Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как определить и сформулировать триединую цель урока



2020-03-19 741 Обсуждений (0)
Как определить и сформулировать триединую цель урока 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучив эти методические рекомендации, вы будете уметь:

· Объяснять, что такое конкретная цель урока.

· Уметь преобразовывать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке.

· Анализировать ситуацию опроса с позиций достижения целей учителем и ученика.

Постановка целей урока - сложная задача для молодого учителя

Тысячи учителей занимаются планированием уроков. Часто они начинают с определения темы урока и подбора методов обучения. На второй строке в плане урока учитель пишет цель урока, но довольно часто цель урока формулируется простым перефразированием темы урока, например, «изучить имя существительное». Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать на уроке. Однако он приходит на урок для того, чтобы научить чему-то учеников, поэтому цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке. Если учитель формулирует цель для себя, то ученики не понимают, для чего они изучают материал, и начинают спрашивать: «А это будет на контрольной?».

Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что учитель сможет объяснить ученику, чему он должен научиться за урок. Понимание учебной цели учениками позволяет им стать активными участниками урока, самим планировать и организовывать свою деятельность.

Запомните: 1.Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика.

2.Цель урока сообщается ученикам в доступной форме. Цель должна быть принята учеником и понятной ими.

3. Цели обучения фиксируют учительские замыслы и идеи — чему ученик должен научиться, но ученик должен принимать цели, понимать значимость достижения цели для него, видеть, где он сможет использовать эти знания или умения.

Запомните требования к формулировке цели:
Цель должна быть
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) проверяемой;
д) конкретной.
к примеру, цель «изучить тему «Имя существительное»,или «углубить знания по теме» - не конкретная, не проверяемая, не имеющая четких критериев достижение. А цель «ознакомиться с признаками имени существительного , изучить их отличительные признаки» - четкая, конкретная, достижимая и проверяемая.

2 Прописывайте цель по частям. Исходя из современных представлений о структуре урока, его цель носит триединый характер, состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Познавательный компонент

Исходя из типа урока, формулируете образовательная цель. Когда урок предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, ее можно сформулировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей .
- обобщить и систематизировать знания о ...;
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
При формулировке целей можно использовать глаголы: «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д. На уроке-обобщении используйте слова «выделить», «обобщить», «актуализировать». На практических уроках - «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умению обращаться с…» и т.д.

Развивающий компонент цели.

Здесь частой ошибкой является стремление приписать к каждому уроку новую развивающую функцию. Но проблема в том, что развитие не идет так быстро, как обучение, и темпы развития у каждого ребенка свои. Поэтому развивающий компонент может повторяться от урока к уроку, и даже быть одним на всю тему. Вряд ли хоть один педагог сможет по истечении урока проверить, насколько развилась память или аналитические способности у ребенка или класса. Поэтому формулировка подпункта цели начинается со слов «создать условия для развития …», «способствовать развитию …» (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им, и т.д.)

Воспитательный компонент цели.

На каждом уроке педагог должен оказывать и воспитательное воздействие, а воспитание, также как и развитие, не проходит за один урок. Невозможно проверить как к концу урока будут сформированы те или иные личностные качества. Поэтому педагог также может создать только условия для воспитания, например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д. Опять же формулировка «создать (или обеспечить) условия для …». Тогда, при подведении итогов, можно проверить достигнута цель или нет, были ли применены приемы, создающие условия для формирования некоторых качеств характера и черт личности.

Приложение № 7

Памятка к написанию плана урока

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Вид урока: зависит от типа урока и определяет методы и формы урока

Цель урока: триединая образовательная, воспитательная, развивающая

1. Образовательная цель:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п.)

Умения:
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

 

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.


3. Развивающая:

АЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Музыкальные инструменты, специальное оборудование (микрофоны, пульты). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (видеомагнитофон, компьютер, мультимедиапроектор) Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий, аудио/видео - материалов (названия пособия «портрет Бетховена», «иллюстрация «Бал во дворце, 18 век», «отрывок из симфонии № 40 В.А. Моцарт, часть 1 – аудиозапись», сцена из оперы «Кармен», Бизе, выходная ария Кармен – видеозапись). Обратите внимание на постановку вопросов и заданий к аудио/видео материалам и иллюстрациям. Подумайте, как продемонстрированные материалы могут обсуждаться на уроке, какие знания вынесет ученик в результате.

 Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов формирования умений. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом.

Весь теоретический материал, понятия, устройство инструмента, характер пьесы, анализ произведения, выводы и обобщения по уроку, ключевые идеи – всё это прописывается в ходе урока. Четко формулируются задания и вопросы учащемуся и приводятся правильные ответы на них. Обтекаемые формулировки вопросов, терминов, понятий не допускаются.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Приложение № 8

Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный урок

Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

Развивающие

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).

Воспитывающие

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Средства обучения (оборудование): фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.

Методы:

Этап урока Приемы и методы Время (мин.)
1. Орг. момент Словестный 2
2. Повторение пройденного материала Словестный, наглядный 5
3. Изучение нового материала Словестный, наглядный, демонстрация, практический 28
5. Подведение итога урока Словестный 2
6. Домашнее задание Словестный 3

Ход урока:

Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, посадка за инструмент, организация внимания, Сообщение темы и цели урока Самостоятельная проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой
Повторение пройденного материала Опираясь на схему №1, повторить с учащимся изученные ранее средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, лад, ритм, тембр, штрихи   Называет средства музыкальной выразительности, дает им характеристику
Изучение нового материала Работа над музыкальным произведением.   Задание: теперь исполни эти пьесы, изменяя лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки, исполнительские штрихи.     После исполнения каждой пьесы преподаватель вместе с учащимся рассуждает над вопросами: - Что происходит с музыкой, если в ней изменить средства музыкальной выразительности (исполнительский штрих, лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки)? - Как меняется ее характер? Общий вывод: музыка изменилась, стала другая. Очень многое в музыке зависит от средств музыкальной выразительности. Игровой момент. Игра “Звуковое лото”. “Звуковое лото”– карточки на которых схематично изображены средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, лады, штрихи). Порядок игровых действий:
  1. Педагог исполняет несколько контрастных произведений.
Например:
  • П. Чайковский “Старинная французская песенка”
  • Ю. Виноградов “Танец медвежат”
  Проверка и обсуждение итогов игры.    
Ученик исполняет выученные ранее пьесы :
  • Е. Гнесина “Осенняя песенка”;
  • Ф. Лещинская “Веселый маляр”;
  • О. Сотникова “Пауки и мухи”.
  Учащийся исполняет эти пьесы, изменяя лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки, исполнительские штрихи.   Отвечает на вопросы, рассуждает   Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки “Звукового лото”, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Проверяет свою работу  
Подведение итогов урока. Мы сегодня поработали над средствами музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.   Помогает педагогу сделать вывод, подвести итог.
Домашнее задание   Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности: мажорный лад, умеренный темп, штрих staccato.   Записывает д/з

 

       Приложение № 9



2020-03-19 741 Обсуждений (0)
Как определить и сформулировать триединую цель урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как определить и сформулировать триединую цель урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)