Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эстетическая культуры личности



2020-03-19 256 Обсуждений (0)
Эстетическая культуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности. Без способности к эстетическому переживанию человек вряд ли смог реализовать себя в столь разносторонне богатом мире «второй природы», то есть культуры.

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Этот качественно-количественный сплав функционально связан друг с другом. В целом эстетической культуре присущи следующие функции: информационно-познавательная, реализуемая в знаниях личности; ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов; деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры; коммуникативно-регулятивная, проявляющаяся в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

По совокупности своих функциональных проявлений эстетическая культура определяет содержательность, форму, объём, результативность художественной деятельности. Эстетические отношения в разнообразных сферах и направлениях жизнедеятельности человека являются реальным «полем» выражения эстетической культуры личности. Прежде всего, это касается сферы труда - исходного пункта и основы человеческой жизнедеятельности. В нашем случае к такой сфере труда относится хоровая деятельность.

Эстетический аспект труда связан с проявлением и развитием творческого потенциала личности, с субъективным переживанием творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, с бескорыстным наслаждением результатами трудовой (в частности, хоровой) деятельности.

С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей. Эстетическая позиция по отношению к ним, зависит от таких личностных характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.).

Своеобразной разновидностью и доминантной эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является её художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе её общения с искусством. Художественный вкус в своём развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства.

Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, «художественный вкус предстаёт в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счёте, к мотивированной их оценке и суждению»(35, с.227).

Многие учёные рассматривают понятия «эстетический вкус» и «художественный вкус» как синонимы. На наш взгляд вкусом обладают специалисты в различных областях искусства, творцы художественных произведений, а эстетическим - каждый, кто способен эстетически воспринимать окружающую действительность и искусство, сопереживать, оценивать их, творить и самоутверждаться через освоение искусства в различных областях деятельности. Полагаем, что в едином воспитательном процессе между художественным и эстетическим компонентами нет «первичности или вторичности» причинно-следственных отношений, скорее нужно говорить о взаимозависимости того и другого. Поэтому эти два компонента объединяются в спаренный термин - «художественно-эстетический» вкус.

Художественно-эстетический вкус не прирождённая, а приобретённая способность, поэтому необходимы специальные усилия для его активного формирования и развития. Первостепенное значение для формирования и развития художественно-эстетического вкуса ребёнка имеет окружающая среда: «эстетический климат» семьи, школьного коллектива и особенную роль возлагает на себя школа искусств. В ней ребёнок охватывает сферу искусства более углубленно. В сфере искусства отражаются факторы действительности, а художественные произведения также принадлежат к ним. Отсюда следует, что формы эстетического сознания, действующие в художественной сфере, преломляются сквозь призму специфики художественно-образного отражения действительности. Специфично поэтому и функционирование вкуса: художественный вкус нельзя понять вне эстетического, но он имеет и своеобразные черты. Художественный и эстетический вкусы связаны в той мере, в какой художественное связано с эстетическим, а художественная эмоция - с эстетической эмоцией. За этими пределами обнаруживаются различия между ними. Художественный вкус действует только в сфере искусства: отличает художественное от нехудожественного, а также уровень художественности произведения искусства в целом и его компонентов. ОН создаёт соответственно позитивное или негативное отношение к ним и вызывает активность психики к глубокому постижению произведения и получению художественного наслаждения, либо к отказу от контакта с произведением.

Каждое произведение искусства представляет собой целостный организм. Если эстетический вкус реагирует даже на единичное явление действительности, то действие художественного вкуса связано с целостным охватом произведения. Вкус реагирует, конечно, и на его отдельные компоненты, но тонкая их дефференциация требует подхода к ним как частям неразрывного целого. Художественный вкус есть способность к целостной оценке произведения искусства и к созданию целостного отношения к нему.

Развитие художественного вкуса личности не всегда совпадает с развитием её эстетического вкуса. Бывает так, что человек, обладающий эстетическим вкусом, способный тонко отличать в жизни прекрасное от безобразного и активно реагировать на них, страдает отсутствием художественного вкуса и равнодушен даже к выдающимся произведениям искусства. Конечно, эстетический вкус способствует формированию художественного вкуса, но без специальных усилий в определённой сфере искусства его не приобрести. Развитие художественного вкуса также способствует формированию и развитию эстетического вкуса. Но не является его гарантией. Так, обучаясь музыке обычно с раннего детства, а затем профессионально занимаясь ею, музыкант, как правило, приобретает развитый художественный вкус и отличает хорошую музыку от плохой, художественно-совершенную - от вульгарной, что, однако, ещё не создаёт автоматически способность верно отличать и реагировать на прекрасное и безобразное в жизни.

Гармоничное развитие личности требует одновременного и взаимосвязанного развития и эстетического, и художественного вкуса.

Возвращаясь к эстетической и художественной культуре личности, важно упомянуть о чрезвычайной важности целенаправленного её формирования в людях (особенно в детском возрасте).

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связанно с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию её единства и стилистического родства, что по мнению польского учёного И.Войнара, является необходимой предпосылкой её теоретического познания (Эстетическое воспитание //Философская энциклопедия. В 5-ти т.т. Т V. - М., 1970. - С 578).

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - всё это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако искусство может и не выполнять до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Особенно плодотворным оказывается общение с искусством в детские годы. Конкретно-чувственная образность искусства, его наглядность, яркость, выразительность, делают искусство доступным и близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональности. Образы живописи, скульптуры, литературы незаменимы для становления личности ребёнка. Важно, однако, при этом владеть специальными приёмами и методиками для лучшего постижения им произведений искусства, их образного строя.

Одним из важных направлений художественного воспитания является приобщение детей к музыке, музыкальному творчеству.

В музыкальном творчестве эстетические переживания ребёнка, накапливаясь в памяти, взаимодействуют друг с другом, образуя эмоционально-эстетический фон.

 



2020-03-19 256 Обсуждений (0)
Эстетическая культуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эстетическая культуры личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)