Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика воспитанности.



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Диагностика воспитанности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные понятия: воспитанность, нравственность, мораль, этика, поведение, направленность личности.

В педагогической науке существует проблема оценки уровня воспитанности школьников и, соотвественно, проблема поиска критериев воспитанности. Дело в том, что воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью сформированных качеств личности, отражающих сиситему социальных отношений человека. Воспитанность – сложное понятие. В этой связи очень сложно определить критерии воспитанности.

Были предприняты неоднократные попытки выделить четкие критерии воспитанности.

Предлагается одна из систем. Фундаментальным понятием в данной системе является понятие нравственности.

За основу мы возьмём высказывание В.А. Сластенина о том, что нравственность - это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека». Составляющими этого понятия являются мораль («обычай, нрав, правило»), этика («привычка, обыкновение, обычай», нравственные нормы («правило, требование, определяющее как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации»). Очевидно, что во все времена общество рассматривало поведение человека в соответствии с требованиями морали. В зависимости от того, в какой мере человек соотносит убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

Одним из разработчиков критериев нравственной воспитанности является А.В. Зосимовский. Ученый считает недостаточным выделение двух типов направленности личности, традиционно принятых в педагогике: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Он сделал вывод о том, что для регуляции воспитательного процесса необходимо учитывать устойчивость и прочность мотивации поведения человека. На основе анализа возможных типов направленности исследователь выделил в качестве главных синтетических единиц три позитивные разновидности:

 -малоустойчивая (преобладание добрых, нравственных побуждений, нуждающихся в систематическом педагогическом подкреплении);

 -устойчивая (преобладание прочно утвердившихся нравственных мотивов, проявляющихся в устойчивой способности к самостоятельному нравственному поведению в обычных условиях);

 -высоко устойчивая (способность высоконравственно поступать как в повседневных, так и в труднейших ситуациях).

    Кроме этого автор выделяет три стадии отрицательной устремленности:

 -наметившиеся, но еще не успевшие укорениться нездоровые наклонности (неблаговидные поступки, не носящие злонамеренного характера);

 -успевшие утвердиться отрицательные наклонности (игнорирование общепринятых требований и правил);

 -стадия моральной запущенности (злонамеренные грубые аморальные поступки).

   А.В. Зосимовский утверждает, что выделенные типы адекватно отражают иерархию основных положений личности на условной моральной шкале. Обладая простотой и компактностью, она фиксирует значимые нравственные позиции личности. Автор утверждает, что в процессе нравственного воспитания необходимо учитывать не только общие представления человека о нравственных нормах общества, но и уровень его нравственного сознания.

Но наблюдение над состоянием нравственной воспитанности младших показывает, что, зачастую, существует разрыв между моральными знаниями детей и их поведением.

     Критерием воспитанности может также являться направленность личности. Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает). Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

 Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. Например: ответственность, склонность к сотрудничеству, социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, активность, терпимость и т.д.

Говоря, к примеру, о младших школьниках, необходимо иметь ввиду возрастные особенности учащихся. В 6-7 летнем возрасте закладываются установки личности, моральные основы. На наш взгляд, такими образующими воспитательными понятиями являются следующие: интерес к знаниям, честность, отзывчивость, культура общения, ответственность, организованность, трудолюбие, общественная активность.

Может быть предложена и такая классификация: Учение: прочность и глубина знаний, старательность, самостоятельность, внимательность, взаимопомощь, сообразительность, способность к самообразованию; любознательность Трудолюбие: организованность, собранность, аккуратность, бережливость к своей и чужой собственности, добросовестность, самостоятельность, инициативность, Патриотизм: бережное отношение к земле, растениям, животным, любовь к малой Родине (интерес, изучение) любовь к Отечеству Общественная позиция: культурные привычки (этикет), умение управлять собой, своим поведением, умение организовывать своё время, терпимость, дружелюбие, участие в общественных делах, честность, эмоциональность Здоровье: соблюдение правил личной гигиены, забота о своём здоровье, занятия спортом, отсутствие вредных привычек, культура речи, скромность.

(См. приложение № 12).



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Диагностика воспитанности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика воспитанности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)