Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского



2020-03-19 449 Обсуждений (0)
Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского 0.00 из 5.00 0 оценок




По завершении одного из этапов предложенного Вам задания, когда часть задания Вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В. Гербачевского (см. табл. 1).

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени Вы согласны или не согласны с ним.

Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны - +1;

если Вы совершенно не согласны - -3; если просто не согласны - -2: если скорее не согласны, чем согласны - -1.

Если же Вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

 

Описание эксперимента

 

Исследование, организованное на основе предположения, о том, что психолого-педагогический эксперимент, формирующий адекватный уровень притязаний, обеспечивает дальнейшее развитие хореографических способностей, включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В исследовании изучались две группы студии эстрадного танца «Секрет», примерно с одинаковыми хореографическими способностями. Констатирующий этап проводился в конце октября 2002 года. Формирующий этап продолжался в течение ноября-декабря 2002 года. В контрольном эксперименте эти же участники обследованы в конце декабря 2002 года.

В первую, контрольную, группу (Группа «А») вошло десять девочек, во вторую, экспериментальную (Группа «Б»), - двенадцать. Обе группы по составу были относительно однородны. Констатирующий и контрольный эксперимент проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах, формирующий эксперимент - только в экспериментальной группе (в контрольной группе проводилось обучение по обычной программе).

На этапе констатирующего эксперимента выявлялся уровень развития хореографических способностей, а также частный уровень притязаний участников 2 групп танцевального коллектива.

В ходе обследования обеих групп собирались общие сведения о каждом подростке, оценивалось его физическое состояние: природные задатки, такие как особенности телосложения, гибкость, чувство ритма, выносливость.

Выявлялись особенности внимания (устойчивость, объем, переключаемость), восприятия (точность и осмысленность), двигательной памяти, репродуктивные способности (способности к овладению техники того или иного танцевального стиля, пластики, лексики танца).

Особое место уделялось выявлению способностей к творческому мышлению, импровизационно-исполнительским способностям.

Для выявления частного уровня притязаний на констатирующем этапе нами был выбран опросник В. Гербачевского (табл. 1). Этот выбор объясняется тем, что данный опросник позволяет проследить за развитием уровня притязаний в какой-либо деятельности, в нашем случае - хореографической. Работа с опросником проводилась после выполнения заданий педагога, причем заданий повышенной трудности, которые были одинаковы как для группы «А» так и для группы «Б».

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3).

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы)

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся:

компонент 1 - внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность;

компонент 2 - познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности;

компонент 3 - мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия;

компонент 4 - состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов;

компонент 5 - мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент;

компонент 6 - мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел:

компонент 7 - придание личностной значимости результатам деятельности;

компонент 8 - уровень сложности задания;

компонент 9 - проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием;

компонент 10 - оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности;

компонент 11 - оценка своего потенциала.

В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта:

компонент 12 - намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности;

компонент 13 - ожидаемый уровень результатов деятельности.

Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

компонент 14 - закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей;

компонент 15 - инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Ранее было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний формируется на основе трех высказываний:

. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.

. Я хочу ставить все более и более трудные цели.

. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть. Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21. Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

низкий уровень: 3-9 баллов;

средний уровень: 10-16 баллов;

высокий уровень: 17-21 балл.

Причем компонент самоуважения находится в прямой зависимости от величины остальных компонентов индивидуального профиля испытуемого, при повышении значений этих компонентов повышается компонент самоуважения, при уменьшении соответственно уменьшается.

Полученные результаты на констатирующем этапе показали, что в группе «А» уровень притязаний в целом высок: у восьми из десяти участниц он колеблется от 19 до 21 баллов (см. табл. 4). Семь девочек с развитыми хореографическими способностями (гибкость, пластичность, развитое чувство ритма, музыкальность) и лишь одна из них не обладает какими либо физическими задатками к хореографии.

У одной из девочек, с недостаточно развитыми общими хореографическими способностями (отсутствие музыкальности) - средний уровень притязаний (14 баллов), и лишь одна из участниц показала низкий уровень притязаний (4 балла) при полном отсутствии способностей к хореографии.

Среди остальных компонентов индивидуального профиля испытуемого в группе «А» наименее развиты: значимость результата - 6,4 балла; мотив смены деятельности - 9,1 балла; сложность задания - 9,9 балов; ожидаемый уровень результата - 12,1 балла; инициативность - 12,3 балла (см. табл. 11). Наглядно эти результаты представлены Рис. 1.

В группе «Б» значение компонента самоуважения несколько ниже: у 3 участниц 17 баллов, 1 - 19 баллов, 1-20 баллов, у 4-21 балл (см. табл. 5). И у оставшихся трех - средний уровень притязаний -12, 15, 16 баллов. Нельзя сказать, что все девочки, имеющие сравнительно высокий уровень притязаний, обладают хореографическими способностями. У двух из них, при почти полном отсутствии каких либо физических данных к занятиям хореографией - значение компонента самоуважения не опускается ниже 17 баллов, интересно, что у Елены С., которая относится к одаренным в хореографическом отношении личностям, компонент самоуважения также 17 баллов. Для девочек, обладающих средним уровнем притязаний характерно отсутствие как общих, так и специальных хореографических способностей, или наличие только физических задатков, таких как гибкость.

Среди остальных компонентов индивидуального профиля испытуемого в группе «А» наименее развиты: значимость результата - 9,3 балла; мотив смены деятельности - 9,4 балла; сложность задания - 8,7 балов; ожидаемый уровень результата - 10,1 балла; инициативность - 13,2 балла (см. табл. 11).

Наглядно эти результаты представлены Рис. 2.

На формирующем этапе (октябрь-декабрь 2002 г.) для участвовавших в эксперименте подростков группы «Б» были введены индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом-психологом. Обеспечивалось тесное сотрудничество между хореографом и педагогом-психологом, что позволило улучшить работу с программным материалом, помогло обеспечить коррекционно-развивающую направленность занятий хореографией.

Группа была разбита на 3 подгруппы в зависимости от уровня развития хореографических способностей. В первую подгруппу вошли четыре девочки, у которых ярко выраженные хореографические способности или, если и есть какие-то недостатки, то они компенсируются физическими задатками к этому виду деятельности. Ко второй подгруппе мы отнесли участниц с более развитыми специальными хореографическими способностями, и в третью - слабо одаренных в отношении к хореографии девочек.

Каждой группе было дано задание: подготовить танец к Новогоднему выступлению. Причем музыку, замысел, движения, лексику танца должны были подобрать сами участницы подгрупп.

С каждой подгруппой хореограф работал индивидуально, особенно большое внимание было уделено второй и третьей подгруппе. На занятиях в этих подгруппах делался акцент на развитие импровизационных, творческих способностей, для этого хореографом применялись образно-игровые танцы и упражнения (элементы психогимнастики и игротренинга, направленные на развитие творческого мышления и воображения). Каждая игра имеет в своей основе какое-нибудь учебное задание - музыкальное, двигательное или релаксационное.

Учитывая, что участницы третьей подгруппы наделены небольшими хореографическими способностями или эти способности у них вообще отсутствуют, на занятиях мы использовали концентрический метод работы. Он заключается в том, что сначала девочками изучались более простые движения танца, а когда мы видели, что они доступны участницам подгруппы, использовался более сложный материал.

Кроме того, девочкам этой группы были проведены дополнительные занятия на развитие растяжки и гибкости. Увеличена разминка с 15 до 30 минут.

 




2020-03-19 449 Обсуждений (0)
Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)