Смысловая организация простого предложения. Подходы к изучению смысловой организации предложения
В последнее время предложение в русском языке все более активно изучается не только со стороны его формальной устроенности, но и со стороны «смысловой формы», организации содержания. Начало изучения предложения именно в этом направлении было положено В. Сланским и А. Дмитриевским еще в 70-80-х годах XIX в. Они образно делили предложение как «драму мысли», в которой сказуемое, являющееся единственным главным членом предложения, воплощает собой действие драмы, «дополнения» выступают как действующие лица сцены и уже обстоятельства рисуют обстановку, т.е. предложение представляет собой самую сцену. В. Сланский отстаивал необходимость выделения в предложении «членов содержания» и изучения отношений этих членов. Им был предложен метод изучения под названием «уравнение предложений», но этот эпизод в истории науки не создал устойчивой традиции и не повлиял на основную линию ее развития. Традиционно как объект синтаксической науки рассматривались лишь те элементы смысла предложения, которые непосредственно связаны с его формой, в частности, значения, различающие синтаксические конструкции, образованные родственными словами разных грамматических разрядов (Кто-то болеет - Кто-то болен - Кому-то больно) или разными формами одного и того же слова (Кто-то работает - Кому-то работать). По верному замечанию Н.Д. Арутюновой, «будучи разделом грамматики, синтаксис старался не выходить за пределы собственно грамматических категорий» [5, с. 108]. Характерная черта синтаксической науки современной эпохи - сознание необходимости анализа смысла предложения в его целостности, обращение к вещественному содержанию предложения. Объектом изучения в синтаксисе является не все реальное содержание отдельного предложения как факта речи. Смысл реального речевого предложения в некоторой степени определяется конкретной ситуацией речи, условиями, в которых находится говорящий и адресах речи, их общими знаниями. Так, в бытовой ситуации сбора офисных работников домой в конце рабочего дня: «А ты не торопишься!» или «Уже шесть часов!» - имеют помимо того повествовательного, констатирующего смысла, который прямо выражен в них, еще и оценочное и побудительное значение (Странное не желание попасть поскорее домой; Уже можно собираться). Значения такого рода (прагматические) не являются объектом учения о смысловой организации предложения. Изучается лишь та сторона смысла предложения, которая определяется не конкретными условиями речи, а собственно языковыми фактами: тем, какие именно слова, в каких именно формах и как связанных друг с другом составляют предложение, т.е. формальной организацией предложения и его лексическим наполнением. Эта сторона смысла предложения типизирована, воспроизводима и составляет факт системы языка. Таким образом, при анализе предложения в семантическом аспекте (как при анализе предложения со стороны формальной организации) оно изучается как единица языка, а не как собственно речевое образование. Задача этой области науки - выявление типов смысловой организации предложения. Все исследования в области семантического синтаксиса обращены к обобщенной, воспроизводимой стороне значения предложения и имеют целью выделение типов его смысловой организации - семантических образцов предложения.
3.2 Значение предложения. Объективное и субъективное в содержании предложения
В ходе современных разнонаправленных семантических поисков вырабатывается единое понимание значения предложения как комплекса разных по своей природе компонентов. В связи с развитием семантического синтаксиса особую актуальность приобрела высказывавшаяся в разное время многими лингвистами мысль о том, что в значении предложения соединены смыслы двух принципиально различных родов: объективные, отражающие действительность, и субъективные, отражающие отношение мыслящего субъекта к этой действительности. Наиболее четко эту мысль выразил швейцарский ученый Ш. Балли, с именем которого она и связывается прежде всего. Ш. Балли предложил для двух слагаемых значений предложения название диктум (объективное содержание) и модус (выражение позиции мыслящего субъекта по отношению к этому содержанию) [9, с. 274]. Всякое предложение отражает, давая ему название, какой-то фрагмент действительности, некое «положение дел». Это может быть событие, которое можно передать фотографией или сменой кинокадров. Оно может относиться к внешнему для говорящего миру (В киоске продают афиши; Кто-то торопится) или к самому говорящему, который в этом событии участвует (В автобусе кто-то нечаянно толкнул меня). И в том и в другом случае говорящий, создавая эту часть предложения, выступает как отстраненный наблюдатель. Это может быть ситуация мыслительной операции, производимой человеком. Мыслительная операция может исходить от говорящего и тех, с кем он себя отождествляет, или от других лиц. Передавая в предложении мыслительную операцию собственного сознания или сознания другого человека, направленную на предметы внешнего мира или на него самого, говорящий тоже выступает как носитель объективной позиции. А позиция объективна в том смысле, что она не связана с ситуацией речи, исходит от говорящего не как от автора речи, а как от любого носителя сознания. Объективной (диктумной) стороной своего значения предложение существенно не отличается от слова и словосочетания. Различие наблюдается лишь в денотативной соотнесенности предложения, с одной стороны, и слова и словосочетания - с другой, т.е. в том, какого рода фрагменты действительности они обозначают. Н.Д. Арутюнова видит специфику предложения в этом отношении в том, что «денотатом предложения в отличие от денотата слов (существительного) в принципе не может быть «вещь», конкретный предмет» [5, с. 364]. Предложение может обозначать только событие, ситуацию - некоторое «положение дел» [5, с. 84]. Значение предложения, в отличие от значения слова и словосочетания, не может однако ограничиваться выражением объективной действительности - информацией о мире и его осмыслении (диктумной части значения). Выражаемую предложением мысль» нельзя свести к простому представлению, исключающему всякое активное участие со стороны мыслящего субъекта» [9, с. 134]. Субъективные смыслы могут исходить: ) от говорящего и только от него; ) от любого мыслящего субъекта. Субъективные смыслы, исходящие от говорящего, имеются в каждом предложении, в определенном объеме они составляют обязательный компонент значения предложения. Субъективный смысл каждого предложения связан с главным словом. Например; в предложениях Никто не приедет, не у кого спросить! значение отчаяния, неприятия ситуации связано с позиционно закрепленным с позиционно закрепленным в начале предложения местоимением/наречием.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |