Актуальность исследования.
Введение В настоящее время одной из перспективных областей психологического исследования является самосознание со всеми его составляющими, так как они активно участвуют в регуляции жизнедеятельности человека. В рамках исследования проблем самосознания ведущая роль отводится самооценке: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект. Сегодня приобретает все большую актуальность проблема формирования и развития адекватной самооценки. В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. В нашем исследовании мы рассматривали самооценку как интегративное качество личности, формирующееся в процессе деятельности и проявляющееся в критическом отношении личности к себе, своим возможностям, своим личностным качествам и своему месту среди других людей. Одно из основных положений психологической теории личности - положение о том, что личность формируется в деятельности. (34, С. 15) Это ярко проявляется и в хореографии. Хореографическое искусство, выступает как средство и способ самопознания, самораскрытия личности. Особое место хореографии в воспитании и развитии школьников определяется его спецификой, а именно необходимостью иметь специальные хореографические способности для занятия этим видом деятельности. Проблема развития и формирования способностей в истории отечественной школы, педагогики и психологии всегда была актуальной. Исследования известных отечественных педагогов и психологов посвящены следующим вопросам: определению природы способностей (Б.М. Теплов, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); изучению структуры, функций способностей (Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, Г.С. Костюк и др.); изучению проблем формирования и развития способностей (А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.); изучению конкретных специальных способностей (Н.А. Ветлугина, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Л.И. Уманский и др.); индивидуальному подходу в процессе развития личности (В.П. Рабунский, И.М. Чередов, М.В. Кирсанов, Г.А. Захаров и др.). Однако в данных исследованиях не прослеживается взаимосвязь самооценки и уровня притязаний с развитием способностей личности, еще меньшее место занимают в этих исследованиях хореографические способности, даже определение этого термина как такового не существует. Кроме того, в исследованиях психологических особенностей занятий хореографией недостаточно представлен материал, касающийся формирования личности танцора, в частности, его уровня притязаний, особенно на этапе наиболее активного включения школьников в художественную деятельность - в подростковом возрасте. Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность обуславливает выбор нашей темы. Цель работы:изучить влияние самооценки и уровня притязаний ребенка на развитие его хореографических способностей. Объект исследования: самооценка, уровень притязания и способности подростков, занимающихся эстрадной хореографией. Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию адекватного уровня притязаний и самооценки, развитию хореографических способностей подростков во внешкольной деятельности. Гипотезой исследования является предположение о том, что адекватная самооценка и реальный уровень притязаний обеспечивают развитие хореографических способностей ребенка. В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические источники по данной проблеме. 2. На основе теоретических источников и практических наработок вывести определения понятий «самооценка», «уровень притязаний», «хореографические способности». 3. Выявить связь между самооценкой, уровнем притязаний и хореографическими способностями. 4. Подобрать адекватные методы исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в данной работе. 5. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы. 6. Ознакомить работников учреждения дополнительного образования с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации. Методы исследования: Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; малоформализованные методики, такие как исследующее наблюдение, беседа; полустандартизированное анкетирование: методика самооценки личности (Будасси); тест-опросник В.К. Гербачевского на определение уровня притязаний личности;индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; обучающий, формирующий, контрольный эксперименты. Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности самооценки детей подросткового возраста. Кроме того, в работе дается определение термина «хореографические способности», установлена взаимосвязь между самооценкой, уровнем притязаний и развитием способностей, реализуемых в данной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении комплексной программы для изучения влияния самооценки и уровня притязаний на развитие хореографических способностей и разработке рекомендаций по формированию этих способностей в ходе целенаправленной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ и подготовке методических рекомендаций по формированию самооценки и уровня притязаний подростка во внешкольной деятельности и в работе учреждений дополнительного образования. Базой исследования стала студия эстрадного танца «Секрет» Детского юношеского центра «Орион» г. Новокузнецка. Эксперимент проводился с октября по декабрь 2002 года с двумя группами девочек-подростков, занимающихся хореографией два года.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |