Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИБЛИОТЕК



2020-03-19 182 Обсуждений (0)
НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИБЛИОТЕК 0.00 из 5.00 0 оценок




Модельный стандарт

Деятельности библиотек Забайкальского края

Чита, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 3

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 4

2. НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИБЛИОТЕК................................................................. 6

2.1. Библиотеки сельского поселения................................................................................... 7

2.2. Библиотеки городского поселения................................................................................ 7

2.3. Библиотеки городского округа, на территории которого находится администрация муниципального района................................................................................................... 7

2.4. Библиотеки административного центра муниципального района............................ 8

2.5. Библиотеки административного центра городского округа «Город Чита».............. 8

3. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.......................................................................... 8

3.1. Специфика обслуживания пользователей в библиотеке ............................................ 8

3.2. Услуги библиотеки .......................................................................................................... 10

3.3. Порядок учета статистических показателей............................................................... 12

4. РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ................................................................................................ 13

4.1. Библиотечные фонды ................................................................................................... 13

4.2. Электронные ресурсы.................................................................................................... 16

4.3. Здания и помещения библиотеки ................................................................................ 16

4.4. Оборудование и техника............................................................................................... 18

4.5. Кадровые ресурсы.......................................................................................................... 19

5. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ................................... 23

6. БИБЛИОТЕКА И МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО............................................................ 24

Приложение 1........................................................................................................................ 26

Оценка эффективности и качества работы учреждения................................................... 26

Приложение 2........................................................................................................................ 27

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность библиотек............................. 27

Приложение 3........................................................................................................................ 29

Список литературы............................................................................................................... 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Библиотеки выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры Забайкальского края. Главная функция библиотек – обеспечение реализации конституционных прав граждан на доступ к информации.

Деятельность библиотек регулируется федеральным и региональным законодательством. При этом существует необходимость определения оптимальных параметров функционирования библиотек, обеспечивающих их эффективную деятельность и устойчивое развитие.

Модельный стандарт деятельности библиотеки Забайкальского края представляет собой нормативный документ, разработанный с учетом отечественного и международного опыта развития библиотек, а также с учетом предложений ряда регионов России, включает основные параметры, определяющие гарантированное библиотечное обслуживание жителей муниципальных образований:

1. Территориальная доступность библиотек;

2. Доступность библиотечно-информационных ресурсов, в том числе:

- объем документного фонда;

- объем новых поступлений;

- средства технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации;

- размеры площадей помещений библиотек;

- штатная численность персонала.

Документ адресован библиотекам муниципальных образований Забайкальского края, органам местного самоуправления. Его рекомендации, наряду с другими профессиональными стандартами, в частности «Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2002, 2008), «Руководством ИФЛА/ЮНЕСКО о развитии службы публичных библиотек (СПб, 2002), следует рассматривать в контексте законодательных и иных нормативных правовых актов.

При разработке Модельного стандарта деятельности библиотек Забайкальского края был учтен ряд факторов, оказывающих существенное влияние на библиотечную ситуацию края:

- большая территориальная протяженность края – 451,5 кв. м. или 2,6 % территории России;

- суровый климат;

- малочисленность населения. Забайкальский край относится к числу малозаселенных регионов России. Средняя плотность населения края к началу 2009 г. составила 2,5 человека на 1 кв.км., при среднероссийском показателе – 8,3 человека;

- многонациональность населения;

- неудовлетворительное состояние ресурсной базы библиотек (библиотечных фондов, оборудования, технических средств).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Термины и определения

Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, имеющее упорядоченный фонд опубликованных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотечное обслуживание – совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Библиотечный фонд – упорядоченная совокупность документов, формируемая библиотекой для хранения и предоставления во временное пользование читателям и абонентам.

Документ – информация, зафиксированная специальным образом на материальной основе, в т.ч. электронным образом, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

Муниципальная библиотека (далее - библиотека) библиотека муниципального образования.

Пользователь библиотеки – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Предоставление услуги – деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

Ресурсы – средства, запасы, возможности, источники чего-либо.

Требование– потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Библиотека обеспечивает всеобщий и равный доступ к знаниям и информации для всех граждан, участвует в экономическом, социальном и культурном развитии муниципальных образований, поддерживает этническое, языковое и религиозное разнообразие, культурное самоопределение и самобытность района, округа, поселения.

    В муниципальном образовании могут функционировать следующие библиотеки:

- библиотека сельского поселения,

- библиотека городского поселения,

- библиотека сельского населенного пункта​

- детская библиотека сельского поселения,

- детская библиотека городского поселения,

- межпоселенческая библиотека или центральная районная библиотека,

- детская районная библиотека,

- центральная городская библиотека,

- библиотека административного района города,

- детская библиотека административного района города.

Библиотеки сельских и городских поселений, по решению администраций муниципальных образований, могут быть самостоятельными (иметь статус юридического лица) или являться филиалами межпоселенческой централизованной библиотечной системы района или централизованной библиотечной системы города (городского округа) – наиболее оптимальный вариант.

Межпоселенческая центральная библиотекамуниципального района (далее - МЦБ) и центральная библиотека городского округа (далее - ЦГБ), являются головными для библиотек района, городского округа.

Центральная библиотека осуществляет библиотечное обслуживание населения в режиме локального и удаленного доступа, культурно-просветительскую деятельность, формирует информационное и культурное пространство муниципального образования.

В соответствии с соглашениями между органами местного самоуправления центральная библиотека осуществляет:

- библиотечное и информационное обслуживание населения муниципального района (городского округа);

- координацию деятельности и методическое руководство библиотеками поселений (городскими филиалами), повышение квалификации библиотечных работников;

- комплектование библиотечных фондов библиотек поселений (городских филиалов)​, изучение читательского спроса, формирование сводного заказа на литературу, систематизацию и каталогизацию, техническую обработку и распределение по библиотекам;

- формирование сводного каталога (электронного каталога), автоматизированных баз данных, других поисковых систем;

- координацию формирования совместного использования ресурсов и других видов библиотечной деятельности библиотек поселений в пределах муниципального района (городского округа);

- обслуживание по межбиблиотечному абонементу (далее - МБА), через электронную доставку документов (далее - ЭДД), организацию внестационарного обслуживания населения муниципального района (городского округа);

- разработку и реализацию местных программ развития библиотечного обслуживания населения;

- культурно-досуговую деятельность в области краеведения.

Центральная детская библиотека (далее - ЦДБ) является организационно-методическим центром по библиотечной работе с детьми на всей территории муниципального образования. ЦДБ осуществляет:

- библиотечное обслуживание детей до 14 лет на принципах дифференцированного подхода в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями личности ребёнка;

- координацию деятельности, методическое руководство библиотек поселений по работе с детьми, повышение квалификации сотрудников библиотек;

- организацию досуга и общения детей;

- культурно-просветительскую деятельность, районные детские литературные фестивали, праздники, литературно-творческие конкурсы и т.д.;

- принимает участие в комплектовании фондов библиотек поселений детской литературой;

- принимает участие в разработке и реализации районных программ развития библиотечного обслуживания населения, в том числе детского.

НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИБЛИОТЕК

Физическая доступность библиотек – одно из важнейших условий реализации конституционного права граждан на доступ к информации, успешного решения задач оказания библиотечных услуг.

В каждом поселении территории (муниципального образования) должна быть как минимум 1 стационарная библиотека, оснащенная компьютерным оборудованием, электронными информационными ресурсами, подключенная к сети Интернет [п. 4 Прил. 3].

Городские и сельские поселения, в состав которых входят несколько населенных пунктов, могут иметь в них филиалы и/или внестационарные отделы обслуживания.

Если библиотека осуществляет внестационарное (надомное) обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны и труда, участников вооруженных конфликтов, инвалидов, престарелых людей, то норматив численности населения на одну библиотеку может быть уменьшен по согласованию с учредителем.

В каждом административном центре муниципального района должны быть центральная (межпоселенческая) библиотека, координирующая деятельность библиотек сельских поселений, и центральная детская библиотека.

Ежедневный режим работы (в том числе перерывы, выходные, санитарные дни) библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения.

Время работы библиотеки может составлять от 41 до 60 часов в неделю. Не менее 25 % времени работы библиотеки не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения (вечерние часы, один выходной) [п. 4 Прил. 3]. Режим работы библиотеки может быть изменен на основе данных мониторинга интенсивности посещений по согласованию с учредителем.

При отсутствии стационарной библиотеки жителям населенного пункта должна быть предоставлена любая другая удобная форма внестационарного обслуживания: библиотечный пункт, библиобус и т.п. Время работы внестационарных пунктов устанавливается в соответствии с местными условиями.



2020-03-19 182 Обсуждений (0)
НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИБЛИОТЕК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИБЛИОТЕК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)