Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ конкурентоспособности организации



2020-03-19 225 Обсуждений (0)
Анализ конкурентоспособности организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важное направление маркетингового анализа - анализ конкурентной позиции предприятия (организации). Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса.

Для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо наращивать конкурентный потенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке, т.е. удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе[8].

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим (свойство товара, область его применения и назначения), эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма), нормативным (соответствие товар а действующим нормам и стандартам), экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание).

На практике используются следующие численные показатели оценки конкурентоспособности:

Единичный, отражающий процентное отношение величины какого-либо технического или экономического показателя к величине того же показателя продукта-аналога, выпускаемого конкурентом:

 

, (11)

 

Где q - единичный параметрический показатель;- величина параметра исследуемого изделия;- величина параметра изделия конкурента или условного образца, удовлетворяющего потреность на 100%.

Групповой или сводный показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по однородной группе показателей (экономических, технических и др.)

 

, (12)

 

Где Iтп- групповой технический показатель;единичный параметрический показатель по i-му параметру;- вес i-го параметра;- число параметров, подлежащих рассмотрению.

Интегральный показатель, дающий численную характеристику конкурентоспособности товара и представляющий собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим.

 

, (13)

 

Где К - показатель конкурентоспособности;

Т- показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

Одним из главных аспектов конкурентоспособности организации является ее финансовая устойчивость. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств[10].

Определим основные коэффициенты финансовой устойчивости предприятия, проанализируем их изменение и соответствие нормативным значениям (табл. 8). Для удобства построим аналитический баланс организации (Приложение 6).

По данным аналитического баланса валюта баланса имеет тенденцию к росту. Для расчета относительного прироста валюты баланса на 01.01.2011 года произведем ее корректировку на темпы роста товарооборота:

 

ΔВа отн = Ва1 - Ва0 *ТРN, (14)

 

где Ва1,0- валюта отчетного, базисного периода соответственно;

ТРN - темп роста товарооборота за анализируемый период.

ΔВа отн = 77324- 51076*1,79= -14102 тыс. руб.

Т.о. Ва отн < 0, это означает, что темпы роста валюты баланса ниже, чем рост товарооборота, т.е. имеет место относительная экономия финансовых ресурсов (более эффективное их использование). Кроме того, степень финансовой независимости организации в распоряжении совокупным капиталом повысилась за анализируемый период, и в отчетном году Кавт (коэффициент автономии) равен рекомендуемому значению.

 

Таблица 8 - Коэффициенты финансовой устойчивости организации

Показатель Алгоритм расчета Рекомендуемое значение На 1.01. 2009 На 1.01. 2010 На 1.01. 2011

Отклонение(+,-)

            За отчетный пер В целом за анализ. период
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Коэффици -ент автономии (фин. незави-симости) К авт = 0,5-0,6 0,41 0,47 0,6 +0,13 +0,19
2.Коэффициент финансовой зависимости 0,4-0,5 0,59 0,53 0,4 -0,13 -0,19
3.Коэффициент устойчивого финансирования 0,7-0,8 0,41 0,47 0,6 +0,13 +0,19
4.Соотношение заемных и собственных средств ≤ l < Kmu 1,43 1,1 0,68 -0,42 -0,75
5.Коэффициент сохранности собственного капитала >1 >Jинф 0,2 0,23 0,46 +0,23 +0,26
6. Соотношение текущих активов и иммобилизованных средств зависит от отрасл. принадлежности >Kзс 1,64 2,18 3,02 +0,84 +1,38
7. Коэффициент иммобилизации активов зависит от отраслевой принадлежности 0,38 0,31 0,25 -0,06 -0,13
8. Коэффициент иммобилизации собственного капитала 0,6 - 0,8 0,9 0,67 0,42 -0,25 -0,48
9. Коэффициент маневренности собственного капитала 0,2 - 0,4 0,1 0,33 0,58 +0,48 +0,25
10.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,3-0,5 (нижняя граница) 0,05 0,23 0,46 +0,23 +0,41
11.Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками 0,6-0,8 (нижняя граница) 0,1 0,39 0,78 +0,39 +0,68

 

Доля заемных средств в общей величине источников финансирования снижается с каждым годом. Высокий уровень(> 1) Кзс в базисном году свидетельствовал о рискованности финансовой политики ООО «Элгисс» по привлечению заемных источников. В отчетном году ситуация меняется - количество собственных средств превышает количество заемных. За весь анализируемый период Кти> Кзс, что говорит о нормальном соотношении краткосрочных и долгосрочных активов, наличии собственных оборотных средств. Коэффициент иммобилизации собственного капитала в отчетном году снизился на 0,48 по сравнению с базисным годом, что свидетельствует о том, что все меньшая часть собственного капитала торгового предприятия идет на формирование внеоборотных активов. В базовом году можно было говорит о достаточной зависимости текущей деятельности ООО «Элгисс» от заемного капитала (Косс < 0,1), но уже в следующем году ситуация меняется и на 1.01.2011 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равен 0,46. Таким образом, можно сделать вывод о достаточной финансовой устойчивости организации в текущем году и об улучшении ее финансового состояния по сравнению с прошлыми годами.

ООО «Элгисс» может достаточно быстро расплатиться по краткосрочным обязательствам, т.к. в отчетном году коэффициенты ликвидности баланса равны или приближены к рекомендуемым значениям (таблица 9). Организация может рассчитаться по текущим обязательствам менее чем за 2 месяца при условии сохранения среднемесячной выручки отчетного года, если последняя полностью будет направляться на расчеты с кредиторами. Это позволяет нам определить такой коэффициент, как степень платежеспособности по текущим обязательствам.

Как было выявлено ранее (таблица 1), организация относится ко 2 типу финансовой устойчивости (нормальная) и у нее есть реальная возможность в ближайшее время не утратить платежеспособность.

Чтобы выявить резервы улучшения финансового состояния организации, необходимо определить количественное изменение чистого финансового результата при условии изменения факторных показателей[8], т.е. провести анализ влияния факторов на величину прибыли (формула 15).

 

Таблица 9 - Основные коэффициенты ликвидности баланса и платежеспособности организации

Показатель Алгоритм расчета Рекомендуемое значение На 1.01. 2009 На 1.01. 2010 На 1.01. 2011

Отклонение(+,-)

            За отчетный пер В целом за анализ. период
1. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 0,008 0,008 0,18 +0,17 +0,17
2.Коэффициент промежуточной ликвидности 0,8 0,45 0,52 0,76 +0,24 +0,31
3.Коэффициент текущей ликвидности 2,0 1,06 1,3 2 +0,7 +0,94
4. Степень платежеспособности по текущим обязательствам К= Pt/Vсрм ≤3,0 2,2 2 1,26 -0,74 -0,76

 

Чистая прибыль в рамках аддитивной модели и влияние факторов на нее определяется следующим образом:

 

, (15)

 

где ΔN - изменение количества проданной продукции (товарооборот);

ΔС - изменение себестоимости продукции;

ΔИО - изменение издержек обращения;

ΔПрП - изменение процентов к получению;

ΔПрУ - изменение процентов к уплате;

ΔДДО - изменение доходов от участия в других организациях;

ΔПД - изменение прочих доходов;

ΔПР - изменение прочих расходов;

ΔТНП - изменение текущего налога на прибыль;

ΔНС - изменение налоговых санкций;

ΔДАП - изменение других аналогичных платежей за анализируемый период.

Прибыль от основной деятельности представим как влияние факторов: количество проданной продукции, цена реализации, уровень себестоимости, уровень издержек обращения в товарообороте (коммерческие расходы).

Произведем расчет влияния на прибыль от продаж фактора «цена» по следующей формуле:

 

, (16)

 

где ΔNц- влияние на выручку изменения цен;п.0- рентабельность продаж в базисном периоде.

 

, (17)

 

где N1- товарооборот в отчетном периоде;'- товарооборот в сопоставимой оценке;индекс роста цен за анализируемый период.

Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «количество проданной продукции (товарооборот)» производится по следующей формуле:

 

, (18)

 

где ΔNк - влияние на выручку изменения количества проданной продукции (формула 19).

 

ΔNк = N'- N0 (19)

 

Влияние фактора «уровень себестоимости проданной продукции в товарообороте» рассчитаем по формуле:


, (20)

 

где УС1,0 - уровень себестоимости в товарообороте соответственно в отчетном и базисном периодах (УС=С/N*100).

Также произведем расчет влияния фактора «уровень издержек обращения в товарообороте» (формула 21).

 

, (21)

 

где УИО1,0 - уровни издержек обращения в товарообороте соответственно в отчетном и базисном периодах (УИО= ИО/N*100).

Влияние остальных факторов, включенных в модель определения в рамках аддитивной модели, вычислим с помощью метода абсолютных разниц. Для наглядности результаты вычислений занесем в таблицу 10.

 

Таблица 10 - Влияние факторов на изменение показателей прибыли 2010 года в сравнении с прошлым годом

Показатели-факторы Величина влияния (+, -), тыс. руб.
Количество проданной продукции +6435,1
Цены реализации +1989,9
Уровень себестоимости проданной продукции +1478,5
Уровень издержек обращения +3873,6
Изменение прибыли от продаж, всего +13777,1
Проценты к получению х
Проценты к уплате -1186
Доходы от участия в других организациях х
Прочих доходы -620
Прочие расходы +416
Изменение прибыли до налогообложения, всего +12387,1
Текущий налог на прибыль -2861
Прочие платежи в бюджет за счет прибыли (налоговые санкции) х
Другие аналогичные платежи за анализируемый период х
Изменение чистой прибыли, всего 9526,1

 

Суммарное влияние этих факторов, с учетом расхождений по округлению, равно изменению результата от продаж в целом без влияния цен, что подтверждает верность расчетов. Т.о, уровень себестоимости проданной продукции и уровень издержек обращения в целом повлияли на изменение прибыли положительно ввиду того, что темпы роста товарооборота выше, чем темпы роста себестоимости продукции и издержек обращения. Увеличение процентов к уплате и сокращение прочих доходов отрицательно повлияло на результативный показатель прибыли, а прочие расходы наоборот сократились по сравнению с 2009 годом и произвели тем самым положительное влияние. Организации целесообразно сократить издержки обращения и увеличить прочие доходы, что приведет к увеличению прибыли еще в больших размерах.

Фирмы-конкуренты также являются важным объектом изучения. Если изучение потребителя помогает фирме завоевать новых клиентов, то изучение конкурента дает представление о его положении на рынке. Контроль за конкурентами позволяет удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других компаний. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит компании стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.



2020-03-19 225 Обсуждений (0)
Анализ конкурентоспособности организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ конкурентоспособности организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)