Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт работы ведущих хоровых коллективов



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Опыт работы ведущих хоровых коллективов 0.00 из 5.00 0 оценок




К идеям эстетического воспитания, в частности средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты, социальные реформаторы всех времён. Задача, которую ставили они перед собою, заключались в том, как с помощью искусства возможно воспитать человека, сделать благородными его помыслы и деяния.

В XX столетии проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществлённых такими известными деятелями хорового искусства, как Л.М.Абелян, Ю.Б.Абелян, О.А.Апраксина, Л.Б.Бартенева, Г.А.Дмитревский, А.А.Егоров, Л.М.Жарова, В.Л.Живов, В.И.Краснощёков, П.П.Левандо, Д.Л.Локшин, К.Ф.Никольская-Береговская, Т.Н.Овчинникова, К.К.Пигров, В.С.Попов, К.Б.Птица, В.И.Сафонова, В.Г.Соколов, Г.А.Струве, Г.П.Стулова, П.Г.Чесноков, и многими другими хормейстерами-исследователями. В публикациях - книгах, монографиях, статьях - освещались проблемы вокальной работы с детской хоровой аудиторией и организации хорового процесса. Многие издания зафиксировали результаты экспериментальных исследований, проведённых на различных возрастных уровнях с привлечением смежных наук - эстетики, педагогики, физиологии, психологии и акустики.

В 1990-е годы в связи с переменой социального устройства в России перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Стали возникать частные школы, гимназии, лицеи, школы дополнительного образования. Появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений - школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется более широкое использование воспитательных возможностей хорового пения. Хоровые коллективы некоторых школ-лабораторий, хоровых школ, музыкальных студий, школ искусств, а также внешкольных учреждений - Дворцов и Домов творчества и досуга детей успешно ведут музыкально-просветительскую деятельность.

Несмотря на сложные социальные перемены в России конца второго тысячелетия, в детском хоровом исполнительстве прослеживаются позитивные сдвиги. В Москве и других городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского хорового воспитания, организуются массовые фестивали детского хорового творчества. Многие известные детские хоровые коллективы ведут активную концертно-воспитательную работу, выступают в лучших концертных залах России. В репертуаре детских хоровых коллективов можно встретить произведения разных композиторских школ различной степени сложности.

В настоящее время детская хоровая культура держится во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов-хормейстеров, учителей музыки, ведущих вокально-хоровую работу в детских школьных учреждениях. Оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства вызвана естественной потребностью сохранения традиций отечественной певческо-хоровой культуры и воспитания в подрастающем поколении музыкально-эстетических основ.

«Детский хор» - так названо одно из направлений Федеральной программы «Дети. Культура. Образование», осуществляемое совместными усилиями Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Всероссийского музыкального общества, Международного союза музыкальных деятелей, журнала «Искусство в школе».

Основная цель программы - возрождение и развитие детской певческой культуры России, а также эстетическое воспитание детей средствами хорового искусства.

В целях реализации программы проводятся Всероссийские фестивали и конкурсы детских хоров, концерты и творческие встречи детей с мастерами музыкального искусства России, гастрольные поездки хоровых коллективов по городам Европы.

Другими направлениями программы являются: организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов- хормейстеров; научно-методическое консультирование педагогов дополнительного образования детей; проведение межведомственных всероссийских семинаров и научно-практических конференций по проблемам теории и практики хорового исполнительства; создание региональных экспериментальных площадок на базе ведущих детских хоровых коллективов России.

Это направление образовательной программы позволяет перенимать опыт воспитательной работы ведущих педагогов-хормейстеров.

Старший хор студии «Веснянка» (руководитель Е.Н.Свешникова г. Москва) - это основной состав и новички, перешедшие из среднего хора. В связи с тем, что возраст детей в этом хоре от 10 до 17 лет, возникают определённые сложности. Одна из них - мутационный период, как у мальчиков, так и у девочек; другая - психологические особенности переходного возраста подростков. Однако, приобретённые навыки вокально-хоровой работы на предыдущих ступенях, организованность и собранность студийцев, способствует их подготовленности к значительным певческим нагрузкам, насыщенной учебной работе, напряженной концертной деятельности. Кредо «Веснянки» - поступенная вокально-хоровая работа. Если проанализировать репертуар хора, то можно констатировать, что постоянство отдавалось и отдаётся предпочтение классике. Красной нитью в репертуаре «Веснянки» во все периоды её жизнедеятельности проходят произведения русских и зарубежных композиторов-классиков. Именно в классической музыке, с её общечеловеческими ценностями, педагоги студии видят ту силу, которая помогает облагораживать детей, расширять их эстетический кругозор, воспитывать их певческую культуру.

Русская народная музыка и музыка народов мира, исполняется, как правило, на языке оригинала Русская духовная музыка занимает особое место в репертуаре хора. Древние тексты и мелодии, их ритуальное предназначение способствует уважительному, благоговейному отношению детей к этой музыке.

Преемственность - основа традиций студии «Веснянка», в течении многих лет меняются поколения учащихся, оставляя, «завещая» следующим за ними самые интересные и запоминающие события из жизни хора.

Показательной может быть работа с подростками в классик-хоре «Аврора» (г. Екатеринбург, художественный руководитель В.Г.Булнанов, главный дирижёр Н.Г.Буланова). Используя новейшие вокальные и хоровые технологии, коллектив успешно осваивает интересный и сложный репертуар, ведёт активную гастрольную жизнь. В основе работы хора - освоение Фонопедического метода развития голоса, который позволяет уже в подростковом возрасте добиваться у детей полноценного вокального, тембрально-окрашенного голоса, с достаточно большим диапазоном и силой звука.

Руководители детской хора «Аврора» главной задачей воспитания подростков в коллективе считают развитие полноценной, интеллектуально-развитой личности, индивидуальной и неповторимой. «Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта» - один из основных принципов этой хоровой школы.

Вся работа Булановых - это неустанный творческий поиск, и каждый новый успех становится фундаментом следующего витка. Этот опыт описан в совместных научно-методических разработках Н.Г. и В.Г.Булановых: «Первые шаги самодеятельного хора», «Оптимизация развития певческих голосов в детском хоре», «Интенсивная работа хора».

В старшем составе хора профессионально ведется вокальная работа и занятия сольным пением, вокалисты участвуют в вокальных конкурсах, занимают призовые места. Этот уникальный школьный хор, применяя в работе современные методы вокального развития, позволяет воспитывать без отбора всех детей, выявляя и развивая музыкальные способности, бережно формируя певческий голос, веря в талант каждого ребёнка.

Хор «Аврора» представляет собой уникальное явление в сфере детского хорового исполнительства, не имеющее аналогов. У него необычные для детского хора кондиции: трёхоктавный диапазон, позволяющий исполнять некоторые партитуры смешанного хора без переложения, богатый выбор тембральных красок, большая динамическая шкала, хорошая техническая подготовка, дающая возможность виртуозно исполнять даже 16-голосные композиции и полифонию любой сложности.

Беспрецендентен по объёму и сложности активный репертуар хора - более 80 произведений русских и зарубежных авторов от духовной и классической музыки до авангарда, каждое из которых отмечено тонким вкусом, отточенностью, исполнено одухотворённо и проникновенно.

Обученные по современной певческой технологии (вокальная работа в хоре находится под контролем педагога-новатора, автора фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова), дети владеют арсеналом выразительных средств, который позволяет им исполнять произведения композиторов от эпохи Возрождения до авангарда 20 века. Постоянное общение с шедеврами хоровой музыки обогащает внутренний мир подростков, одухотворяет его, формирует личность.

Дорога певца детского хора «Аврора» - это серпантин, ведущий к вершине искусства. И каждый участник совместного восхождения пройдёт посильный для него участок пути, но, одухотворённый общей идеей, каждый поднимается гораздо выше, чем при одиночном восхождении.

Обобщая опыт музыкально-эстетического воспитания в детских хоровых коллективах, мы пришли к следующему выводу: нетрадиционный подход в развитии детского голоса, способствующий более полному выявлению и росту музыкальных и вокальных способностей ребёнка даёт возможность педагогу отбирать высокохудожественный репертуар, способствующий развитию музыкально-эстетической культуры подростка.

 



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Опыт работы ведущих хоровых коллективов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт работы ведущих хоровых коллективов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)