Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы описания объективного содержания предложения



2020-03-19 257 Обсуждений (0)
Способы описания объективного содержания предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для описания объективного /отражающего действительность/ содержания в современных исследованиях используются разные понятия: с одной стороны, категории и понятия, выработанные на основе изучения лексико-семантического выражения формальных компонентов структуры /предикат, субъект, объект и др./; с другой стороны, понятия современной предикативной логики, выработанные на основе анализа суждений и их классификации по типам предиката. В данной работе семантическая интерпретация односоставных глагольных предложений строится на основе понятий первого круга, известные еще в русском классическом языкознании. /А.А. Потебня, А.А. Шахматов, В.А. Богородицкий и др./ и разрабатываемый в современной лингвистике на новой основе.

В основе названного способа анализа семантической структуры предложения лежит определенная система компонентов данной структуры.

Компонент семантической структуры предложения понимается как ее элемент, возникающий в результате взаимодействия лексической и синтаксической семантики и служащий обобщенным и абстрагированным знаком элемента отображаемой ситуации. Изложенное понимание отражает диалектический подход к данной категории. Он заключается, во-первых, во взгляде на семантический компонент как на продукт взаимодействия его составляющих сторон :лексической и семантической семантики; во-вторых, в подходе к нему с позиций взаимосвязи языка с мышлением и действительностью; в - третьих, он наделяется обобщающим и абстрагирующим свойством, выражая одновременно и отдельное, и общее, т.е. воплощая в себе единство названных противоположностей. Например: Она жила на побережье. Она - субъект существования, жила - предикат существования, на побережье - локальный конкретизатор.

Внешнее сходство системы компонентов семантической структуры предложения с системой традиционных членов предложения /подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением/ не должно приводить к мысли об их прямолинейной соотносительности. Члены предложения - это единицы грамматической структуры, семантические компоненты - единицы смысловой структуры. Понятие «семантический компонент» и «член предложения» отражают семантическую и грамматическую стороны одного и того же элемента предложения.

Каждый семантический компонент представляет собой определенную систему подкатегорий, внутри которых существуют свои разновидности. Набор семантических компонентов и их подкатегорий в целом может быть по-разному детализирован, кроме того, еще не все категории и разновидности компонентов к настоящему времени выявлены и описаны.

Составленная ниже система подкатегорий каждого компонента не претендует на завершенность.

Семантический предикат - основной компонент семантической структуры предложения, обозначающий активный или статальный признак, являющийся реальной основой предложения и отнесенный либо к предмету, либо к ситуации. На основе категориально - лексического выражения предиката создается определенная система его подкатегорий, который в целом объединяются в две разновидности: предикаты активные (предикат действия) и предикаты статальные (предикаты бытия, существования, наличия).

Семантический субъект - второй ведущий компонент семантической структуры предложения, обозначающий предмет, который является носителем активного или статального предикативного действия, процесса или состояния, а так же с ориентацией на которой оценивается предикативный признак ситуации. В систему семантического субъекта входят: субъект существования, наличия, бытия, субъект несуществования или отсутствия, субъект состояния, субъект принадлежности, субъект процесса, субъект модальных отношений и т.д.

Категория субъекта не является обязательной в каждом типе семантической структуры, которые широко распространены среди безлично - инфинитивных предложений.

Семантический объект - зависимый компонент семантической структуры предложения, обозначающий предмет, при помощи или при участии, посредстве, в наличии которого проявляется предикативный признак субъекта. Семантический объект возможен только при относительных предикатах, характер объекта определяется в основном спецификой семантического предиката, в систему семантического объекта включаются: объект воздействия, объект-адресат, объект делиберативный, объект орудийный, объект восприятия и т.д.

Семантический конкретизатор - зависимый компонент семантической структуры предложения, обозначающий различные сопутствующие предикативному признаку характеристики. Семантические конкретизаторы подразделяются на логические (конкретизаторы причины), ситуативные (конкретизатор места, времени и т.д.) и определительные (квалификационный конкретизатор, способа или образа действия).

Семантический атрибут - зависимый компонент семантической структуры предложения, обозначающий непредикативный признак предмета /понятия/, наименование которое функционирует как семантический объект или конкретизатор.

Система каждого семантического компонента устанавливается индуктивным путем на основе учета разнообразия категориально-лексического и грамматического выражения облигаторным и факультативных позиций грамматической структуры предложения.

Взаимодействие семантических компонентов /предиката, субъекта, объекта, конкретизатора, атрибута/ создает семантическую структуру предложения.

Исследуя предложение в логико-семантическом аспекте, нами учитывается то, что в современной русистике существует несколько концепций по поводу общей семантики предложения. Широкое распространение получила денотативная или референтная, концепция значения предложения, основанная на выявлении отношений между высказыванием и обозначаемой им ситуацией или событием.

 



2020-03-19 257 Обсуждений (0)
Способы описания объективного содержания предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы описания объективного содержания предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)