Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование поведения



2020-03-19 208 Обсуждений (0)
Формирование поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




2. Под содержание процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств, черт личности, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами. Главной целью является формирование всесторонне и гармонично личности.

В это связи в ОУ реализуются разнообразные направления воспитательной работы.

- Гражданско-патриотическое воспитание учащихся, включающее в себя историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание.

Основная задача государственной политики в области воспитания это воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. В этой связи приоритетным направлением воспитательной работы, проводимой в ОУ должно быть формирование у подрастающего поколения социального оптимизма и гражданской зрелости.

Воспитание уважения и преданности своей Родине, глубокое разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Российской Федерации - важнейшая цель воспитательной деятельности в современных условиях. Педагогам в процессе гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи важно уметь расширить ее интересы, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны.

- Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Духовно-нравственное воспитание должно формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одно из приоритетных. Реализация духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения возможна в аспектах:

культурно-историческом (на основе примеров отечественной культуры);

нравственно-этическом (в контексте нравственного учения о человеке, цели его жизни);

этнокультурном (на национальных традициях и обычаях народа).

- Формирование здорового образа жизни учащихся.

Сегодня национальным приоритетом является здоровый и образованный человек, поэтому наиболее актуальная из проблем воспитательной работы - проблема формирования здорового образа жизни учащихся.

В учреждениях образования необходимо всемерно пропагандировать здоровый образ жизни, так как многие учащиеся не умеют и не стремятся быть здоровыми. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Одним из ведущих направлений деятельности учреждений образования должно стать привлечение учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом, туризмом и краеведением.

- Экологическое воспитание является решающим фактором обеспечения экологической безопасности, укрепления здоровья людей. Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми в сфере экологического воспитания являются следующие:

-исследовательская деятельность по изучению природы родного края;

-практическая деятельность по охране природы: участие в её благоустройстве;

-изучение истории и культуры родного края.

- Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

- Интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения. Интеллект – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. (См. приложение № 11).

3.  Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорий педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как форма организации воспитания, инструмент воспитания, воспитательная среда (Е.А.Аркин, П.П.Блонский, Н.И.Иорданский, Н.К.Крупская). Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т.Шацкого, Н.М.Шульмана, а особенно А.С.Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф.Брюховецкий, В.А.Сухомлинский и др. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально-педагогическая система (А.Т.Куракин, Л.И.Новикова). В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как о дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых.

Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. Группа, коллектив занимают существеннейшее место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. Личностью человек не рождается, а становится. Не случайно Л. Н. Толстой писал что «человек не мыслим без общества». В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности, формируется уважение к людям понимание их желаний, мыслей, чувств. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникают система межличностных, деловых и эмоционально – психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересом воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с коллективом и обособлений его в коллектив. Существует большое число классификаций коллективов. Взаимоотношения коллектива и личности сложные. С одной стороны, коллектив, безусловно влияет на личность, он в состоянии не только формировать, но и перестраивать, перевоспитывать ее. С другой стороны, личность влияет на коллектив: каждый человек привносит в коллектив свой ум, эмоциональность, характер, способности. Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направленной на достижение цели, значимой как для личности, так для коллектива и общества в целом. Выделяют коллективы: длительно – существующее, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные.

Проблема детского коллектива – это проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Коллектив школьников является частью общества. Детские коллективы живут интересами общества, свою учебную и трудовую деятельность учащиеся неразрывно связывают с задачами общества. Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направил свои усилия А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, многие другие видные педагогики.

Широкомасштабная воспитательная деятельность дала незначительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. Попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Отсюда выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности (как ошибочно ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам личности). Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании.

А. С. Макаренко рассматривал детский коллектив не просто как механическое объединение личностей, а как сложное социальное образование, как живой социальный организм. Особое внимание А. С. Макаренко уделял становлению и развитию коллектива, организации опыта коллективной жизни, формированию радостного самочувствия личности в коллективе, рассматривал детский коллектив как полноправное явление общественной жизни. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагоги должны направлять свои усилия на органическое слияние личных и общественных целей. Личная цель не должна затеряться среди коллективных целей деятельности. Он утверждал, что коллективное воспитание создает благоприятные условия для проявления каждой личности своей индивидуальности, своих сил и возможностей. В каждой личности коллектив должен воспитать самое главное – общественную направленность. Большое внимание А. С. Макаренко уделял первичному коллективу, развитию дружеских связей в нем. Предостерегал педагогов от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках.

В своей практической деятельности А. С. Макаренко уделял серьезное внимание созданию актива. Для воспитания актива он организовывал различные виды деятельности в коллективе, использовал определенную систему органов самоуправления. А. С. Макаренко стремился, чтобы каждый воспитанник осознавал свой долг перед коллективом, чтобы он в каждую минуту жизни был готов выполнять свой долг, не ожидая распоряжения, чтобы обладал инициативой и творческой деятельностью.

Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет учение А. С. Макаренко о системе перспективных линий. Коллектив всегда должен жить ожиданием завтрашней радости. Если коллектив достиг определенной цели, а новых устремлений на будущее нет, то такой коллектив останавливается в своем развитии. В коллективе обязательно должны быть определены его перспективные пути, это, по определению А. С. Макаренко, является законом движения коллектива.

Большое внимание развитию отношений детей в коллективе уделял В. А. Сухомлинский. Он постоянно подчеркивал, что в детях надо воспитывать через взаимоотношения в коллективе одно из высочайших чувств – чувство благодарности. В. А. Сухомлинский считал, что воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке, что вносит каждая личность в коллектив. Кроме того, он указывал, что коллектив становится воспитывающим, если у него есть одухотворенная идей совместная деятельность. Духовная жизнь коллектива очень важна и зависит, по мнению В. А. Сухомлинского от индивидуального духовного богатства каждого члена. Каждый воспитанник вносит свой индивидуальный вклад в духовную жизнь коллектива. Таким образом, В. А. Сухомлинский показывает не только влияние коллектива, но и влияние личности на коллектив.

В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности раскрывает роль традиций и системы перспективных линий в создании коллектива. Заслугой В. А. Сухомлинского является учение о постепенном переходе от трудовой деятельности для первичного и общешкольного коллектива к труду на благо всего общества. При этом труд, подчеркивал он, должен доставлять радость детям, воспитывать у них гуманистические устремления. Обращаясь к учителям, В. А. Сухомлинский говорил, что, воспитывая коллектив, надо уметь видеть в нем каждого ребенка и заботливо его воспитывать.

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и современных педагогов убедительно показывает, что вне коллектива не может формироваться поколение всесторонне развитых людей.



2020-03-19 208 Обсуждений (0)
Формирование поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)