Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важным аспектом музыкально-эстетического развития детей является учёт их возрастных особенностей. Раскрыть психолого-педагогические особенности подростков нам поможет рассмотрение особенностей сознания, восприятия, внимания, мыслительной деятельности, вовлекаемых в музыкально-творческий процесс на хоровых занятиях.

Б.В.Асафьев и Б.Л.Яворский подчёркивали огромную важность музыкального воспитания школьников, от качества которого зависит художественный уровень музыкальной культуры как детей, так и общества в целом. Так как школа искусств несёт в себе задачи дополнительного образования, то она должна акцентировать своё внимание не столько на обучение учащихся отдельным профессионально-музыкальным навыкам, сколько на развитие у них широкого эстетического восприятия явлений музыкального искусства.

Жизненные этапы связаны с особенностями психофизического развития. Наиболее сложным периодом жизни человека многие ученые считают подростковый возраст. Нередко говорят об этом периоде жизни как подростковом кризисе.

Процессы, которые происходят в сознании подростка нельзя оценивать одномерно, они сугубо личны и индивидуальны. Главной особенностью подросткового возраста является обособление от мира взрослых, желание укрепиться как самостоятельный индивид. Успешность этого процесса во многом зависит от сложившихся у подростка духовно-нравственных идеалов, жизненных ценностей. Неслучайно в стремлении к самоутверждению, и не имея при этом определенных душевных сил, нравственной опоры в жизни, многие подростки переходят на путь негативного самоутверждения в ассоциальном поведении.

Большое место в жизни подростка занимает взаимоотношение со сверстниками. Интерес к взаимоотношениям становится основой внутренней жизни. В общении со сверстниками подросток расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя основные способы умственной деятельности.

Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком. В этом возрасте подросток отстаивает свое право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять свои импульсивные действия.

Для большинства подростков характерно гипертрофированность чувства собственного достоинства. Одной из типичных особенностей, несмотря на индивидуальные различия, становится внутренняя незащищенность, большая душевная ранимость, которую многие скрывают под маской независимости, грубости, нередко - агрессивности.

Основная трудность в работе с коллективом подростков заключается в том, что все они взрослеют по-разному. Процесс вхождения в социум, жизнеутверждение осуществляется в разных условиях, всегда носит индивидуальный неповторимый характер. У ряда подростков этап взросления происходит спокойно благодаря гармоничной окружающей среде, уровнем высоты семейного и школьного воспитания. У других подростков процесс социализации проходит болезненно и, как правило, в этом тоже бывает повинна окружающая среда, люди, общающиеся с подростками в семье и школе.

Таким образом, мы можем предположить, что именно такой гармоничной средой является хоровая деятельность, которая благотворно влияет на процесс социализации подростка.

Так же очень велика в подростковом возрасте жажда популярности. Большую возможность получить желаемую популярность дает участие подростков в хоровых концертах. Во время концертного исполнения мозг поющих вырабатывает эндорфин - вещество радости, дающее прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Это порождает эмоции успеха, создаёт положительное отношение к жизни. Поющих детей отличает эмоциональная наполненность, самодостаточность. У них отсутствует потребность в дополнительных средствах стимуляции хорошего настроения. Им незнакомы скука, праздность, часто толкающая человека на поиски опасных удовольствий.

Опытная работа Б.Брылина показала, что участие подростков в совместном музицировании с постепенным расширением репертуарной амплитуды от народных песен до образцов русской и зарубежной классики - прямой путь к становлению художественного вкуса.

К 12-13 годам у подростков обнаруживаются ярко выраженные собственные жизненные интересы, удовлетворение которых приводит к самовоспитанию. В таком случае процесс самовоспитания становится для подростков эмоционально привлекательным, даже если результаты его скажутся лишь в отдаленном будущем. Элементы самовоспитания достаточно эффективно могут быть развиты в процессе хоровой деятельности.

Одной из трудностей подросткового возраста является постижение самоконтроля эмоциональной сферы. А формированию и развитию такого ценного качества, как умение владеть собой, наиболее эффективно способствуют занятия хором.

Многие трудности подросткового возраста связаны с неравномерностью физиологического развития, например: быстрая утомляемость и раздражительность связана с интенсивным ростом. Подростковый возраст - это период больших перемен в организме, прежде всего гармональных изменений. Медики считают, что режим в организации жизни и обучения подростков должен быть щадящим. Но современная школа, к сожалению, не придерживается этих рекомендаций. А ведь учебно-воспитательная работа не может быть эффективной, если не учитываются возрастные особенности учащихся. Многие виды ошибочных действий связаны именно с этими факторами, что и заставляет остановиться на этой проблеме.

Основной возрастной состав обучающихся в старшем хоре - дети 12-15 лет. Это, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера, постепенной и активной психологической и физиологической эволюции. «Характерными чертами подросткового возраста являются амбивалентность (противоречивость) и парадоксальность (неожиданность, странность) его психической жизни. Эти черты проявляются в неожиданной смене весёлости - унынием, уверенности в себе - застенчивости и трусостью, эгоизма - проявлениями альтруизма, общительности - замкнутостью, любознательности - умственным равнодушием, радикализма - консерватизмом и т.д. Главная же задача подростка - это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте»(Аверин В.А. Психология детей и подростков. - с.307).

Э.Шпрангер (1882-1963) разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

Для первого типа характерно резкое, бурное и кризисное течение развития, переживаемое как второе рождение, итогом которого является становление качесвенно нового Я. Для второго медленные, постепенные изменения без глубоких потрясений и сдвигов в собственно личностных чертах. Третий тип предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, сомостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов за счёт развитых у подростка способностей к самоконтролю и самодисциплине, что в итоге приводит к психологическому новообразованию, «открытию» нового Я, возникновению устойчивой рефлексии, осознанной индивидуальности.

Шарлота Бюлер (1893-1974) считала характерным для подросткового возраста психическую и физическую пубератность (пубертат - период резкого ускорения физического или любого другого развития или созревания). Внутри психической пубертатности Ш.Бюлер выделила три фазы развития.

Первая фаза - это прелюдия к периоду психической пубертатности, первые её симптомы появляются в 11-12 лет; подростки необузданны и драчливы, детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков пока непонятны.

Вторая фаза - негативная, продолжительностью от 11 до 12 лет у девочек и от 14 до 16 у мальчиков; основными её чертами являются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, и неудовлетворённость собой, которая переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы совпадает с завершением телесного созревания.

Третья фаза - позитивная - характеризуется постепенно возрастающей восприимчивостью к позитивным аспектам окружения. Перед подростком открываются источники радости, важнейшая из которых - сознательное переживание прекрасного. Это является стимулом к успешному овладению наукой и искусством. Одновременно появляются любовные переживания, дающие выход самому тяжёлому напряжению.

Э.Штерн(1871-1938) полагал, что специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, «направленностью мыслей и чувств ребёнка, его стремлений и идеалов», а с другой стороны - «особым образом его действий». Штерн выделил шесть возможных типов доминирующих ценностей, которым соответствуют шесть типов личности подростка: эстетический, теоретический, экономический, социальный, политический и религиозный. Приведённые эмпирические психологические характеристики были сформулированы в 30-е годы, но не потеряли своего значения и по сей день. Однако, иллюстрируя ход психического развития подростка, определяя его характерные направления, они недостаточно объясняют причины именно такого хода.

Большую ценность как дающую ключ к пониманию механизма психического развития подростка представляет культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, по которой ключевой проблемой этого периода называется проблема интересов подростка. Подобного изучения заслуживает процесс разрушения и отмирания прежних групп (доминант) интересов и развития новых.

Появление новых интересов приводит каждый раз к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведёт к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся психологические новообразования подросткового возраста. В этот период кардинально меняется общественное положение подростков. Так на практических занятиях хора они сталкиваются с необходимостью осознания ответственности не только за себя, но и за других.

Рассмотрим процесс социализации подростка. Психолог А.Н.Леонтьев заметил, что ребёнок рождается, как минимум, дважды - трёхлетним и в подростковом возрасте.

Подростковый этап развития заключается в расширении и уточнении своего Я, в осознании подростком всей системы отношений, составляющей сущность самосознания личности. Одновременно происходит уточнение самооценок от амбивалентных (неопределённых) суждений в сторону целостных психологических самоописаний. Существенно изменяется его структура: ведущее место принадлежит самооценке, второе по значимости - собственные чувства, переживания и мотивы, за ними следуют ценности, убеждения, идеалы и постепенно формирующиеся жизненные планы. По данным И.В.Дубровиной, на 13 лет приходится пик школьной тревожности, на 14 - пик самооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет к 15 годам и вновь возрастает в 16. Таким образом, по мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказывается наиболее значимой для личности: сначала это общение с товарищами и сверстниками, а далее - развитие личностной рефлексии как ведущего механизма самосознания личности.

Становление способности к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения. Первый момент самоопределения - потребность выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Реализация этой идеи возможна при наличии соответствующего уровня самооценки. Попадая в область деятельности взрослых, подросток стремится найти и защитить своё место в окружающей его социальной среде, что возможно при обретении способности и навыков к новому виду деятельности - общения.

Именно общение позволяет подростку выйти за рамки школы, сравнивая себя со сверстниками, вырабатывать самооценку, найти своё место в кругу сверстников и взрослых, усваивая нормы социального поведения и морали, реально познавая отношения равенства и уважения между людьми. Установлено, что достаточно часто в центре жизни подростка оказывается именно общение, а учебная деятельность, являющаяся доминантой, отступает на второй план. К центральному психологическому новообразованию этого возраста относится прежде всего самосознание личности, становление которого возможно только посредством и благодаря общению. Проследить этапы становления этого новообразования возможно, суммируя становление основных сфер развития подростка - половой, познавательной и социальной, уточняя вклад каждой из них в конечный результат психического развития в этом возрасте.

 




2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)