Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и составные части научного потенциала



2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Сущность и составные части научного потенциала 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Сущность и составные части научного потенциала

Наука в системе государственных приоритетов

1.3 Особенности взаимосвязи научной и инновационной деятельности

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА

Состояние кадрового, материально-технического и финансового потенциала научных учреждений

2.2 Организационные формы управления наукой

Проблемы защиты интеллектуальной собственности

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

Совершенствование основных направлений в области развития науки и технологий

Формирование национальной инновационной системы

3.3 Проблема повышения мотивации труда научных работников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно важным значением науки и научно-технической деятельности в развитии национальной экономики. В современных условиях наука является решающим фактором экономического развития. На долю новых знаний, воплощающихся в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 85% прироста валового внутреннего продукта. В результате растет эффективность производства и социальное развитие этих стран, увеличивается удельный вес наукоемкой продукции в структуре ВВП, улучшаются условия для обеспечения простого и расширенного воспроизводства интенсивного типа.

Это означает, что наука и высокие технологии являются основой для выхода на передовые рубежи и устойчивого развития в рамках определенной ниши мирового рынка. Альтернативой этому пути развития может быть усиление экономической, технологической и политической зависимости от других государств, переход в разряд сырьевых стран второго и третьего эшелонов.

Сегодня большинство наукоемких отраслей России находится между третьим и четвертым технологическими укладами. Технологии пятого уклада в широком масштабе в стране не применяются. Россия отстает в этой области от промышленно развитых стран на 45-50 лет.

Кризис научно-технической сферы России связан, во-первых, с резким сокращением бюджетного финансирования, во-вторых, с ослаблением государственного регулирования этой сферы и, в-третьих, недостаточным стимулированием инновационной деятельности.

Нуждается в коренной модернизации экспериментальная база многих научных учреждений, требуется существенное повышение заработной платы научных работников.

Важное значение науки в развитии национальной экономики, необходимость повышения ее потенциала в современных условиях послужили основой выбора направления данного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретических положений и научно-практических рекомендаций по дальнейшему развитию российской науки повышению ее роли в национальной экономике.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

рассмотреть содержание теоретических положений, касающихся науки и научного потенциала страны;

установить особенности взаимосвязи научной и инновационной деятельности;

выявить место науки в системе государственных приоритетов;

выделить наиболее эффективные организационные формы управления научным комплексом;

дать общую оценку состояния науки и научного потенциала России;

обосновать факторы и приоритеты роста научного потенциала страны.

Объектом исследования является научный потенциал национальной экономики.

Предметом исследования выступают экономические отношения, отражающие формирование и развитие научного потенциала России.

Методология и методы исследования. В работе использованы следующие методы: индукции и дедукции, экономико-статистические, расчетно-конструктивный, балансовый, графический, монографический и др.

Информационная база исследования включает данные Федеральной службы государственной статистики, публикации отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правительственные акты Российской Федерации, посвященные развитию научного потенциала национальной экономики.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в процессе исследования научные положения, выводы и предложения могут быть использованы при разработке стратегии развития научного потенциала страны.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Основное содержание изложено на 65 страницах, включает 5 таблиц и 4 рисунка. Библиографический список включает 32 источника.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Сущность и составные части научного потенциала

 

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература).

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. Материальное производство не ставит своей целью приращение знаний, однако такое приращение возможно в процессе производства, и его следует рассматривать как побочный продукт.

В процессе научной деятельности открываются новые знания, на основе которых создаются новая техника, технология, новые формы организации труда.

На практике превращение науки в непосредственную производительную силу означает, прежде всего, что предмет науки становится все более охватывающим различные сферы и явления. Наука предшествует материальному производству, благодаря научным исследованиям возникают новые продукты, которых нет в отрасли производства и даже в природе. Совокупность произведенных в обществе благ все в большей степени определяется уровнем развития и применением в производстве и управлении научных знаний. Изменяется место и роль человека в экономической жизни, возрастает роль человеческого капитала. Управление хозяйственными, политическими и социальными процессами осуществляется на основе четко разработанных научных программ.

Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т.п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектом научных исследований, а развитие искусства и других форм общественного сознания создает благоприятные условия для развития науки, поскольку способствует интеллектуальному творчеству людей.

Развитие науки как процесс накопления знаний уходит своими корнями в глубокую древность. Начальные знания о законах объективного мира были получены еще в рабовладельческих государствах: Греции, Риме, Египте и др. Как правило, эти знания приобретались в процессе практической деятельности в сфере материального производства и носили прикладное значение.

Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, главной производительной силой общества.

В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы: естественные, общественные и технические науки. Однако некоторые отрасли знаний находятся на стыке этих наук, например бионика, техническая эстетика, экономическая география и т.д. Ныне возрастает значение комплексных исследований, затрагивающих целые комплексы различных научных дисциплин. Примером могут служить исследования в области экологии и охраны окружающей среды, охватывающие различные области научных знаний.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких как внедрение наукоемких технологий и прогрессивных форм организации труда.

Научный потенциал - это совокупность различного рода резервов (кадровых, материально-технических, информационных и организационных), которые предназначены для решения общегосударственных задач инновационного научно-технического развития.

Внутренняя структура научного потенциала включает в себя такие составляющие, как кадровая, информационная, материально-техническая, финансовая, организационная.

Трудовые (кадровые) ресурсы - относительно самостоятельная подсистема научного потенциала. Именно от совокупности кадров, участвующих в научной деятельности, во многом зависит эффективность его использования. В свою очередь, имеет важное значение структура научных кадров, их квалификация, степень подготовленности, творческие интеллектуальные способности.

Характеристиками кадровой составляющей научного потенциала могут выступать численность исследовательского персонала, число докторов, кандидатов наук, а также докторантов, аспирантов и соискателей, число выполненных НИР, защищенных диссертаций, написанных монографий, полученных охранных документов на интеллектуальную собственность.

Информационные ресурсы - важнейшая часть научного потенциала. Представляя собой накопленное знание, научный задел, информационная составляющая выступает в виде итогов предшествующих исследований, разработок, освоения нововведений и возможности доступа к ним исследователей. Последнее приобретает особое значение в связи с укреплением института интеллектуальной собственности.

По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:

нормативно-техническая документация - технические задания, методики, стандарты, технические условия, рекомендации, патенты и др.;

научные отчеты - как правило, результат фундаментальных исследований;

образцы нововведений - опытные образцы, описания технологических процессов, регламенты и режимы, лабораторные образцы;

проектно-конструкторская документация - комплекты рабочих чертежей;

диссертации и публикации;

модели и алгоритмы;

компьютерные программы и программные комплексы, базы данных и др.

Вместе с тем, наряду с обновлением научного знания происходит процесс их «морального старения». Представляется обоснованным, что не все накопленные знания являются актуальными в современных условиях, то есть непосредственно участвуют в производстве нового знания.

Материально-технические ресурсы, являются вещественной основой НТП, определяющей его технико-технологическую базу. Представляют собой в значительной степени средства научно-исследовательского труда (научное оборудование и установки, приборы и измерительную технику, компьютерный парк, средства механизации и автоматизации исследований, разнообразный, в том числе специальный инструмент и оргтехнику). К материально-техническим ресурсам относятся также здания и сооружения организаций, выполняющих научные исследования и разработки, транспорт различных видов, объекты инфраструктуры и др.

Одной из современных тенденций развития научного потенциала является увеличение доли и значения материально-технической составляющей в его структуре, определяющей технико-технологический уровень научных исследований. Между тем техника и оборудование становятся его действенной составляющей только в сочетании с трудом квалифицированных исследователей, владеющих способами их использования.

Финансовые ресурсы научного потенциала представляют собой часть финансовых средств, выделяемых для развития научных исследований.

Особенностью данного вида ресурсов является его ограниченный характер. Это требует, с одной стороны, оптимизировать его использование, искать более экономичный вариант применения, с другой - ограниченность финансовых средств может затормозить формирование и реализацию самого научного потенциала. Экономический кризис, спад производства приводят к резкому сокращению финансирования развития науки, что неизбежно вызывает снижение уровня научного потенциала.

Организационно-управляющая составляющая определяет уровень рациональной организации деятельности научных коллективов. Она включает:

инфраструктуру научно-исследовательской деятельности (сеть научно-исследовательских учреждений, центров, библиотек, домов науки и др.);

орган исполнительной власти, координирующий научно-исследовательскую деятельность;

конфигурацию управления (звенья, диапазоны, уровни);

качество менеджмента в научной организации.

Таким образом, под организационно-управленческим компонентом НТП понимается совокупность методов и способов использования его ресурсных составляющих путем специализации труда, оптимального сочетания труда различного вида, его планирования, управления и обеспечения, то есть объединения всех ресурсов и элементов в целостную систему, обладающую определенным потенциалом.

Отсутствие до недавнего времени стратегических приоритетов развития науки, крайне ограниченные возможности отечественной экономики порождают негативные тенденции развития всех составных частей научного потенциала: кадрового, информационного, материально-технического, финансового и организационного.

Таким образом, научно-исследовательские работы представляют собой работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, проведения научных обобщений, научного обоснования проектов.

 



2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Сущность и составные части научного потенциала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и составные части научного потенциала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)