исследовательскими университетами, институтами, проблемными отраслевыми лабораториями, научно-исследовательскими отделами и секторами высших учебных заведений.

3. Отраслевая наука, к которой относятся самостоятельные научные организации, подчиненные органам отраслевого управления (министерствам и ведомствам).

4. Корпоративная наука – как самостоятельные научные организации, входящие в состав производственных корпораций, так и (в основном) конструкторские, технологические и другие технические службы – подразделения в структуре предприятий и структурные единицы в составе производственных объединений (неюридические лица).

5. Вневедомственная наука – негосударственные научные организации, созданные в результате приватизации либо при государственных организациях в форме малых предприятий различных организационно-правовых форм.

Организационно выделение вневедомственной науки в отдельную сферу утрачивает актуальность, поскольку негосударственными могут быть отраслевые НИИ и КБ, созданные коммерческими структурами, в том числе с привлечением иностранного капитала. Эту часть организаций более правильно включать в корпоративный сектор. Поэтому в современных условиях как пятую сферу науки следует выделить малые инновационные (венчурные) предприятия.

В каждом секторе науки организационное развитие имеет свои особенности. В меньшей мере произошедшие изменения затронули академическую науку, поскольку она наиболее удалена от деловой сферы. Трудности с бюджетным финансированием и материальная заинтересованность в хоздоговорных поступлениях вынуждали академические институты искать «богатых заказчиков», что влекло за собой внутренние разграничения исполнителей госбюджетной и договорной тематики. Организационно это привело к сочетанию административно управляемых и хозрасчетных (контрактных) частей структуры.

В основном организационное развитие, ведущее к отмеченному многообразию форм, происходило в сфере прикладной (отраслевой) науки в условиях сочетания двух встречных тенденций – интеграционной и дезинтеграционной.

В результате созданы новые организационные структуры научно-технической сферы: инкубатор, технопарк, технополис.

Инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малым инновационным фирмам материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерционализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения нововведений в сферу материального производства.

Технополис – это структура, подобная технопарку, но включающая в себя в целом небольшой город (населенный пункт), так называемые наукограды, развитие которых было целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы.

Реализация национальных интересов и безопасности Российской Федерации возможна только на основе устойчивого роста промышленности и экономики в целом, развития научно-технической сферы и инновационной системы страны, что может обеспечить достаточные уровень и качество жизни населения, гарантирующие социально-экономическую и политическую стабильность общества.

Топливно-сырьевая направленность промышленного производства определяет нерациональную структуру экспорта. Главными экспортными товарами для России остаются топливно-энергетические ресурсы, цены на которые испытывают сильную зависимость от колебания мировых цен. В то же время основными статьями российского импорта являются машины, оборудование и предметы потребления.

На структуру промышленного производства негативное влияние оказывают: физический и моральный износ основных производственных фондов; ухудшение состояния минерально-сырьевой базы; дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов различного профиля, особенно в видах экономической деятельности, использующих для выпуска конкурентоспособной продукции передовые технологии.

В связи с высоким износом в ближайшей перспективе возникает угроза значительного выбытия основных производственных фондов, что может привести к резкому спаду производства, выходу из строя оборудования, авариям.

В настоящее время все в большей степени в промышленности ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов различного профиля, особенно в производствах, использующих для выпуска конкурентоспособной продукции передовые технологии. Неуклонно снижается доля специалистов, имеющих среднее профессиональное образование. Это может стать существенным ограничением роста промышленного производства в перерабатывающей промышленности, в первую очередь в машиностроении.

Необходим комплекс мероприятий по переподготовке и повышению квалификации специалистов промышленных предприятий. Особое место должна занять подготовка руководителей предприятий и ведущих специалистов по новым специальностям (менеджмент, маркетинг), прежде всего для развивающихся высокотехнологичных и наукоемких производств.

В перспективе подготовку и повышение квалификации необходимо совершенствовать на базе прямых договоров высших и средних учебных заведений с корпоративными ведомственными структурами управления с учетом потребностей последних в подготовке квалифицированных специалистов конкретного профиля, которые будут готовы к работе в условиях развивающихся рыночных отношений и современных технологических укладов.

Отметим, что возможности модернизации и реконструкции производственного аппарата ограничиваются в первую очередь невысокой инвестиционной активностью, неблагоприятным инвестиционным климатом.

Совершенствование структуры промышленного производства сдерживается ценовыми структурными диспропорциями, что приводит к увеличению затрат в обрабатывающих отраслях, снижению объемов инвестиций и, соответственно, сокращению возможностей модернизации и реконструкции производства, что связано прежде всего с опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий.

Рост тарифов на услуги естественных монополий приводит к снижению рентабельности в промышленности. При изношенных основных фондах и недостаточном инвестиционном росте эффективность механизмов энерго- и ресурсосбережения остается низкой.

Указанные факторы усиливают структурные диспропорции в промышленности, отрицательным образом сказываются на темпах роста производства и его эффективности и в конечном итоге – на экономической безопасности страны.

Ключевым вопросом развития промышленного производства, рационализации его структуры является повышение конкурентоспособности отечественной продукции, для чего необходимы в первую очередь ускорение структурных преобразований в промышленности, активизация инвестиционной деятельности и перевод промышленности на инновационный путь развития.

Стратегическим фактором, значение которого будет неуклонно возрастать в перспективе, является технологическое перевооружение отечественной промышленности, насыщение ее высокопроизводительными системами технологий и машин, а также новыми материалами, воплощающими новейшие достижения науки и техники.

Переход к экономическому развитию инновационного типа требует принятия согласованных мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, решения комплекса задач реализации конкурентных преимуществ отечественных производств, поддержки тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста.

Активизация инвестиционной деятельности в промышленности требует принятия следующих мер:

– активизации деятельности государственных банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инновационных проектов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Эти направления требуют разработки предложений по расширению межбанковского кредитования, в том числе долгосрочного;

– активизации развития инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов венчурного финансирования создания новой техники, специализированных информационных агентств и т.д.), формирования рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов;

– стимулирования процессов привлечения сферы страхования к инвестиционной и инновационной деятельности путем создания механизмов финансирования из средств страховых фондов научно-технических и инновационных проектов, расширения страхования имущества научно-технической сферы, в том числе оборудования, введения страхования от возможных рисков малых инновационных предприятий и внедрения научно-технических разработок;

– широкого использования механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения;

– разработки и внедрения механизмов участия государства в инвестиционных проектах нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной собственности.

Рационализация структуры инвестиций требует совершенствования форм и методов прямого государственного участия в инвестиционных проектах как при инвестициях в предприятия государственного сектора, так и при реализации совместных проектов с негосударственными инвесторами.

Ликвидация структурных диспропорций развития промышленности в России предполагает осуществление государством комплекса мер по созданию условий для повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции. Основными из этих мер являются:

– создание машин и систем машин, посредством которых реализуются современные прогрессивные ресурсосберегающие технологии и обеспечиваются высокие качество и потребительские свойства товаров;

– внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды (для этих целей необходимо сформировать программу введения технико-экономических регламентов на разрабатываемую и выпускаемую продукцию, разработать программу использования в промышленности важнейших стандартов, разработать порядок введения правил Европейской экономической комиссии ООН по экологическим нормативам);

– формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов продукции ;

– совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологичных направлений (важнейшим направлением здесь является введение льгот по налогу на прибыль, используемую для инвестиций в обновление и модернизацию производственной базы);

– обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоемких технологий и стимулирование производственно-технологических преобразований (необходима разработка механизмов долевого финансирования (государство – бизнес) высокоэффективных инновационных проектов, поддержка и стимулирование инвесторов за счет предоставления гарантийных залоговых резервов под реальные активы, развития лизинга уникального научного оборудования);

– выявление и поддержка технологий, освоение которых в производстве обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке за счет создания банка данных инновационных проектов и единой национальной системы учета научно-технических результатов по перспективным направлениям развития науки и технологий;

– вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от их несанкционированного использования (необходима разработка нормативных правовых актов по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности);

– объединение усилий со странами СНГ и другими государствами в разработке и освоении новых поколений конкурентоспособной техники;

– освоение механизмов продвижения высокотехнологичной российской продукции на рынки сбыта с целью расширения объемов продаж и замещения импорта.

На повышение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции направлены институциональные преобразования, которые предполагают:

– создание и укрепление корпоративных структур в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе их научных организаций и учебных заведений, предоставление малым предприятиям безвозмездного доступа к накопленному государством объему научно-технической, технологической, правовой, финансовой и другой информации, обеспечивающей их основную деятельность;

– реформирование государственных научных центров Российской Федерации, создание с участием академических институтов и высших учебных заведений федеральных центров науки и высоких технологий и национальных исследовательских центров;

– реструктуризацию имущественных активов предприятий, для чего необходимо решение проблем вовлечения в имущественный оборот всех имеющихся нематериальных и материальных промышленных активов, выделения и обособления объектов жилищно-коммунальной сферы из состава имущественного комплекса предприятий и т.д.;

– ускорение процесса акционирования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100% акций которых находится в государственной собственности, с последующим использованием механизмов отчуждения акций, вторичной эмиссии и др.;

– поддержку, в том числе государственную, малого предпринимательства путем создания политических, правовых и экономических факторов для его свободного развития, для чего необходимо сформировать правовую среду, обеспечивающую беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства, обеспечить приоритетное развитие малых и средних инновационных фирм, сформировать инфраструктуру, обеспечивающую доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов, и др.;

– создание условий, благоприятствующих дальнейшему укрупнению российского бизнеса, процессам корпоративной интеграции, модернизации и технологическому перевооружению промышленности;

– противодействие злоупотреблениям со стороны управленческих структур, доминирующих на тех или иных рынках;

– ориентацию крупного бизнеса на решение задач, соответствующих национальной стратегии долгосрочного экономического развития на инновационной основе;

– поддержку отечественного наукоемкого бизнеса на мировой экономической арене;

 

– создание межгосударственных и транснациональных ФПГ, являющихся наиболее привлекательной формой объединения российских и зарубежных партнеров со сложившимися кооперационными связями, а также участие в их структуре банковско-финансового капитала, обеспечивающего ускоренную реализацию экспортоориентированных проектов;

– реструктуризацию убыточного сектора промышленности, повышение действенности института банкротства, решение проблем монопрофильных городов;

– производственно-технологическую реструктуризацию, осуществление которой будет обеспечиваться приемлемыми условиями импорта технологического оборудования;

– создание и развитие отечественных центров международной сертификации;

– реструктуризацию системы маркетинга снабжения и сбыта, включающую расширение (сохранение, сокращение) секторов товарного рынка;

– перестройку корпоративного управления;

– организационно-управленческую реструктуризацию, в рамках которой предстоит определить правовой статус и правила правового регулирования, порядка и условий создания деятельности холдингов и иных интегрированных структур, завершить работы по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности и т.д.

Перевод российской промышленности на инновационный путь развития, ликвидация структурных диспропорций, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции требуют расширения прямых связей между промышленностью и наукой. В этой связи развитие научно-технической сферы все в большей мере становится непосредственным фактором экономической безопасности страны и должно обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки, создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

 



2020-03-19 400 Обсуждений (0)
Научно-техническая безопасность государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-техническая безопасность государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)