Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности



2020-03-19 191 Обсуждений (0)
Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




эстетический воспитание хоровой музыкальный

Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека, оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

«Эффективность воспитательной роли хоровой музыки, а также направленность и характер её социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость хорового искусства и его места в системе духовно-культурных ценностей» (Н.И.Скрябина).

Изучение воспитательных аспектов хоровой культуры имеет свою историю, и в этой области накоплен определённый опыт. Однако меняющиеся условия сегодняшнего функционирования детского хорового исполнительства и, как следствие, происходящие изменения в художественно-творческом сознании детей, требует дополнительного рассмотрения этой проблемы. В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что несмотря на отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми в нашей стране, мы наблюдаем в течении последних десятилетий снижение традиций совместного детского пения, серьёзного отношения к музыке вообще. В обществе сегодня наблюдается явная недооценка значения хорового вида искусства в музыкальном образовании в системе общего образования и эстетического воспитания молодого поколения. Мало изучена также важнейшая проблема - влияние искусства как и вокально-хорового искусства на общее развитие личности ребёнка, развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

К сожалению, до сего времени не разработана пока ещё такая универсальная методика, которая бы в руках музыканта-хормейстера гарантировала бы высокую эффективность вокального и музыкально-слухового воспитания детей - основы развития их художественно-творческих способностей в целом.

Следует особо подчеркнуть, что роль слуха в художественно-творческом процессе в развитии музыкальных способностей ребёнка чрезвычайно велика. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Развитый музыкальный слух даёт возможность ребёнку воспринимать и создавать музыку, переживать её, творчески как бы самому создавать при исполнении.

«Познание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения происходит в процессе певческой деятельности через интимное общение с каждым звуком, каждым интервалом, с каждой интонацией. Опираясь на мысль Б.Асафьева о «вокальности», «весомости» каждого интервала, мы можем рассматривать певческий процесс как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации.

Хор - не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор - это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных со-творений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем - высшая цель хорового музыцирования.

Опыт показывает, что чем больше ярких личностей в хоровом коллективе, чем шире палитра индивидуального восприятия и сложнее многоуровневая система напряжённого переживания музыкального образа - тем интереснее, теплее, ярче звучит хор, тем заразительнее процесс музыцирования» (Рачина Б.С., с.183-184). Таким образом именно формирование личности ребёнка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности.

Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена только всесторонним изучением своеобразия личности каждого ребёнка: его темперамента, характера, круга интересов, уровня интеллектуального развития, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и характера художественных потребностей, специфики способов общения, условий быта ребёнка, его семьи и т.д.

Адекватное представление учителя о каждом ребёнке, его духовном мире, переживаниях и устремлениях даёт возможность построить работу в коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством. Такой подход позволяет переосмыслить иерархическую позицию: «учитель - ученик», с присущей ей определённым диктатом учителя, в позицию диалога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.

Ключевое значение в работе с детским коллективом приобретает реализация потребности в общении, в процессе которого формируется личность ребёнка. Если для учащегося младшего школьного возраста, у которого меняется стиль мышления (от монолога - к диалогу), общение с взрослыми - социальная потребность, то подросток ставит себя в ситуации взрослого, и с этой точки зрения формируются его жизненные ценности, происходит активное формирование «Я-концепции», рефлексии. Его приоритетной потребностью является потребность в общении, в общественном признании (Д.И.Фельдштейн, А.С.Выготский); на первый план выдвигается стихийно-групповое и интимно-личностное общение.

Хоровой коллектив в школе искусств предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет (часто, и это хорошо, руководитель хора является референтным для подростка взрослым).

Внутри хора общение организовано на разных уровнях: самоуправление хора, личное шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над новенькими; общие хоровые праздники; сохранение традиций коллектива.

Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка, способствуют высокой самооценки. Уже само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет ему осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности.

Доминирующее значение для формирования личности ребёнка в процессе хоровых занятий приобретает несущий в себе качественную ценность репертуар, при выборе которого следует учитывать возрастные особенности участников хора. Прежде всего это касается хоровых коллективов старшего школьного возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню. Диалог с ребёнком обеспечивается прежде всего содержанием и качеством репертуара. Яркость музыкального образа, высокий художественный уровень музыкальных произведений рождают глубокие эмоциональные и эстетические переживания, позволяют пережить гедонистическое удовольствие в том случае, если тема и содержание хорового сочинения актуальна и личностно значима для подростка.

Смысл и содержание музыкального образа, его бытийная значимость являются основой для диалога, темой для разговоров, обсуждений, дискуссий, в которых рождается многовариантное личностное восприятие, рождается личностный смысл.

Постижение смысла музыкального образа на личном уровне происходит благодаря целому комплексу способов и средств, среди которых особо важную роль играет личностная интерпритация произведения. Каждый ребёнок ищет свой вариант, который обсуждается, и затем коллективно выбирается лучший из них.

Известно выражение: «Музыкальный образ в моём восприятии таков, каков «Я». Подобная установка рождает стремление идентифицировать себя с лирическим героем, решить вместе с ним его (а значит и свои) духовные проблемы, позволяет подняться до уровня духовности великих творцов музыкального искусства. Темы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, одиночества и поиска смысла жизни всегда находят отклик в душах подростков, поэтому в репертуаре хора обязательно должны быть произведения, позволяющие каждому поющему в хоре сформулировать своё отношение к этим вечным темам искусства.

Неисчерпаемым кладезем духовности являются русские народные песни, возвращающие нас к генетическим корням, к русской интонационности, русской соборности. Совместное с детьми напряжённое и осознанное проживание каждой интонации, инвариантный подход к интерпретации каждой фразы способствуют живому воссозданию музыкальной формы, постижению её смысла в исполнении, в стремлении выразить своё личностное отношение.

Важнейшей составляющей хорового музыцирования, выражением духа и стиля эпохи, содержания произведения является качество певческого звука. Звук блестящий и бархатный, яркий и тусклый, романтический и барочный, инструментальный или насыщенный вибрато, звук, характерный для произведений духовной музыки или народной песни, певческий звук, характерный для исполнения музыки Моцарта или Чайковского и т.д., и т.п.

Каждый участник хорового коллектива должен владеть широкой звуковой палитрой и сознательно использовать её в процессе исполнения. Показ необходимого качества звука детьми, совместный анализ звучания, совместный поиск оптимального варианта звучания всегда носит ярко выраженный творческий и личностный характер, способствует развитию рефлексии.

Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.

Атмосферу сотворчества, сотрудничества, диалогичности отношений педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В нашем опыте формой подобной диагностики является система анкетирования. Анкеты чаще анонимные, отражающие широкий спектр проблем и направленные на уточнение какого-либо конкретного вопроса, позволяют оценить отношение детей к репертуару, к формам работы, к вопросам жизни хорового коллектива, к характеру общения как в детском коллективе, так и детей с педагогом; анкеты позволяют выявить уровень интереса, познавательных и художественных потребностей детей, отношение родителей к занятиям в хоре, популярности музыкальной деятельности в сфере дополнительного образования и т.п.

Из вышесказанного следует, что нами была сделана попытка выявить некоторые аспекты влияния хорового пения на формирование личности ребёнка в хоровом коллективе.

Так же хочется затронуть вопрос о воздействии хорового пения на развитие интеллекта поющих, упомянуть о его влиянии на возрастание способностей детей.

Природные задатки ребёнка - это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих - художественных, музыкальных, графических, литературных и других.

При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству. Сутью же любого творчества является поиск. Поэтому творческий процесс - это поисковая активность. Она - мотор творчества. Поисковая активность чрезвычайно полезна для человека и должна поощряться с раннего детства. Она необходима для формирования личности ребёнка, повышения его стрессоустойчивости, адаптивного развития нервной системы.

Поисковая активность предполагает интерес к предмету, в частности к хоровому, а интерес - это связующая нить между обучением, умственным развитием и воспитанием. Интерес повышает работоспособность, активизирует и развивает память.

«Формирование и поощрение поисковой активности является огромным резервом развития ребёнка, способом решения проблем успешной учёбы, дальнейшей полноценной и наполненной жизни»(В.С.Ротенберг).

Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у учителя, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития, возрастания. Хор - идеальное место для развития детей.

Именно из учащихся, которые успешно сочетали учёбу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.

В любой профессиональной деятельности вне зависимости от специальности важно владеть искусством общения - друг с другом и с руководством, - особенно в условиях рыночной экономики. Уметь слушать, уметь спорить, убеждать, поощрять, уступать, давать отпор, не задевая достоинство оппонента. Хор - прекрасное место для выработки всех этих навыков.

Если ребёнок поёт в хоре, то есть надежда на то, что он вырастет умным, интеллектуально и духовно развитым человеком.

Древние греки говорили: «Хочешь быть умным - бегай, здоровым - бегай, красивым - бегай!» Всё это в полной мере можно отнести и к пению: «Хочешь быть умным - пой, здоровым - пой, красивым - пой!»

Дети, лишённые возможности петь в хоре, несут потери не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном развитии.

Сильное воздействие на участников хорового коллектива оказывает ряд факторов, важнейшими из которых являются качество и красота репертуара, пробившегося к нам иногда через многие столетия, атмосфера творческого труда, чувство единения и причастности к высокому искусству. Именно репертуар и одухотворённый труд помогают осуществить «строительство» внутреннего мира ребёнка по законам красоты.

Конечно, речь идёт о репертуаре высоком - классике, лучших образцах народной и духовной музыки, хотя не исключается и музыка отдыха, лишь бы было уравновешенное сочетание перечисленных жанров.

Высокие духовные и нравственные идеалы, воспеваемые авторами хоровых шедевров и воспринятые ребёнком, становятся со временем его богатством. Красота искусства прошедших веков освещает будущее, и её свет, озаривший детскую душу, задевает лучшие её струны, накладывает печать и на внешность юного исполнителя. Он приобретает ясный и открытый взгляд, свободную и выразительную мимику, тембрально богатый голос и отчётливую грамотную речь, чувство собственного достоинства и культуру эмоций, красивую осанку и походку. Ребёнок с годами возрастает духовно и нравственно, обретает художественный вкус, волю к труду и добру, а следовательно, свободу.

На ребёнка воздействует и творческая атмосфера в хоре - атмосфера совместного преодоления трудностей, товарищества, добра, открытости, стремления к красоте.

«Вышел хор, доложил песню», - старая грустная шутка. Чтобы исполняемое хором произведение не походило на сухой доклад, каждый хорист должен не только акустически убедительно петь, но и артистически убедительно выглядеть, быть выразительным.

Работа хормейстера над внешней выразительностью помогает раскрыть эмоционально зажатых детей. Сцена требует от исполнителя открытости, естественного артистизма.

Работа в хоре - это постоянная интеллектуальная и физическая тренировка. Занимаясь пением, ребёнок погружается в купель комплексного и многоступенчатого преобразования своей внешности и внутреннего мира. Многие осознают всё, что с ними происходило в детстве, только став взрослыми. И начинают ценить, хотя и с опозданием.

Коллективный, кропотливый труд над хоровыми произведениями не тяготит юного артиста, напротив, притягивает тем сильнее, чем в большей степени он испытывает дефицит духовности и добра в окружающей его среде.

Коллективное творчество является благоприятной почвой для развития способностей ребёнка, тренировки воли, самоконтроля, для взращивания его как личности. При пении возникает спрос на интеллектуальные, душевные и энергетические резервы организма. Так постепенно полнится копилка духовного и нравственного багажа юного певца, копилка идеалов добра, милосердия, справедливости.

Подытоживая вышесказанное, определяются масштабные выводы.

Главное, стержневое качество личности - её направленность. И пение в хоре формирует позитивную направленность человека. Лира пробуждает добрые чувства, зовёт к добрым поступкам. Она смягчает факторы негативного воздействия окружающей среды, снижает агрессивность подростка, не ослабляя его. Он силён духом, добротой, чувством собственного достоинства, уверенностью в себе.

Работа в художественном коллективе, где ставятся интересные и трудные, но выполняемые задачи, несомненно, способствует воспитанию трудолюбия. Воспитанное трудолюбие - это и противостояние идеологии потребительства, ничегонеделанию, праздности как идеалу существования.

Направленность, интерес, поисковая активность и стремление к достижению отдалённых, не сиюминутных, результатов формируют и тренируют волю, доведению начатого до конца.

Именно хор - самый массовый, демократичный, доступный и материально малозатратный из всех художественных жанров. В итоге идёт успешная социализация личности на уровне художественного коллектива, которая способна со временем помочь социализации и оздоровлению нашего общества.

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, активно влияющей на развитие как личностных качеств, так и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

·   участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

·   работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

·   хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

·   в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

·   в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает познавательные влияния и нейтрализует отрицательные;

·   в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с её лидером.

·   В хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; кстати, участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

 




2020-03-19 191 Обсуждений (0)
Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)