БИБЛИОТЕКА И МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО
Опора на местных жителей, привлечение их внимания к достижениям и проблемам библиотеки является обязанностью библиотеки. Библиотека должна стремиться к активному участию населения в ее делах через общества друзей библиотеки, попечительские советы, клубы книголюбов, движение волонтеров и т.д. Библиотека – центр консолидации и развития местного сообщества формирует свой положительный образ, привлекает на свою сторону общественное мнение, демонстрирует свою специфику и свои преимущества. Для этого библиотека и ее сотрудники: - оповещают широкую общественность о целях и задачах своей деятельности; - открыто информируют население о режиме работы библиотеки, о ее услугах; - рекламируют ценность своих ресурсов, услуг и возможностей; - своевременно оповещают обо всех существенных изменениях в своей деятельности; - участвуют в социальных, культурных, образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп населения к общечеловеческим ценностям и активной деятельности; - учреждают премии (призы), почетные звания для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку. Библиотека участвует в мониторингах мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий местных жителей, постоянно анализирует качество предоставляемых ею услуг, их соответствие потребностям пользователей. Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания читателей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов. Библиотека отчитывается перед местными жителями о своей работе, особо подчеркивая участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке. Библиотека издает ежегодный отчет о своей деятельности, распространяемый среди местного населения и местной администрации. Приложение 1 Оценка эффективности и качества работы учреждения Существуют различные варианты оценки эффективности и качества работы библиотеки. Все они разработаны в соответствии с действующими нормативными документами [п.п.11, 12, 15, 16 Прил. 2]. Показатели работы библиотеки, характеризующие Эффективность и качество деятельности
Производственная эффективность | ||||||||||||||||
Охват населения книгой | % | 40% (городского поселения) 60% (сельского поселения) | До 9 | |||||||||||||
Читаемость | Количество документов, взятых одним пользователем в среднем в год | 20 | До 7 | |||||||||||||
Посещаемость | Количество посещений библиотеки 1 пользователем | 6 | До 7 | |||||||||||||
Проведение мероприятий по активизации чтения | Количество мероприятий на 300 жителей | 0,5 | До 10 | |||||||||||||
Книгообеспеченность | Томов на 1 жителя | 5-7 (городского поселения) 7-9 (сельского поселения) | До 2 | |||||||||||||
Пополнение книжного фонда | % к общему количеству книговыдач (в год) | 3,8% | До 3 | |||||||||||||
Социальная эффективность | ||||||||||||||||
Охват библиотечно-информационным обслуживанием людей с ограниченными возможностями | % от количества людей с физическим ограничением жизнедеятельности | 60% | До 3 | |||||||||||||
Использование фондов детьми и подростками | % в общем объеме книговыдачи | 30% (городского поселения) 40% (сельского поселения) | До 4 | |||||||||||||
Организационно-методическая и информационная деятельность | ||||||||||||||||
Количество методических выездов | На 1 библиотечного работника (в год) | 0,1 | До 6 | |||||||||||||
Деятельность по повышению квалификации библиотечных работников (семинары, практикумы, стажировки, тренинги и т.п.) | На 1 библиотечного работника (в год) | 0,5 | До 7 | |||||||||||||
Разработка и выпуск методических материалов, библиографических указателей и других изданий | Единиц | не менее 1 | До 5 | |||||||||||||
Программная и проектная деятельность | Количество программ и проектов ежегодно | не менее 1 | До 4 | |||||||||||||
Уровень автоматизации | ||||||||||||||||
Автоматизации рабочих мест сотрудников и пользователей библиотеки | % к общему количеству рабочих мест | 30% | До 2 | |||||||||||||
Создание собственных библиографических баз данных, в т.ч. электронного каталога | Количество записей (единиц) | от 100 | До 10 |
Соответствие стандартам качества
Индикатор общей эффективности, балл | Оценка эффективности и качества |
100 | Услуги соответствуют стандартам качества |
80 | Услуги в целом соответствуют стандартам качества |
60 | Услуги предоставляются с устранимыми нарушениями стандартов качества |
40 | Услуги не соответствуют стандартам качества |
Приложение 2
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность библиотек
Федерального значения
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
6. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
8. Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»
10. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 163 «Общероссийский классификатор услуг населению»
11. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6 «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках»
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063 «Социальные нормативы и нормы»
13. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31августа 2007 г. № 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
14. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. № 32 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)»
15. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. № 590 «Об утверждении инструкции об учете библиотечного фонда»
16. Приказ Министерства культуры СССР от 29 января 1979 г. № 53 «Об утверждении временных типовых штатов централизованных библиотечных систем Министерства культуры СССР»
2020-03-19 | 408 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: БИБЛИОТЕКА И МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы