Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение понятий «самооценка» и «уровень притязаний» в психологической литературе



2020-03-19 215 Обсуждений (0)
Определение понятий «самооценка» и «уровень притязаний» в психологической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отечественной психологии самооценка рассматривается как одна из сторон самосознания личности, как продукт её развития (Б.Г. Ананьев (1), Л.И. Божович (9), С.Л. Рубинштейн (34).

Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе» (39, С. 83)

Впервые к изучению самооценки обратился С. Куперсмит (1967). Под самооценкой он понимал присущее индивиду чувство собственной ценности, показателем которого служит определенная реакция самого индивида на окружающее. Основное внимание автор сосредоточил на влияние различных социальных факторов на генезис самооценки ребенка, это такие как стиль воспитания и поведения родителей, порядок рождения детей в семье, характер отношений ребенка со сверстниками, принадлежность к определенной этнической группе.

Р. Бернс рассматривает самооценку как структурную единицу, составляющую целостность Я - концепции, содержание которой автор относит к результату социализации. В целом Бернс Р. показал, что генезис самооценки есть процесс динамичный, не являющийся раз и навсегда законченным (6).

Отечественные ученые В.В. Столин (1983), А.Г. Асмолов (1990), И.С. Кон (1987), Д.И. Фельдштейн (1989), В.С Мерлин (1990) предполагают осуществление оценочных действий. Сущность самооценки, по мнению М.Г. Ярошевского (1971), состоит в интеграции представлений субъекта о себе с его притязаниями и собственным проектом самореализации.

Главная функция самооценки, как целостной системы, состоит в том, что она регулирует отношения человека с социумом, но при этом предлагает сохранение самобытности субъекта (К.А. Абульханова - Славская, 1991).

Развитие самооценки претерпевает качественные изменения (Т.А. Репина, М.И. Лисина, А.Е. Соловьева, 1982) и выделяется ряд уровней её развития:

уровень (низкий) - отсутствует связь между поступками и качествами личности. Индивид оценивает свое «Я» опираясь на отдельные, внешние результаты деятельности.

уровень (качественно - ситуативный) - отдельный поступок не обязательно адекватен отожествляемому с ним качеству и может иметь случайный, противоречащий другим поступкам характер. Самооценка необъективна и неустойчива.

уровень (качественно - консервативный) - качество личности абстрагируется от конкретного поступка и выступает в осознании индивида как самостоятельная объективная реальность. Особенность самооценки в этот период проявляется в единстве сосуществования констатации уже достигнутого ранее уровня развития свойств личности, наряду с недооценкой корректив вносимых в характеристику внутреннего мира новыми изменениями в поведении. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.

уровень (высший, качественно - динамичный) характеризуется осознанием взаимосвязи между качествами личности и её поступками. Самооценка имеет тенденцию к объективности, а её динамика соответствует изменениям, происходящим во внутреннем мире индивида, и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности (Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева).

Развитие личности - процесс длительный, многоуровневый и сложный. Значит, развитие личности требует длительных и систематических усилий, прилагаемых как со стороны самой личности, так и со стороны социального окружения, в котором она функционирует.

Вся совокупность условий, определяющих развитие, может быть условно разделена на две категории:

а) внешние, или средовые, условия, направленные на личность извне (социальная, развивающая среда и т.п.);

б) внутренние условия, исходящие от самой личности: степень активности, мотивация, задатки, способности, внутренняя позиция индивида по отношению к внешнему миру. Оба фактора неразрывны в своей значимости. «Личность - это «воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (34, С. 14).

Развитие самосознания детерминировано совокупностью условий, где приоритетное значение отводится общению, деятельности и оценочной системе, проявляющейся в межличностных взаимоотношениях.

Оценка значимого взрослого является одним из главных факторов становления самосознания ребенка (Д.Б. Эльконин, Е.В. Кучерева, М.И. Лисина).

Установление отношений к ребенку со стороны окружающих опирается на многие индивидуальные особенности ребенка; на особенности его характера, общее развитие, способности, манеру общения, которые входят в самооценку.

В качестве основных факторов развития самооценки можно выделить следующие: а) мотивационно - потребностный фактор; б) коммуникативно - деятельностный; в) фактор индивидуальности. Самооценка как компонент индивидуальности личности проявляется на стыке функционирования этих факторов.

Поскольку самооценка является совокупным компонентом, отражающим специфику индивидуальности и личности, то и практическое исследование её должно осуществляться как изучение комплекса признаков, включающих многоуровневое единство её особенностей (Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов, В.С. Братусь). Авторы считают, что именно многомерный подход позволяет выявить значимые влияния совокупности биологических, психологических и социальных факторов как отдельно, так и во взаимосвязи, что выражается в контексте многоуровневого подхода:

) Психофизиологический - подразумевает диагностику типологических качеств личности, имеющих преимущественно природную обусловленность.

) Психологический - включает определение индивидуальных особенностей самосознания, эмоциональной сферы.

) Социальный - предлагает изучение реально существующей оценочной системы, задаваемой в ближайшем микросоциуме ребенка.

) Социокультурный - включает изучение системы ценностных ориентаций ребенка и его ближайшего окружения.

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний (44, С. 74).

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К. Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребенок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребенок проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.



2020-03-19 215 Обсуждений (0)
Определение понятий «самооценка» и «уровень притязаний» в психологической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение понятий «самооценка» и «уровень притязаний» в психологической литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)