Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование основных направлений в области развития науки и технологий



2020-03-17 242 Обсуждений (0)
Совершенствование основных направлений в области развития науки и технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие науки и технологий призвано служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.

В последние годы Российское государство в лице Минпромнауки предприняло попытку использовать на практике инструментарий научно-инновационной политики. С этой целью была разработана долгосрочная концепция «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010г. и дальнейшую перспективу», одобренная президентом.

В долгосрочной концепции верно перечислены основные конкурентные преимущества, специфические для России: научно-технический комплекс, фундаментальная наука, уникальные технологии и высококвалифицированные кадры, опыт решения проблем национального масштаба, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, богатые сырьевые ресурсы. Правильно поставлены глобальные цели: переход к инновационному пути развития, увеличение ВВП и благосостояния населения, рост производства, занятие видного места в международном разделении труда благодаря наращиванию высокотехнологичного экспорта.

Однако большинство приоритетных направлений, таких как охрана интеллектуальной собственности, создание инновационной системы, структурная перестройка за счет инноваций, приближение системы стандартизации и сертификации к международным требованиям, создание интегрированных научно- техническо-образовательных структур, сохранение и развитие кадрового научного потенциала, развитие фундаментальной и прикладной науки, носят скорее декларативный характер, т.к. отсутствуют механизмы их реализации. Движение в этом направлении необходимо для того, чтобы перечисленные конкурентные преимущества России не стали конкурентными недостатками.

Затем на основе этого документа была разработана стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года. Данная стратегия выделяет следующие основные задачи:

• создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, включая условия для его расширенного воспроизводства;

• создание эффективной национальной инновационной системы;

• развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности;

• модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Решение первой задачи требует концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке; реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок; обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.

Основными результатами реализации данных мер станут увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки; укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу; рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе науки.

Вторая задача - создание эффективной национальной инновационной системы - будет решена на основе создания благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры в первую очередь венчурных фондов, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т.п.

Третья задача - развитие институтов использования и защиты прав на интеллектуальную собственность будет реализована на основе совершенствования нормативно-правовой базы; создания цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности.

Четвертая задача - модернизация экономики на основе технологических инноваций. Решение данной задачи предполагает переход от сырьевой к инновационной модели развития России.

Анализ мирового опыта развития инновационных процессов свидетельствует, что государственная поддержка субъектов инновационной деятельности должна носить комплексный характер, учитывать все параметры реальности, не противоречить общеэкономическим целям и выстраиваться с учетом концептуальных основ инновационной политики.

Важность государственного регулирования инновационной активности отмечается как западными, так и отечественными экономистами. Несмотря на расхождения в теоретических концепциях воздействия нововведений на НТП и производство, западные экономисты так или иначе сходятся на том, что государственная инновационная политика, объектом которой является нововведенческий процесс, должна включать в себя научную, техническую и производственную политику, объединять источники знаний и их потенциальных потребителей. Иными словами, инновационная политика должна быть широко распространена за пределами НТП и стать средством осуществления широкого круга изменений в обществе, т.е. связывать мероприятия в рамках государственной научно-технической политики с мероприятиями, проводимыми в рамках социальной, военной, экономической, экологической и др. В силу этого инновационную политику следует одновременно считать составляющей и научно-технической политики, и общей государственной политики.

Отечественные экономисты, С. Глазьев [4], Д.Львов [9] и другие, отмечают, что государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из важнейших условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Трудно не согласиться с основными направлениями государственной поддержки инновационной политики, которые приводит Ю. Яковец [31, с. 10].

содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности.

В более развернутом виде перечень основных функций государственных органов в инновационной сфере приведен Р. Кучуковым [7]:

аккумулирование средств на научные исследования;

координация инновационной деятельности;

стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;

создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

регулирование международных аспектов инновационных процессов.

При всех различиях в конкретном структурировании различных национальных моделей государственного регулирования инновационными процессами, основополагающие принципы их построения и функционирования сходны. Суть их сводится к тому, что государство и предпринимательство в научно-технической сфере взаимодействуют как две ответственные перед обществом в целом и работающее на благо этого общества силы, каждая из которых обладает своего рода «суверенитетом», и отношения между которыми строятся на юридически оформленной и отработанной основе, являющейся органической частью общей правовой среды, регулирующей жизнь страны.

Особое значение имеет координация федерального, регионального и местного уровней реализации инновационной политики, которая требует учета того, какие цели и какими средствами могут быть достигнуты с наибольшим эффектом на соответствующем уровне управления. Так федеральный уровень должен в первую очередь обеспечивать создание и развитие правовых рамок, общих правил игры. Прерогативой государства является поддержка инновационной деятельности, которая не имеет быстрого коммерческого эффекта, задает технологические параметры развития экономики. Так в послании Президента Федеральному собранию (2009 г.) обозначены пять основных направлений государственной поддержки в рамках технологической модернизации. Это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем радикальное повышение энергоэффективности. Региональный уровень поддержки в основном концентрируется на стимулировании инновационного предпринимательства и развитие инновационных кластеров. Именно на уровне регионов и местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки инновационного бизнеса, здесь нужно вести работу с конкретными проектами, осуществлять отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.

Итак, инновационная политика государства представляет собой совокупность целей и задач, форм и методов, принципов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Такая политика имеет временной и пространственный аспекты.

Временной аспект определяет действия государства в области инноваций на текущий момент времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика подразделяется на текущую и долговременную. Текущая заключается в оперативном регулирование инновационной деятельности. Долговременная направлена на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Пространственный аспект определяет действия государства по сановным направлениям влияния на экономику.

Цели и направления инновационной политики определяются прежде всего характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Кроме того, к целям государственной инновационной политики можно отнести: развитие, рациональное размещение и эффективное пользование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социально-экономических задач, в обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Задачами государственной инновационной политики являются:

обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности;

сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований;

создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;

создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

углубление специализации и повышение надежности связей между участниками инновационной цепи, общественного производства с наукоемкими технологиями;

перемещение стимулов в сферу инновационной активности, повышение инвестиционной и инновационной активности всех субъектов инновационной сети.

Что касается принципов государственной инновационной политики поддержки и развития инновационных сетевых структур, то к ним можно отнести:

свободу научного творчества, последовательную демократизацию научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;

развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержку малого инновационного предпринимательства;

повышение престижности научного труда и инновационной деятельности.

Объектами такой инновационной политики является множество участников и агентов инновационной сети, связанными договорами, кооперационными сделками, вырабатывающие такие правила взаимодействия между собой и государством, в результате принятия которых инновации развиваются интенсивнее. Субъектами такой политики выступают органы государственной власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

В контексте этого следует отметить, что главной задачей инновационной политики является создание целостной и эффективной национальной инновационной системы.

Для преодоления технологического отставания России необходима активная государственная поддержка науки и высоких технологий. Причем ее приоритетными направлениями должны стать:

• создание национальной инновационной системы и неуклонное развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

• обеспечение приоритетности государственной поддержки НИОКР, удвоения расходов на эти цели;

• реализация целевых программ и их распространение;

• субсидирование импорта перспективных современных технологий;

• развитие инновационной инфраструктуры, включая венчурные фонды, коллективные научные и информационные центры, инженерные парки и пр.;

• стимулирование инновационной деятельности (государственные заказы, субсидии, льготные налоги и кредиты).

Переход от сырьевой к новой модели экономического развития национальной экономики требует активной государственной поддержки НИОКР и наукоемких технологий, создания национальной инновационной системы и правовой базы для развития инновационной деятельности.



2020-03-17 242 Обсуждений (0)
Совершенствование основных направлений в области развития науки и технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование основных направлений в области развития науки и технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)