Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление уровня сформированности художественно-эстетического вкуса подростков



2020-03-19 459 Обсуждений (0)
Выявление уровня сформированности художественно-эстетического вкуса подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 2» г. Мегиона ХМАО.

В исследовании приняли участие 24 учащиеся 5-9 классов, составляющих хоровой коллектив и представляя собой разновозрастный состав из младших и старших подростков.

Главной задачей педагога-музыканта является воспитание музыкально-эстетической культуры учащихся. Одним из элементов музыкальной культуры является хоровое пение.

В педагогической практике руководителя старшего хора, наряду с воспитанием певческих навыков у участников хора, нас более всего заинтересовала проблема музыкально-эстетического воспитания подростков, а также поиск методов для решения этой проблемы.

Таким образом, руководитель хора, решая тактическую задачу - пробуждение у учащихся интереса к хоровому искусству, решает стратегическую задачу: всестороннее музыкальное развитие учащихся, воспитание у них музыкальной культуры, эстетических идеалов и вкусов.

Музыкально-эстетическое воспитание человека немыслимо без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в музыкальном искусстве. Музыкально-эстетическое воспитание характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребёнка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с музыкальными произведениями; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, всё это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в музыкальном искусстве. Внешний показатель музыкально-эстетического воспитания - художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве. В нём органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующем, формирующем и контрольном.

Цель констатирующего эксперимента: определить первоначальный уровень развития художественно-эстетического вкуса и выявить имеющиеся у школьников знания в области хорового искусства.

На первом этапе исследовательской работы нами были поставлены следующие задачи:

определить методы для выявления уровня художественно-эстетического вкуса;

выявление уровня сформированности музыкально-эстетической культуры подростков;

провести диагностику учащихся хорового коллектива и полученные данные занести в таблицы;

обработать и обобщить полученные результаты.

Для проведения исследования использовалось следующее оборудование: фортепиано, аудио-, видео оборудование, кассеты с записями хоровых произведений, наглядно-раздаточный материал (карточки по словарю В.Г.Ражникова), тестовые бланки.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

тестирование;

творческие задания;

педагогическое наблюдение.

На первом этапе эксперимента были определены следующие параметры исследования:

·   сформированность знаний в области хорового искусства;

·   сформированность художественно-эстетического вкуса подростков;

·   эмоциональная отзывчивость.

Для фиксации результатов мы использовали трёх-уровневую систему оценки по всем трём параметрам: высокий (В), средний (С) и низкий (Н).

Уровень проявления показателей оценивается в баллах:

В - 3 балла; С - 2 балла; Н - 1 балл.

Принадлежностью к высокому уровню характеризовались учащиеся, которые обладали эстетическими знаниями в области музыкального искусства (классическое, народное, массовое, шедевры искусства), проявляли способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости, различию стиля, жанра и формы музыкального произведения.

К среднему уровню - учащиеся, которые обладали разрозненными эстетическими знаниями, проявляли способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости и к суждению на обыденном, эмпирическом уровне (литературные ассоциации, собственные переживания), затруднялись в эстетическом оценивании, различия стиля, жанра музыкального произведения.

К низкому уровню были отнесены учащиеся, не обладающие эстетическими знаниями, не имеющие вкусовых предпочтений в музыкальном искусстве, но имеющие слаборазвитую способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости, к суждению на обыденном эмпирическом уровне, затруднялись в эстетическом оценивании, различении стиля, жанра музыкального произведения.

Для выявления уровня сформированности знаний по первому параметру (знаний о хоровом искусстве), мы использовали следующие задания:

тестирование;

музыкальная викторина.

Тестирование включало в себя выбор правильных вариантов ответов из нескольких предложенных.

Музыкальная викторина включала в себя десять фрагментов хоровых произведений, различных по жанрам, стилям. Учащимся предлагалось распределить хоровые произведения по жанрам (духовная музыка, обработки народных песен, современные хоровые произведения):

.   М.Фадеев «Благослови душе моя господа»;

.   С.Попов «Ой, чумаче, чумаче» обр. у.н.п.;

.   А.Кастальский «Многолетие»;

.   В.Серебренников «Молитва»;

.   В.Литовко «Музыка»;

.   В.А.Моцарт «Алиллуя»;

.   В.Бражкин «Шкатулка» обр. р.н.п.;

.   М.Славкин «Муха в бане»;

.   С.Танеев «Сосна»;

.   Л.Уэббер «Осанна» хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

По второму параметру для выявления уровня сформированности художественно-эстетического вкуса были предложены следующие задания:

)   Определение характера прослушанного произведения с помощью словаря эстетических эмоций В.Г.Ражникова, при этом экспериментатор давал прослушать ребятам ряд музыкальных произведений в аудиозаписи, а ученики в соответствии с заданием должны были подобрать слова, соответствующие содержанию музыки.

)   Осуществление выборочной проверки по ряду вопросов:

Что означает понятие «вкус»? Как вы его определяете?

Зависит ли вкус от художественного воспитания, интеллектуальных способностей?

Считаете вы художественный вкус врождённым качеством или приобретённым?

В чём выражается вкус человека?

«Художественный вкус» и «эстетический вкус» - в чём их различие и общие характеристики?

По третьему параметру для выявления уровня эмоциональной отзывчивости, мы использовали следующие методы исследования:

наблюдение за эмоциональным фоном учащихся в процессе исполнения хорового произведения;

оценку эмоционально-выразительного пения знакомого хорового произведения;

оценку степени владения речью (ответы односложны, речь неразвита; полные ответы, речь хорошо организована).

Результаты изучения сформированности художественно-эстетического вкуса у детей-подростков по всем трём параметрам и принадлежности учащихся к уровневым характеристикам исследуемых качеств отражены в таблице 1.


Таблица 1 Уровни сформированности художественно-эстетического вкуса у подростков (на этапе констатирующего эксперимента).

ПАРАМЕТРЫ

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

СФОРМИРОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УРОВНИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

  Абс. % Абс. % Абс. %
ВЫСОКИЙ 6 25% 6 25% 5 50%
СРЕДНИЙ 12 50% 10 45% 10 45%
НИЗКИЙ 6 25% 8 30% 9 35%

Как видно из представленной таблицы, на стадии диагностического «среза», учащиеся обладали лишь основами художественно-эстетического вкуса, в целом который можно охарактеризовать как неполный, ограниченный, односторонний, недостаточно развитый. По нашему мнению это обусловлено социальными условиями развития участников эксперимента, отдалённостью места проживания от культурных центров страны, и, как следствие этому, отсутствие у учащихся возможности посещения концертных залов, филармоний, театров. Также одной из главных причин несформированности художественно-эстетического вкуса учащихся мы считаем недостаточный объём эстетических знаний, полученных в общеобразовательной школе и за её пределами.

Итоги опроса выявили и недостаточные знания учащихся в области музыкального искусства, а также недостаточно развитую способность к его эмоциональному постижению.

Вышеперечисленные факты подтвердили наши гипотетические предположения о необходимости выявления эффективных методов для воспитания у детей подросткового возраста музыкально-эстетической культуры. В рамках нашего исследования апробация и внедрение таких методов проводились в условиях хоровых занятий.




2020-03-19 459 Обсуждений (0)
Выявление уровня сформированности художественно-эстетического вкуса подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление уровня сформированности художественно-эстетического вкуса подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)