Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогический эксперимент по изучению и формированию влияния самооценки и уровня притязаний на хореографические способности ребенка



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Психолого-педагогический эксперимент по изучению и формированию влияния самооценки и уровня притязаний на хореографические способности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




Объект исследования

 

Исследование проводилось в 2 группах эстрадной студии танца «Секрет» примерно одинаковых по уровню хореографических способностей детей. Возраст участников исследования от 11 до 15 лет, из них эстрадной хореографией дети занимаются по два года.

На основе двухлетних занятий с этими группами были сделаны следующие выводы об уровне развития хореографических способностей участников:

Группа «А» состоит из 10 девочек 11-15 лет.

Только у шести есть природные задатки, такие как чувство ритма, гибкость, телосложение, необходимое для занятий хореографией; но хореографические способности развиты в достаточной мере только у четырех из них. У двух девочек из этой шестерки мы можем наблюдать отсутствие способностей к импровизации, творческому мышлению, на фоне развитых специальных хореографических способностей.

Две из десяти девочек за два года занятий вообще не выказали очевидных хореографических способностей как общих, так и специальных.

И еще две участницы этой группы при отсутствии физических задатков к занятиям хореографии обладают такими способностями как креативность, исполнительский талант.

Т.е. четыре девочки имеют ярко выраженные хореографические способности, две - вообще не отличаются хореографическими способностями, две имеют общие хореографические способности, и последние две - только специальные.

Группа «Б» состоит из 12 девочек 10-15 лет. Из них только у двух девочек наблюдаются ярко выраженные хореографические способности, как общие, так и специальные. Большинство группы (6 человек) обладают специальными хореографическими способностями при наличии физических задатков к данному виду деятельности. И четыре девочки выказали отсутствие каких-либо способностей к хореографии, занимаются без особого желания, постоянно пропускают занятия.

В нашем исследовании основное внимание уделялось группе «Б», на ее базе проводился не только констатирующий, но формирующий эксперимент, т. к. по нашему мнению группа обладает большим потенциалом в развитии общих способностей в частности, и хореографических способностей в целом.

Методы исследования

 

В исследовании применялся широкий спектр методов: малоформализованные методики (13, С. 41-51), такие как исследующее наблюдение, беседа; полустандартизированные методики - опросник, тест; психолого-педагогический формирующий эксперимент.

С помощью исследующего наблюдения выявлялись проявления интереса ребенка к тем или иным танцевальным упражнениям, уровень его активности, адекватность реакций, старательность при выполнении заданий, степень утомляемости, отвлечения на занятиях, реакции на начало и конец занятий, на оценку, правильность выполнения тех или иных движений. Все это в совокупности помогало определить уровень хореографических способностей, сформированности притязаний и самооценки. Выявлялись также межличностные отношения детей.

Неформально построенная беседа позволила увидеть в ответах и рассказах детей их собственные позиции, мотивы деятельности, оценку своего поведения, отношение к преподавателю и окружающим их сверстникам.

Для уточнения некоторых фактов, выявившихся в беседе, использовались дополнительные методы, как традиционные, хорошо известные, так и еще мало изученные. Рассмотрим кратко содержание каждого из них.

Методика самооценки личности (Будасси) (Табл.6) (12, С. 138-143)

Инструкция

Испытуемому предлагается пятьдесят слов, обозначающих отдельные черты личности (или эмоции). Он должен их просмотреть и выбрать затем из них два множества (в количестве двадцати слов в каждом). Первое множество составляется из тех слов, которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные черты его эталона («идеала»). Назовем его условно «положительным множеством». Второе множество составляется их тех слов, которые, по мнению испытуемого, характеризуют отрицательные черты личности и не должны быть в его «идеале». Назовем его условно «отрицательным множеством» (типа «антиидеал»). Оба множества будут для него эталонными в последующих операциях. Теперь испытуемый должен был выбрать из положительного множества те черты, которыми он, по его мнению, обладает. Но он должен был ориентироваться не по степени выраженности данной черты, а только по ее присутствию или отсутствию (единица - да, нуль - нет).

Затем испытуемый делал то же самое со вторым, отрицательным множеством. Он указывал те черты, которые, по его мнению, у него есть (по тому же принципу - присутствие или отсутствие).

После этого подсчитывалось количество черт, которые испытуемый выбрал из положительного множества. Это количество делилось на общее количество слов в этом множестве (т.е. на количество их в эталонном множестве). Точно так же подсчитывается количество слов, выбранных из второго, «отрицательного» множества и тоже делится на общее количество слов в этом множестве (т.е. в эталонном «антиидеале»).

Тогда в результате получаются два числа, показывающих уровень самооценки. Коэффициент по положительному множеству (Кп), близкий к единице, говорит о повышенной самооценке. Коэффициент по отрицательному множеству (Ко), близкий к единице, говорит о пониженной самооценке. Если коэффициент по отрицательному множеству близок к нулю, то самооценка повышена. Наоборот, коэффициент по положительному множеству, близкий к нулю, говорит о возможной недооценке себя.

Нахождение коэффициента ожидаемой оценки (Кп1 и Ко1) производится по тому же принципу. Только в этом случае испытуемый составляет такой «идеал», который показывает, каким бы он хотел быть в глазах окружающих. Точно так же составляется отрицательная часть идеала, т.е. множество тех черт, которыми он не хотел обладать в глазах данной (референтной) группы. Все дальнейшие операции полностью повторяют предыдущие вычисления: из обоих множеств выбираются те черты, которые, по мнению испытуемого, видят в нем окружающие. Затем это количество делится на общее количество (по данному множеству). Получаются два числа, которые показывают ожидаемую оценку данного индивидуума со стороны окружающих (референтной группы).

Тест-опросник В.К. Гербачевского на определение уровня притязаний личности (5, С. 145-150)

Из стандартизированных (тестовых) методик применялся тест-опросник В.К. Гербачевского на определение уровня притязания личности посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности.

Методика В.Г. Гербачевского, состоящая из 42 вопросов, выявляет 15 видов мотивации (табл. 1).

Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной деятельности (учебной, спортивной, производственной и т.п.). Предполагается, что после ответов на вопросы теста В.К. Гербачевского испытуемый продолжает действовать над завершением учебного или производственного задания. Время на выполнение задания не лимитировано. Задание не обязательно должно быть выполнено в один день, на одном занятии. В зависимости от конкретных учебных или производственных целей задание может выполняться на протяжении нескольких дней (с перерывами) или даже недель.



2020-03-19 194 Обсуждений (0)
Психолого-педагогический эксперимент по изучению и формированию влияния самооценки и уровня притязаний на хореографические способности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогический эксперимент по изучению и формированию влияния самооценки и уровня притязаний на хореографические способности ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)