Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социолингвистические факторы, влияющие на выбор обращения



2020-03-19 813 Обсуждений (0)
Социолингвистические факторы, влияющие на выбор обращения 0.00 из 5.00 0 оценок




При выборе обращения в процессе выстраивания диалога необходимо учитывать следующие социолингвистические факторы:

.   постоянные социальные роли (возраст, социальный статус);

.   симметричность / асимметричность ролевой ситуации;

.   характеристика позиции адресанта и адресата;

.   официальность / неофициальность обстановки общения;

.   степень знакомства;

.   характер взаимоотношений общающихся.

Рассмотрим использование обращений в указанных произведениях с учетом данных факторов.

)   Согласно используемым в социолингвистике приемам анализа, отправной точкой рассмотрения исследований служит социальная группа. Коммуникант неизбежно является участником действия в ряде социальных групп, что влечет за собой исполнение коммуникантом более или менее постоянных социальных ролей, понимаемых как определенная модель поведения (общения, в т. ч.), которая, несмотря на свой стереотипный характер, все же варьируется, в зависимости от специфики образования, индивидуальных психологических особенностей и т.д. (Погорелко 2000: 63). Так, один и тот же коммуникант может входить в различные социальные группы (семья, круг друзей, рабочий коллектив), исполняя при этом различные социальные роли. Соответственно, различными будут и виды адресации, направленные на коммуниканта. В рабочем коллективе мужчина предстанет как Алексей Николаевич, Петров, главный бухгалтер, в кругу друзей как Николаич, Леха, дружбан, а в семье он Алешенька, милый, папуля. Та же тенденция прослеживается и в английской речи (Мr. Crook; Mr. Top Manager; old boy, lad; honey, daddy). Следствием изменения социальной роли является варьирование тех или иных форм коммуникации, отражающихся в выборе различной тональности (повышенной, нейтральной, обиходной, фамильярной) и степени эмоциональной окрашенности общения. Та или иная социальная ситуация характеризуется определенным набором общепринятых норм как поведения человека в целом, так и его речевой деятельности. Следовательно, для успешного построения любого диалога необходим учет социальных ролей коммуникантов. Роли, в зависимости от того, обусловлены ли они постоянными социальными характеристиками человека или переменными, делятся на постоянные и переменные. Постоянные роли обусловлены такими характеристиками, как социальное положение, профессия, возраст, пол, которые накладывают отпечаток на поведение и даже образ жизни человека. К переменным же ролям относят роль пассажира, покупателя, пациента и др.

Однако помимо социальных ролей существуют не менее важные роли межличностные (например, роль друга, партнера и др.). Межличностная роль - это поведение, которое ожидается от нас другим человеком согласно установившимся между нами отношениям (Добрович 1980: 73). Вступая с собеседником в диалог, мы исполняем одновременно и социальную, и межличностную роль.

)   В зависимости от характера ролей ситуация определяется как симметричная /асимметричная. Симметричны ситуации, взаимодействующие участники которых имеют одинаковые социальные признаки (возраст, социальный статус). Асимметричны ситуации, участники которых различаются социальными признаками (возраст, служебное положение): студент / преподаватель; подчинённый / начальник.

)   Выбор обращения также зависит от характеристики позиции адресанта и адресата, т.е. от равенства / неравенства ролевых позиций общающихся. Если позиция симметрична, т.е. общающиеся равны по возрасту и служебному положению, то используются неформальные формы обращения. При асимметричной позиции «начальник / подчиненный» не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Неофициальное обращение при отсутствии соответствующих отношений воспринимается и начальником, и подчиненным как неуважение, оскорбление достоинства. Неофициальная форма обращения в служебной обстановке возможна лишь при наличии по-настоящему дружеских и доверительных отношений между людьми, например, если они одного возраста или уже давно работают вместе.

)   Важной является также официальность / неофициальность обстановки общения. Официальным общение считается тогда, когда оно связано с особо строгим протоколом установленных правил: это деловые переговоры, собрания, заседания, совещания и т.п. Неофициальное общение более всего связано с обиходно-бытовой сферой взаимодействия.

)   Форма обращения зависит от степени знакомства собеседников. Официально и уважительно мы обращаемся к незнакомому или малознакомому адресату; менее формально - к близким, родственникам, друзьям, одним словом - к хорошо знакомому адресату. Переход с официальной формы обращения на неофициальную при дальнейшем знакомстве свойственен молодежи. Уважительная официальная форма общения характерна для людей старшего поколения, интеллигентов.

)   Следует учитывать характер взаимоотношений коммуникантов. Если и при давнем знакомстве говорящий относится к своему собеседнику сдержанно, холодно, то общение может выдерживаться в подчеркнуто вежливой манере. При дружеских отношениях манера общения раскованная, доверительная.

Итак, анализ форм обращения является одним из ранних социолингвистических исследований речевого поведения. Обращение - это социолингвистическим явлением. В любом языке, так же как и в обществе, используются множество вариантов обращений, которые варьируются в зависимости от ситуации общения (Philipsen, Huspek, 1985: 94). Выбор формы обращения имеет большое значение для построения эффективного и успешного общения. Так, можно использовать различные формы обращения, чтобы показать свое почтение и любовь по отношению к собеседнику, или, напротив, оскорбить. При выборе обращений необходимо принимать во внимание ряд факторов, таких как: социальный статус, ранг, пол, возраст, семейные отношения, профессиональную иерархию, а также степень близости знакомства. (Wolfson 1989: 79)

 



2020-03-19 813 Обсуждений (0)
Социолингвистические факторы, влияющие на выбор обращения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социолингвистические факторы, влияющие на выбор обращения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)