Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика обслуживания пользователей в библиотеке



2020-03-19 174 Обсуждений (0)
Специфика обслуживания пользователей в библиотеке 0.00 из 5.00 0 оценок




Библиотека осуществляет обслуживание, обеспечивая свободный и равный доступ к информации всем категориям населения вне зависимости от пола, возраста, национальности, политических и религиозных убеждений.

Охват населения территории Забайкальского края библиотечным обслуживанием (отношение количества пользователей к числу жителей, проживающих в зоне обслуживания) должен составлять не менее 40 % согласно средне-статистическим данным по Российской Федерации.

В своей деятельности библиотека ориентируется на потребности пользователей и общества. Использует традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство (Интернет).

Библиотека участвует в экономическом и социальном развитии своих территорий, ведет культурно-просветительскую работу, формирует круг информационных потребностей, культуру чтения пользователей, содействует формированию патриотизма, гражданской ответственности, правовой грамотности, экологическому просвещению, ​приобщает к ценностям отечественной и зарубежной культуры, развивает воображение и творческое начало у детей и молодежи, организует вечера, встречи, презентации, лекции, фестивали, конкурсы и иные массовые мероприятия.

Библиотека организует дифференцированное обслуживание особых групп населения: детей, молодежи, инвалидов, престарелых, людей, представляющих различные культуры и этнические группы и др., участвует в их социальной адаптации и реабилитации:

- координирует деятельность со службами социального обеспечения;

- участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания, указанных выше социальных групп;

- формирует библиографические и фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);

- взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям пользователей;

- формирует библиотечные фонды, и приобретает оборудование для лиц с особыми потребностями;

- организует обучение персонала для работы с данными группами пользователей.

Для обеспечения доступа к информации этническим группам местного населения на родном языке библиотека:

- изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, организует базы данных по этому направлению;

- устанавливает связи, и осуществляет сотрудничество с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами;

- обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками, региональными методическими центрами;

- обеспечивает доступ к документам посредством каналов межбиблиотечной связи (межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов, внутрисистемный книгообмен).

Информационное обеспечение развития своей территории библиотека осуществляет в сотрудничестве с органами местного самоуправления, местными организациями, представителями местного сообщества:

- участвует в изучении динамики потребностей, организует базы данных по проблемам развития территории и документов местного самоуправления;

- осуществляет взаимодействие с другими библиотеками, информационными службами, учреждениями и организациями, в том числе за пределами данной местности.

Библиотека организует работу по формированию информационных потребностей и информационной культуры населения. С этой целью:

- проводит ознакомительные экскурсии по библиотеке;

- осуществляет обучение пользованию справочно-поисковым аппаратом библиотеки и отдельными его элементами, базами данных;

- ведет библиотечные уроки в образовательных учреждениях (по договорам).

Организует деятельность по популяризации историко-краеведческих знаний и информации:

- обеспечивает сбор, систематизацию и сохранность документов по вопросам местной историко-культурной жизни;

- наиболее полно отражает местные документы и материалы о данной местности в справочно-поисковом аппарате:

- составляет и издает библиографические пособия, справочники, проспекты, буклеты;

- совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий и т.п.;

- создает базы данных и электронные документы, сайты;

- переводит на электронные носители редкие краеведческие, местные издания, архивные материалы, летописи;

- осуществляет мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры своей «большой и малой родины»; участвует в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии, и др.).

Услуги библиотеки

Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки находятся в зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.

Библиотека самостоятельно определяет перечень услуг, которые отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности их предоставления, зафиксированные в «Правилах пользования библиотекой».

Библиотека должна стремиться к наиболее полному и разнообразному в ее условиях набору услуг, использовать возможности корпоративного взаимодействия.

Комплекс основных услуг, предоставляемых бесплатно:

- предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;

- предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;

- предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда в соответствии с «Правилами пользования библиотекой»;

- предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.

Взимание платы за библиотечные услуги ограничивает доступ граждан к информации, знаниям, культуре. В соответствии с «Общероссийским классификатором услуг населению», «Положением об оказании платных услуг населению», утверждаемым учредителем и администрацией библиотеки, библиотека может оказывать дополнительные сервисные услуги на основе взимания платы.

Перечень дополнительных услуг, предоставляемых на платной основе, может включать в себя:

- составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам пользователей;

- копирование документов, музыкальных и видеозаписей, иных материалов, при условии соблюдения Гражданского кодекса РФ (части четвертой);

- распечатка материалов, полученных по глобальным информационным сетям;

- формирование тематических подборок материалов по запросам читателей;

- организация и проведение платных форм культурно-просветительской и информационной деятельности;

- организация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в установленном законом порядке;

- реализация собственной интеллектуальной продукции и другие виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня предоставляемых пользователям услуг и социально-творческое развитие библиотеки, зафиксированные в Уставе библиотеки.

При оказании платных услуг, связанных с лицензированием и сертифицированием услуг и используемых продуктов, библиотекой должны быть соблюдены все требования действующего законодательства Российской Федерации, Забайкальского края.

На основе использования новейших информационных технологий, библиотека расширяет спектр услуг, создает информационные центры (правовой, экологической, социально-значимой информации, Интеллект-центры и т.п.):

- формирует фонд документов на традиционных и электронных носителях, фонд опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления, обеспечивая сбор, систематизацию и хранение;

- создает базы данных (полнотекстовые, фактографические, библиографические);

- информирует население о деятельности местных органов власти, предоставляет информацию о нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления;

- организует информационное обслуживание органов местного самоуправления.

Библиотека, расположенная в местности с развитой инфраструктурой информационных, образовательных и культурных учреждений, сотрудничает с ними, участвует в совместных культурно-просветительских мероприятиях, проектах, акциях, в работе по реализации целевых программ.



2020-03-19 174 Обсуждений (0)
Специфика обслуживания пользователей в библиотеке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика обслуживания пользователей в библиотеке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)