Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 8. «Механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России».



2020-03-19 177 Обсуждений (0)
Тема № 8. «Механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России». 0.00 из 5.00 0 оценок




           Систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно рассматривать:

ü с позиции регламентирования экспорта и импорта;

ü по используемым методам (экономические методы и нетарифные ограничения).

Отличие системы государственного регулировании внешнеэкономической деятельности в России:

Ø Экономические методы используются в значительно меньшей мере, чем система административных ограничений. Это объясняется тем, что в условия, в которых может применяться система государственного регулирования в России не сформировались (рыночное условие – наличие рыночных отношений, т.к. система государственного регулирования – это один из элементов рыночной экономики).

Ø В России регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности касается не столько импортных операций, сколько нетарифных ограничений экспорта.

Ø Инструменты и методы, которые используются в российской практике отстают от системы унификации, разработанной в международной торговле.

Ø Система льгот в сфере внешнеэкономической деятельности и регулирование ее процессов, которая создает неодинаковые условия для участников ВЭД и ставит их в неоднородные ситуации по отношению друг к другу.

Ø В России достаточно активно используется инструмент контроля, чисто административная мера. В целом превалирование нетарифных ограничений на экономическими методами, степень их изменчивости, неясный процедурный механизм, отсутствие информационной базы, слабая инфраструктура ВЭД.

Ø Слабая законодательная база, на которой базируется система государственного регулирования. Он порождает превышение административных мер, их изменчивость.

Законодательная база в отношение внешнеэкономической деятельности:

* с 1 января 2003 г. действует новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;

* важный закон - «Таможенный кодекс РФ» 2003 г. (технология осуществления таможенных процедур);

* пока действует закон 1993 г. «О таможенных тарифах»;
Налоговый кодекс.

Выводы:

В области экспортной деятельности имеют место как экономические методы (в частности, использование таможенно-тарифной системы), так и использование нетарифных ограничений. Система таможенно-тарифного регулирования экспорта имеет периодический характер, т.е. в определенные периоды экспортные тарифы были отменены, потом вновь введены. Первые экспортные тарифы появились в 1991 г. вместо действующих экспортных налогов и первый экспортный тариф охватывал ≈100% товарной номенклатуры экспорта, вывозимой за пределы России.

Товарная номенклатура экспорта и сейчас достаточно ограничена. В первом Таможенном тарифе было 32 экспортных позиции, по истечении года их число значительно уменьшилось, и до 1994 г. внешнеторговая стратегия способствовала сведению на нет экспортный тарифов. Это объясняется тем, что в 1993 г. Россия активизировала свою деятельность по вступлению в ВТО (отмена экспортных тарифов, сокращение нетарифных ограничений).

Беспрепятственный вывоз сырья – это потеря экономической безопасности государства. К 1996 г. число позиций в экспортном тарифе было снижено до 1 товарной группы – нефть и нефтепродукты. С 1 июня 1996 г. и в отношении этой группы экспортный тариф был упразднен и вместо него был введен акцизный налог.

Такая ситуация сохранялась недолго – до дефолта 1998 г. Потом был вновь введен экспортный тариф. Первоначально до середины 1999 г. он был введен по ограниченным товарным позициям (нефть, газ, цветные и черные металлы). С 1999 г. – опять стал увеличиваться до первоначальной формы.

В настоящее время в товарную номенклатуру в рамках экспортного тарифа входят: все виды топлива; металлы, отходы и лом из металлов. На некоторые виды цветных металлов применяются комбинированные пошлины (фиксированные пределы ?); лесоматериалы, с/х сырье, необработанные шкуры и кожи животных. Этот тариф действует и до настоящего времени.

В составе экспортного тарифа имеют место адвалорные, комбинированные, специфические таможенные пошлины. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые установлены как специфические, дифференцируются:

o в зависимости от марки поставляемой продукции;

o в зависимости от степени очистки;

o в зависимости от уровня действующих мировых цен;

Максимальные ставки – для нефти меньшей степени очистки; минимальные ставки – для более высокой степени очистки.

           По мере роста мировых цен увеличивается и размер экспортной пошлины. Перерасчет экспортной пошлины осуществляется задним числом производства с корректировкой на акцизный налог. В определенной мере в рамках таможенно-тарифной системы используются таможенные режимы, которые позволяют менять экономический статус вывозимой экспортной продукции; получать возможность освобождения от экспортных пошлин на определенную часть или получать беспошлинную стоимость.

           В отношении экспорта действует система нетарифных ограничений экспорта:

Ø квотирование;

Ø лицензирование;

Ø экспортный контроль;

Ø валютный контроль;

Ø таможенный контроль;

Ø экспертные оценки.

Все эти меры действуют в рамках контингентирования. Система валютного контроля по экспортным операциям не входит в рамки контингентирования.

           В отношении импорта используется механизм таможенно-тарифного регулирования, который был введен в 1994 г. и фактически вступил в силу с 1995 г. Т.е импортные тарифы были введены в 1995 г., до этого не было никакого экономического воздействия на импорт. Система охватывает весь поток импортной продукции, роме того, таможенно-тарифное регулирование импорта включает:

· пошлины,

· РНБ и общий режим преференций,

· таможенную оценку ввозимой продукции,

· установление страны происхождения,

· подтверждение товарной номенклатуры ВЭД,

· таможенные режимы.

Импортные таможенные тарифы с точки зрения построения имеют одноколонный характер, однако ставки пошлин могут быть дифференцированы через РНБ или общий режим преференций. Кроме того, дифференцировать ставку пошлин позволяют таможенные режимы.

 

Экономические методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

           Экономические методы воздействия - это использование таможенно-тарифной системы, валютное регулировании и налоговая система.

           В таможенно-тарифное регулировании включаются инструменты, которые имеют место и в международной практике. Особенности:

1. Таможенно-тарифное регулирование касается и экспорта и импорта, и в экспортной части реализуется через таможенные тарифы и пошлины на вывозимые товары, с частичным использованием инструмента таможенной стоимости в отношении той части экспорта, которая подвергается обложению пошлиной. Кроме того, в системе таможенно-тарифного регулировании экспорта имеет место использование таможенных режимов, позволяющих дифференцировать систему таможенных платежей.

В импортных операциях – сфера действия гораздо шире, т.к. кроме таможенных импортных тарифов и пошлин неотъемлемой частью является таможенная стоимость ввозимых товаров, использование режима национальных преференций и ОРБ, использование инструмента страны происхождения товаров и воздействие таможенных режимов на импортируемую часть продукции.

2. Общим для экспортных и импортных операций сточки зрения таможенно-тарифной системы является использование одноколонного принципа построения таможенных тарифов, где фиксируется базовая ставка пошлин с той разницей, что для импорта эти ставки могут быть ниже или выше в зависимости от общего режима преференций (ОРП) и РНБ. Т.е. у нас используется 3х уровневая система ставок импортных пошлин:

o базовая ставка;

o удвоенная базовая ставка для импортных товаров, непользующихся РНБ на территории РФ;

o базовая ставка «-» 25% для продукции обрабатывающей промышленности, импортируемой из развивающихся стран в соответствии с общим режимом преференций.

Общим режим преференций определяется решениями ЮНКТАД ООН, который распространяется и на Россию. Есть еще беспошлинный уровень ввоза на весь импорт в Россию из слаборазвитых стран, который в соответствии с ЮНКТАД ООН включает 48 государств.

3. Общим в отношении экспорта и импорта является использование различных видов ставок таможенных пошлин. Это ставки, которые отличаются в зависимости от характера фиксации их таможенных тарифов и ставки, которые определяются особым образом за рамками таможенных тарифов.

Основная часть экспортных и импортных пошлин в таможенном тарифе – адвалорные, установленные в процентах, которые рассчитываются в таможенной стоимости. Кроме того, в таможенном тарифе зафиксированы специфические ставки, которые выражаются в денежных единицах (?) по отношению к физическому объему экспортируемых и импортируемых товаров.

Применяются также смешанные ставки, которые предполагают применение по усмотрению таможенных органов или адвалорных или специфических, т.е. помимо твердой базисной адвалорной ставки называется верхний или нижний предел специфической. Если этот предел выходит за указанные рамки, то будет начисляться адвалорная ставка.

Используются специальные ставки, которые находятся за рамками пределов таможенных тарифов по импорту, имея в виду компенсационные и антидемпинговые пошлины импортируемых товаров, размер которых определяется индивидуально, через арбитражные органы и путем подтверждения правительственного решения в зависимости от ущерба, нанесенного рынку или производителям в связи с поставкой иностранной продукции.

В экспортных тарифах специальные ставки выражаются в другом. По части товарной номенклатуры сырьевого характера по группам «нефть» и «газ» ставки экспортных пошлин имеют максимальные и минимальные пределы с учетом конъюнктурных колебаний цен на мировом рынке, по нефти - с учетом степени технологической очистки. Это предполагает, что по мере повышения мировых цен ставка экспортной пошлины увеличивается и уменьшается по мере ухудшения степени технологической очистки.

4. В системе импортных тарифов в РФ имеет место 7-уровневая система их построения. Это значит, что разрыв между минимальной ставкой и максимальной ставкой делится на 7 групп, в том числе и в рамках товарной номенклатуры ВЭД. Этот принцип противоречит международной практике и требованиям построения конвенционных импортных тарифов, которые имеют 3х-уровневую систему, предполагая, что между максимальным и минимальным размером есть только 1 уровень.

С 2002 г. российская таможня в качестве эксперимента обеспечила переход к 3х-уровневой системе в начале по 400 позициям товарной номенклатуры ВЭД, а с конца 2003 г. этот список расширился до свыше 1000 позиций. В рамках одной группы предусматривается 3 уровня ставок и таким образом исключает возможность фальсификации с помощью сертификаций, что ведет к более точному исчислению таможенной стоимости и к реальному объему импортных пошлин.

5. Что касается таможенной стоимости, то она определяется на основе тех же методов, которые используются и в мировой торговле, которые вытекают из кодекса ГАТТ по таможенной стоимости.

6. Что касается страны происхождения – это касается только импортных стран, т.к. страна происхождения товара позволяет дифференцировать суммарный режим импортных пошлин с точки зрения общего режима преференций и РНБ.

7. Использование таможенных режимов в отношении импортных товаров позволяет дифференцировать ставку пошлины, получая льготы, т.е. это режимы свободных таможенных складов и свободных таможенных зон, режим реэкспорта и другие таможенные режимы.

В рамках российской системы регулирования импорта есть ряд отступлений, который дает возможность применения льгот позволяющих освободиться от импортных пошлин:

ü это касается импорта в рамках централизованных кредитные закупок, которые осуществляются за счет государственных валютных резервов или полученных валютных кредитов;

ü импортные закупки стратегического импорта, необходимость которых диктуется особенностями российской экономики и отсутствием технологических составляющих в производстве целого ряда продукции.

Есть виды льгот, позволяющие освободиться от импортной пошлины. Под эти льготы попадают:

· топливо, необходимое для обеспечения жизнедеятельности фрахтовых судов;

· ввоз иностранной продукции в качестве уставного капитала совместного предприятия при подтверждении ТПП;

· иностранная продукция, которая ввозится в виде гуманитарной, безвозмездной, благотворительной помощи;

· иностранная продукция, которая ввозится иностранными предприятиями и организациями для обеспечения их функционирования.

В таможенно-тарифной системе регламентирования импорта важное место занимает товарная номенклатура ВЭД и необходимость ее подтверждения в процессе ее декларирования.

С точки зрения распределения максимальных и минимальных значений ставок импортных пошлин с учетом степени технологической обработки различается подход. Максимальные ставки предусмотрены для ввоза сырьевой продукции; минимальные ставки – для ввоза продукции машинно-технического характера, т.к. Россия ее практически не производит (экспортно-ориентированные отрасли скомплектованы из иностранных комплектующих). Средний уровень ставок предусмотрен для ввоза полуфабрикатов.

 

Валютное регулирование в РФ

           Инструментами валютного регулирования внешнеторговой деятельности являются инструменты функционирования валютного рынка. Валютное регулирование сводится к:

v Путем воздействия на экспортные операции через систему обязательной продажи части валютной выручки экспортеров. Эта система оправдывается огромным валютным долгом России и необходимостью создания резерва для его погашения за счет участников ВЭД. 30%-ная часть валютной выручки экспортеры должны продать в течение 7 дней с того момента, как она зачислена на транзитный счет. Эта продажа путем операций уполномоченных банков экспортеров, взимая валютную выручку, восполняют рублевым эквивалентом. И только после этого оставшаяся часть выручки может быть перемещена на текущий валютный счет экспортера. Если в течение обозначенного периода времени операция не производится, то осуществляются жесткие меры административного давления – в одностороннем порядке выручка изымается, но экспортер должен ее еще оплатить. Также может привести к том, что в следующей сделке на линии оформления паспортного контроля экспортеру будет отказано, будет проведена аудиторская проверка, взимается штраф в размере до 400% валютной выручки.

v В России также действует система валютного контроля на импортные операции и бартерные сделки. Это означает, что любой контракт, подписанный с экспортером или импортером предполагает оформление в уполномоченном банке паспорта экспортной сделки и паспорта импортной сделки. Для бартерных сделок паспорт оформляется в Министерстве экономического развития и торговли. Главная цель оформления паспортов – это то, что без них не проводится таможенное оформление.

v В рамках валютного контроля оформляется еще и досье и учетная карточка. Благодаря такому принципу кроме уполномоченных банков в систему вливается таможенная служба РФ и ЦБ РФ. В банке формируется досье экспортера и импортера и паспорт сделки(1), а 2ой паспорт сделки отправляется в таможенные органы. В таможню направляется и учетная карточка. Параллельно информация об оформлении таможенного паспорта направляется в ЦБ и Министерство экономического развития и торговли.

 

Налоговая система распространяется в основном в отношении импортируемой продукции.



2020-03-19 177 Обсуждений (0)
Тема № 8. «Механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 8. «Механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)