Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование методов музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе хорового пения



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
Использование методов музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе хорового пения 0.00 из 5.00 0 оценок




Исходя из полученных результатов диагностики на констатирующем этапе, нами был определён план формирующего эксперимента, его сроки, цель и задачи.

Цель: активизация музыкально-эстетического воспитания подростков через несущий качественную ценность репертуар в процессе хорового пения.

Задачи:

создать психолого-педагогические условия, способствующие развитию музыкально-эстетических качеств личности подростка в процессе хорового пения;

ориентированность руководителя хора на эстетически направленный репертуар;

создать дополнительные формы работы, способствующие развитию музыкально-эстетической культуры подростка.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с детьми старшего школьного возраста в условиях хоровых занятий в течении одного учебного года. Экспериментальную группу составляли те же 24 учащихся, участвовавших в констатирующем эксперименте.

Концепцию организации работы коллектива мы строили исходя из тезиса Г.Струве, что пение должно воспитывать. В связи с чем стремились, чтобы вся среда на занятиях хора стала воспитывающей. Такой подход считаем наиболее актуальным для современной культурной ситуации России, когда на ребенка с детства обрушивается поток бездуховности окружающей среды.

Атмосферу сотворчества, сотрудничества, диалогичности отношений педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В нашем опыте формой подобной диагностики является система анкетирования. Анкеты чаще анонимные, отражающие широкий спектр проблем и направленные на уточнение какого-либо конкретного вопроса, позволяют оценить отношение детей к репертуару, к формам и методам работы, к вопросам жизни хорового коллектива, к характеру общения как в детском коллективе, так и детей с педагогом; анкеты позволяют выявить уровень интереса, познавательных и художественных потребностей детей, отношение родителей к занятиям в хоре, популярности музыкально-исполнительской деятельности в сфере дополнительного образования и т.п.

Руководящим принципом стало отслеживание, мониторинг не только музыкального, но и личностного развития подростков, так как повышение исполнительского уровня коллектива невозможно без повышения общей и эстетической культуры, развития коммуникативных способностей детей. Мы отдавали себе отчет в том, что время проведенное в школе на хоровых занятиях лишь часть времени жизни учеников и стремились, чтобы эти часы стали прежде всего более эффективными для их музыкально-эстетического развития.

Из воспитательных задач приоритетными были избраны:

·   развитие коммуникативных способностей, что реализовывалось на основе укрепления духовно-нравственных связей: учитель - ученик - учащиеся - музыка;

·   создание на уроке воспитательной среды, основанной на примере взаимоотношений учитель - ученик;

·   взаимосвязь хоровых занятий с другими музыкальными дисциплинами (сольфеджио, музыкальная литература);

·   стремление расширить музыкальный кругозор.

Выше поставленные задачи обусловлены особенностями личностного развития учащихся. Важной и основной проблемой, решения которой необходимо для успешной деятельности хорового коллектива - это способность учащихся объединиться в единый творческий коллектив, несмотря на индивидуальные возможности и приоритеты в области музыкального искусства.

Учитывая, что у современных подростков часто возникают проблемы при общении и то, что в дальнейшем выпускнику школы придется включаться во взаимодействие с различными людьми - наличие развитых коммуникативных умений рассматривается нами как важнейший показатель готовности к эффективной жизнедеятельности и как одна из главных задач воспитательной работы.

В беседах с учащимися мы стремимся донести до них важные тезисы гуманной педагогики: совместное коллективное исполнение способствует развитию дружеских взаимоотношений между подростками. В организации деятельности хора стремимся, чтобы каждый учащийся осознал, что качество деятельности одного во многом определяет результат общего труда.

Для этого на первых занятиях учебного года, когда в коллектив вливаются новые ученики проводим «огонек знакомств» - первую творческую встречу. Заранее учащиеся старших классов готовят презентацию коллектива, на которой проводится экспресс интервью с вопросами: «Хор в моей жизни?», «За что я люблю свой хор?»; мини-концерт из прошлогоднего репертуара; театрализованное посвящение в «хористы» - вновь поступившие дают торжественную клятву Фее Музыки (один из учащихся старшего хора). Вновь посвященные участники хора получают эмблему и ноты с текстами песен, которые исполняются совместно.

Очень важный воспитательный вопрос, который ставится на первом занятии - сделать работу хора интересной для всех с учетом личных потребностей, интересов учащихся.

Для этого детям раздаются анкеты, на основе которых выявляются художественные приоритеты, досуговые интересы учащихся, хобби, вопросы, интересующие их в области искусства.

Таким образом, на основании выявленных интересов, совместно с детьми разрабатывается общий план работы коллектива, который включает: подбор репертуара, график концертной деятельности, музыкальных абонементов, досуговые мероприятия (День именинника, День смеха, встреча с профессиональными музыкантами).

Также совместно с детьми утверждается творческая группа, отвечающая за подготовку музыкальной газеты 1 раз в четверть, содержание которой составляют статьи, посвященные какому-либо событию музыкальной жизни (юбилею композитора), музыкальный календарь, рассказы о современной хоровой музыке, рецензии на концерты, любимые песни и музыкальные игры (кроссворды, шарады, ребусы). Важнейшей задачей является закрепление интереса к хоровому вокальному исполнительству посредством слушания аудиозаписей, просмотром видеофильмов.

Воспитанию интереса к занятиям также способствует интеграция деятельности хора с другими музыкальными дисциплинами, в частности сольфеджио, теорией, историей музыки. Занятия хора обогащают знания музыкальных стилей, музыкальных форм, жанров. Так для закрепления знаний о стилевых особенностях музыкального языка эпохи классицизма было выбрано произведение В.А.Моцарта «Весна опять вернулась». Дети еще раз смогли убедиться в процессе собственного исполнения, что музыка данной эпохи отличается своим мягким светом, легкостью конструкции и неприхотливым юмором.

Для расширения знаний о композиторах русской хоровой классики и их творчества в репертуар хора включаются произведения тех композиторов, с творчеством которых учащиеся не знакомятся на уроках музыкальной

литературы, например: А.Гречанинов «Урожай», «Козел Васька»; Ц.Кюи «Заря лениво догорает», «Царско-сельская статуя»; П.Чесноков «Зеленый шум»; Р.Глиэр «Здравствуй, весна».

Включение в репертуар хора народных песен способствует углублению представлений учащихся о фольклоре. Исполнение таких песен, как «Со вьюном я хожу», «Во кузнице», «Пойду ль я, выйду ль я» дают представление о жанровом разнообразии народно-песенного творчества.

Значительное место в воспитательной работе занимает концертная деятельность, в которой реализуется желание подростков быть популярным. Этому помогает публика, большей частью состоящая из друзей, родителей, а также TV, которое обычно присутствует на наших концертах. Исходя из проведенных наблюдений, хочется отметить, что перспектива концертного выступления является для учащихся эмоциональным стимулом.

Стало традицией выступление нашего хора в Детском Доме-интернате. Подобного рода выступления воспитывают гуманное отношение и чувство сопереживания к ближнему, помогают почувствовать радость полезности своего труда. В своей концертной деятельности хор является пропагандистом народной музыки, образцов русской и зарубежной классики, воспитывая при этом у слушателей художественный вкус.

Особенно увлекает участников хора возможность участия в конкурсах, где они имеют возможность не только показать достигнутые результаты, но и оценить работу других хоровых коллективов. После подобного рода мероприятий мы с ребятами анализируем наше выступление, выявляя положительное и отрицательное в общей дискуссии. При этом у учащихся воспитывается умение высказывать собственные суждения.

Опираясь на наблюдения, хочется отметить, что выступления хора на отчетных концертах школы искусств всегда создает особую эмоциональную атмосферу в зале. Художественный образ произведений, раскрываемый звучанием детских голосов, завладевает чувствами слушателей, переносит их в мир возвышенный, задевая самые тонкие душевные струны.

Помимо традиционных направлений работы с хоровым коллективом ведётся отработка общеразвивающих проблемных дискуссий, тематических концертов, таких как: «Мы и музыка», «Наш Моцарт», «Музыка Рождества», «К 100-летнему юбилею со дня рождения Д.Б.Кабалевского», «Песни военных лет» и т.п. Данная форма работы обуславливается учетом возрастных особенностей подростков, когда есть стремление высказать свое мнение, свою позицию, познакомиться с другими точками зрения. Для развития толерантности, учащиеся знакомятся с разными взглядами на произведения, творчеством композиторов.

Подбор песенного репертуара осуществлялся по следующим параметрам:

·   ярко выраженная принадлежность к стилям и жанрам;

·   яркая выразительность музыкальных средств;

·   художественные достоинства произведения.

Репертуар очень важен для музыкально-эстетического развития детей в процессе хорового пения. Умело подобранный, высокохудожественный, он обеспечивает творчески активную жизнь хорового коллектива, повышает музыкально-эстетическую культуру детей.

Один из главных критериев в вопросе выбора репертуара - это психолого-физиологические возможности детей данной возрастной группы. Не менее важны интересы ребят. Однако при этом хормейстер всегда должен учитывать художественные достоинства произведения, соответствия его певческим возможностям учеников.

Разучиванию песни предшествует вступительное слово или беседа руководителя хора с детьми с целью создания соответствующего эмоционального настроя, активизации воображения школьников. Затем следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. В нашей практике представление новой песни осуществляется исполнением учителя и несколькими хорошо поющими учениками (в этом случае педагог заранее готовит их к выступлению); прослушивание грамзаписи. Если показывается два варианта исполнения, то дети могут их сравнить.

В процессе разучивания хорового произведения педагог уделяет внимание не только на усвоение нотного текста, но и осмыслению литературного текста как важного средства создания музыкального образа.

После запоминания песни педагогом и детьми продумывается её исполнительский план, чтобы передать развитие музыкального образа на более высоком уровне. В конце формирующего этапа учащиеся-подростки уже проявляли больше самостоятельности и активности при осмыслении выразительности исполнения песни. Воплощение этого замысла способствовало достижению выразительного исполнения произведения.

Деятельность хора способствует установлению взаимопонимания и более дружеских взаимоотношений подростка с семьей, школы и семьи. Этому помогает: приглашение родителей на концерт, совместное пение любимых песен в заключении концерта.

В целом все направления деятельности способствовали созданию единого воспитывающего пространства, помогающее найти возможности для понимания роли хоровой музыки в эстетической культуре подростка, для его самовыражения и самообразования.

Параметры и уровни оценки в конце формирующего этапа были такими же, как и в констатирующем, но в заданиях на выявление художественно-эстетического вкуса учащихся нами был использован другой музыкальный материал.

Музыкальная викторина, предложенная учащимся, включала новый музыкальный материал:

.   П.Чесноков «Благослови душе моя господа»;

.   Ж.Металлиди «Колокольный звон»;

.   Р.Глиэр «Здравствуй, матушка зима»;

.   Е.Сидорова «Деревенская свадьба» обр. нем.н.п.;

.   А.Даргомыжский «Хор русалок» из оп. «Русалка»;

.   М.Славкин «Баба Яга»;

.   П.Чайковский «Вторая песня Леля» из оп. «Снегурочка»;

.   В.Серебренников «Давайте сохраним»;

.   А.Новиков «Мать»;

.   Л.Афанасьев «Земля родная, помни нас…» из к/ф «Вечный зов».

На выполнение всех заданий учащимся давалось некоторое время для того, чтобы они могли осмыслить полученное задание.


ТАБЛИЦА 2 Динамика развития художественно-эстетического вкуса у подростков (в конце формирующего эксперимента).

ПАРАМЕТРЫ

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

СФОРМИРОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УРОВНИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

  Абс. % Абс. % Абс. %
ВЫСОКИЙ 14 64% 14 55% 14 65%
СРЕДНИЙ 8 26% 6 30% 2 8%
НИЗКИЙ 2 9% 4 15% 8 45%

 

На контрольном этапе эксперимента, в апреле месяце 2004-2005 учебного года, был проведён сравнительно-контрольный срез с учащимися экспериментальной группы.

Цель контрольного эксперимента: на основе полученных результатов экспериментальной работы определить динамику развития музыкально-эстетической культуры у детей-подростков.

На заключительном этапе исследовательской работы, мы поставили перед собой следующие задачи:

выявить динамику развития художественно-эстетического вкуса учащихся;

провести диагностические мероприятия, связанные с подтверждением правильности выбора руководителем хора песенного репертуара, несущего эстетическую ценность;

определить результат формирования эмоциональной сферы у подростков;

оформить выводы и рекомендации по итогам эксперимента.

 

ТАБЛИЦА 3 Уровневая характеристика результатов художественно-эстетического вкуса у подростков на констатирующем и формирующем этапах

ПАРАМЕТРЫ

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

СФОРМИРОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УРОВНИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

 

Констатирующ

Формирующ.

Констатирующ

Формирующ.

Констатирующ

Формирующ.

  Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
ВЫСОКИЙ 3 10% 14 64% 6 25% 13 55% 10 45% 12 50%
СРЕДНИЙ 9 27% 8 26% 10 45% 7 30% 8 30% 8 35%
НИЗКИЙ 12 63% 2 9% 8 30% 4 15% 6 25% 4 15

 

ТАБЛИЦА 4 Динамика роста художественно-эстетического вкуса у подростков на заключительном этапе эксперимента

ПАРАМЕТРЫ

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

СФОРМИРОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УРОВНИ

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

 

Нач ОПР

Кон. ОПР

Рост

Нач ОПР

Кон. ОПР

Рост

Нач ОПР

Кон. ОПР

Рост

  Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
ВЫСОКИЙ 6 25% 14 64% 11 39% 6 25% 14 55% 8 30% 5 50% 14 65% 9 35%
СРЕДНИЙ 12 50% 8 26% 4 24% 10 45% 6 30% 4 15% 10 45% 2 8% 8 13%
НИЗКИЙ 6 25% 2 9% 4 16% 8 30% 4 15% 4 15% 9 35% 8 45% 1 10%

Проведя сравнительную характеристику результатов на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы мы выявили динамический рост по развитию художественно-эстетического вкуса у подростков.

Опыт проведения экспериментальной работы определил важные на наш взгляд моменты:

·   благодаря использованию различных форм и методов работы при работе со старшим хором удалось достичь значительных результатов в развитии художественно-эстетического вкуса у подростков;

·   тщательный и обдуманный подход педагога к подбору репертуара ведёт к развитию музыкально-эстетической культуры участников хорового коллектива.

Кроме этого мы выяснили, что учащиеся хора с большим удовольствием посещали хоровые занятия. Их участие в концертах, музыкальных абонементах «Филармонии школьника», хоровых спектаклях, на родительских собраниях были продиктованы их волеизлиянием и интересом. После завершения эксперимента, дети в своих анкетах на вопрос «Что вам дают занятия в хоре?» написали: «Помогли многое узнать о хоровом искусстве. Познакомиться с лучшими детскими и профессиональными хоровыми коллективами. Узнать о жанрах и стилях в хоровой музыке. Приобщиться к самому активному из видов музыкально практической деятельности. Стать более эмоционально отзывчивым. Приобрели музыкально-эстетическую культуру».

Проведённая опытно-практическая работа показала, что ориентированность дирижёра на эстетически направленный репертуар в старшем хоре будет способствовать развитию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку, заинтересованности к творческому процессу и, само главное, формированию у подростков музыкально-эстетической культуры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовательская работа была посвящена выявлению методов по формированию музыкально-эстетической культуры у подростков через художественно-эстетический репертуар.

Анализ литературы по данной проблеме и изучение опыта музыкально-эстетического воспитания в детских хоровых коллективах выявил, что в теории и практике работы с детским хоровым коллективом ведутся активные поиски в области совершенствования методов работы по развитию музыкально-эстетической культуры у учащихся.

В процессе исследования мы выяснили: руководитель хора, решая тактическую задачу - пробуждение у учащихся интереса к хоровому искусству, решает стратегическую задачу: всестороннее музыкальное развитие учащихся, воспитание у них музыкальной культуры, эстетических идеалов и вкусов.

Музыкально-эстетическое воспитание человека немыслимо без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в музыкальном искусстве. Музыкально-эстетическое воспитание характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребёнка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с музыкальными произведениями; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, всё это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в музыкальном искусстве. Внешний показатель музыкально-эстетического воспитания - художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве. В нём органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Изучение литературы показало, что в течение многих веков хоровое пение было средством не только музыкального самовыражения человека, но и могучим средством эстетического воспитания, так как объединяет людей общностью идей, интересов. Наше исследование также выявило, что, к сожалению, интерес к хоровому исполнительству, как традиционной форме отечественной культуры, у современных подростков неуклонно падает под воздействием следующих основных причин:

·   растущая индивидуализация музыкального предпочтения вкуса, их направленности в сторону рок-музыки;

·   у многих подростков проходит мутация голоса, в следствии чего теряется интерес к пению из-за неудовлетворенности звучания собственного голоса;

·   некоторые подростки, имея в душе интерес к хоровому пению, не желают показаться старомодными, и быть непонятыми сверстниками;

·   учитывая высокую занятость детей в общеобразовательной школе и школе искусств, многие родители не считают хор занятием нужным и обязательным для ребенка, ориентируя его на негативное восприятие хоровых занятий;

·   недооценка занятий хора со стороны педагогов-музыкантов других музыкальных дисциплин.

Так же, изучив психолого-педагогические особенности подростков, мы выявили, что период кризиса, характерный для этого периода может протекать более благоприятно, если ребёнок будет вовлечен в творческий процесс. Подростковый возраст требует от педагога особых, индивидуализированных средств воздействия.

История хоровой песни имеет многовековые корни. Хоровое произведение соединяет в себе авторов музыки, литературного текста, исполнительского коллектива, аккомпаниатора и дирижёра. Весь этот сплав пронизан личностным началом, которое определяет всё - от содержания хорового произведения до манеры его преподнесения.

Исходя из полученных теоретических сведений и изучения опыта музыкально-эстетического воспитания в ведущих детских хоровых коллективах, нами были определены параметры и критерии проведения экспериментального исследования по формированию художественно-эстетического вкуса подростка.

На констатирующем этапе эксперимента по результатам диагностики мы определили отсутствие высокого уровня в параметрах, что явилось подтверждением наших предположений о необходимости использования дополнительных средств воздействия в процессе хоровых занятий.

В ходе проведения формирующего этапа эксперимента мы использовали тщательно подобранный, с эстетической точки зрения, репертуар, а также особые методы и формы работы с детским хоровым коллективом.

Диагностика, проведённая на контрольном этапе эксперимента выявила качественную динамику развития участников хорового коллектива по всем определённым параметрам.

Проведённый эксперимент показал, что хоровые занятия оказывают большое влияние на формирование художественного вкуса, способствуют становлению личности, обогащают внутренний мир подростка яркими переживаниями; оказывают воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, учащийся проявляет большую чуткость к красоте в искусстве и жизни. Что и подтверждает истинность выдвинутой нами гипотезы.

Современное российское общество породило множество проблем. Долг каждого учителя находить не только решение узко специальных задач, но и воспитывать, развивать личность учащегося. К важным личностным качествам, которые помогут в будущем эффективной самореализации ребёнка, могут быть отнесены: толерантность, чувство ответственности, уважительное отношение к человеку, результату его труда, чувства любви к миру. Данные качества, характеризующие гуманистически ориентированную личность, могут успешно развиваться в условиях детского хорового коллектива.

Гуманизация личности подростка, как цели музыкально-эстетического воспитания в хоровом коллективе школы искусств, способствуют:

·   создание единой развивающей эстетической среды, облагораживающей чувства и мысли подростка;

·   создание атмосферы сотрудничества: учитель - родители - ученики, как основы для эффективной жизнедеятельности хора;

·   выявление художественных потребностей и интересов учащихся и создание условий для их удовлетворения в практике школьного хора;

·   целенаправленное развитие коммуникативных способностей, этики гуманистически-ориентированного поведения;

·   создание в работе хора ситуации успеха, позволяющей школьникам почувствовать радость от собственного исполнительства, от общения с педагогом и сверстниками, от встреч со зрителями;

·   организация ситуации, сближающей подростков с семьей, и способствующей духовно-нравственному и эстетическому воспитанию родителей.

Поиск внутренних созидательных резервов личности, самосовершенствование человека, разрабатывание эффективных методов овладения профессиональным мастерством - необходимые условия эстетического воспитания подрастающего поколения.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. - М., 2002.

.   Абелян Л. Детский хор института художественного воспитания АПН СССР. - М., 1976.

.   Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

.   Адищев В.И. Счастье человека - в раннем приобщении к красоте //Музыка в школе, 6-2003, с.14-17//

.   Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000.

.   Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1995.

.   Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.

.   Асафьев Б. О хоровом искусстве. - М., 1980.

.   Белкин А. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики. - Ек., 1995.

.   Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. - М., 1988.

.   Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.

.   Буланов В.Г. Метод музыкального и вокального развития в условиях интенсивной работы детского хора. - Ек., 2000.

.   Вендрова Т., Пигарева И. Воспитание музыкой. Из опыта работы. - М., 1991.

.   Воспитание духовности. //Сборник статей и тезисов.// - Ек.,1998.

.   Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965.

.   Гальперин П. Введение в психологию. - М., 1976.

.   Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. - М., 1982.

.   Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. - М., 1977.

.   Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1998.

.   Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.

.   Козлова О. Введение в теорию воспитания. - М., 1994.

.   Лихачёв Б.Т. Педагогика. - М., 1999.

.   Локшин Д. Хоровое пение в русской школе. - М., 1957.

.   Лукьянов П. Эстетическое воспитание учащихся в музыкальной хоровой студии. //Эстетическое воспитание учащейся молодежи.// -Св., 1970.

.   Малюков А. Формирование ценностного отношения к искусству у учащихся подростков. //Искусство и образование, №2-2002//

.   Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства. // «Преподаватель»,№6-2001//.

.   Малинина Е. Вокальное воспитание детей. - Л., 1967.

.   Мухина В. Возрастная психология. - М., 1998.

.   Овчинникова Т. Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания. //Работа с детским хором: Сб. ст. - М., 1981.

.   Огороднов Д. Музыкальное певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - М., 1983.

.   Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским хоровым коллективом. - М., 1999.

.   Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М., 2001.

.   Пономарев А. Жизнь детского хора. //Воспитание музыкой. Из опытной работы. /Сост. Вендрова Т., Пигарева И. - М., 1991.

.   Попов В. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1985.

.   Радугин А.А. Эстетика. - М., 1998.

.   Ромодина Л.В. Методологические аспекты музыкально-эстетического воспитания хорового коллектива //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: тез. докл. науч. практич. конф., 25-26 февраля 1999 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т, Ек., 1999.//

.   Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. Ростов-н/Д, 2004.

.   Самарин В. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М., 1999.

.   Скрябина Н.И. Хоровое пение в решении задач музыкально-эстетического воспитания //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: тез. докл. науч. практич. конф., 25-26 февраля 1999г., г. Ек. /Урал. гос. пед. ун-т, Ек.,1999.//

.   Соколов В. Работа с хором. -М., 1986.

.   Струве Г. Школьный хор. - М., 1981.

.   Стулова Г. Развитие детского голоса в процесс обучения пению. - М., 1992.

.   Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1957.

.   Ушинский К. Педагогические сочинения: в 6т. - М., 1988.

.   Шереметьев В.А. Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре. Челябинск, 2003.

.   Челышева Т. В. Спутник учителя музыки. - М., 1993.

.   Чесноков П. Хор и управление им. - М., 1961.

.   Эстетическое воспитание // Философская энциклопедия. В 5-ти тт. Т.V. - М., 1970.



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
Использование методов музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе хорового пения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование методов музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе хорового пения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)