Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука в системе государственных приоритетов



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Наука в системе государственных приоритетов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наука является производительной силой общества, активно влияет на эффективность общественного производства и повышения жизненного уровня народа. Именно поэтому она должна занимать особое место в системе государственных приоритетов.

Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической, технической и экологической безопасности страны. В современных условиях без активного участия ученых и широкого внедрения достижений науки невозможно осуществить переход на экологически чистые, ресурсосберегающие и безотходные технологии. Наука предлагает практике наиболее эффективные и экономичные способы добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, применение ресурсосберегающих энергетических установок, новых материалов и химических веществ, что позволяет улучшать среду обитания человека, делать ее более безопасной для жизни людей. Улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья и, тем самым, демографической ситуации в стране.

На базе научных исследований создаются наукоемкие производства, которые приносят экономически развитым странам самые высокие доходы в процессе продажи наукоемкой продукции на внешнем рынке.

Под наукоемкой продукцией понимается новая и сложная техническая (технологическая) система определенного класса изделий, созданная высококвалифицированным персоналом на базе научных разработок, часто с использованием патентов на изобретения. Наукоемкая продукция по своим технико-экономическим параметрам соответствует уровню мировых стандартов или его повышает, особенно по таким показателям, как производительность труда, экономичность в расходовании ресурсов, экологическая чистота окружающей среды.

Высокая экономическая эффективность продажи наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках ставит в исключительно благоприятные финансовые условия страны, специализирующиеся на производстве и экспорте наукоемкой продукции, включая информационную технологию, производство компьютеров, средства множительной техники, авиастроение, ракетостроение, атомные технологии, полимерную химию. Учитывая эти преимущества, сегодня электроника авиационная техника, эффективные синтетические материалы, лекарственные препараты и другая наукоемкая продукция стали занимать лидирующее положение в промышленности таких стран, как США, Япония, ФРГ и других индустриально развитых стран

В этой связи правомерно указать, что основными причинами утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках стали недостаточное регулирование в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, обвальное снижение инвестиций в науку, фактическая ликвидация отраслевой науки, разрушение связи науки с производством. Использование новых технологий, в том числе содержащих объекты интеллектуальной собственности, в период проведения реформ сократилось почти в 20 раз. Большинство предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности было приватизировано: в авиационной - более 70% предприятий финальной продукции, радиоэлектронной - свыше 60%. Государственный заказ на разработки высоких технологий уменьшился в десятки раз. Отсутствие спроса на отечественную высокотехнологическую продукцию на внутреннем рынке фактически разорило ряд производств. При этом новыми владельцами предприятий ставилась задача не развития и обновления товарного ряда, а получения максимальной прибыли, в том числе путем передачи в аренду и продажи основных фондов в ущерб основному производству. Выживали в основном предприятия, ориентированные на зарубежный рынок или имеющие уникальные производства востребованных товаров. Таким образом, отставание отечественной науки в силу системного кризиса значительно увеличилось.

Между тем, в развитых государствах мира новые технологии обеспечивают до 85% прироста ВВП. Объем мирового рынка наукоемкой продукции превысил 12,6 трлн. долл. До 36% этой суммы - доля США, 30 - Японии, 9,5 - Германии, 6% - Китая. Доля России составляет лишь 0,3%. Причем удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта не превышает 1,5-2% (против 23% в 1990 г.).

В последнее десятилетие доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции страны снизилась до 4,8% (против 30-40% в конце 1980-х гг.). Доля инновационно-активных предприятий в России не превышает 10% (в конце 1980-х гг. - 60-70%). Вместе с тем по мере активизации государства обозначились и отдельные положительные моменты: торговля технологиями с зарубежными странами постепенно развивается и входит в цивилизационные рамки. С 2001 по 2007 г. число лицензированных соглашений на поставку (экспорт) отечественных технологий выросло в 1,3 раза, а их стоимость возросла в 1,6 раза.

Но в целом национальная инновационная система пока еще не обеспечивает эффективного государственного управления инновационной деятельностью, а отдельные разрозненные составляющие (объекты инновационной инфраструктуры) - ее комплексного развития. Выделяемые государством денежные средства на проведение НИОКР по приоритетным инновационным проектам недостаточны. Негативные тенденции могут быть преодолены только при ускоренном принятии на государственном уровне нормативных правовых актов и создании механизмов, обеспечивающих комплексное решение проблем, связанных с вовлечением в хозяйственный оборот прав на результаты научно-технической деятельности и созданием системы управления этими правами:

проведением последовательной государственной инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы, включающей правовые, экономические и организационные меры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленные на стимулирование и повышение экономической эффективности инновационной деятельности;

созданием системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечением государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры;

устранением противоречий в нормативных правовых актах, касающихся учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов предприятий, совершенствованием системы бухгалтерского учета нематериальных активов организаций научно-технической сферы и действующих стандартов;

- определением порядка распределения, закрепления и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета, разработкой системы действенных правовых норм, регламентирующих передачу исключительных прав, и контроля за их использованием;

- обеспечением инновационного преобразования отраслей промышленности и национальных интегрированных структур путем увеличения выделяемых на это государственных ресурсов в масштабах экономики страны и организации системы государственных целевых программ;

введением механизма, обеспечивающего исполнение принятых обязательств по внебюджетному финансированию НИОКР и производству инновационной продукции исполнителями государственных контрактов.

Совершенно очевидно, что в ответ на вызовы настоящего и будущего в образовании и науке должны произойти кардинальные перемены, направленные на повышение их конкурентоспособности, увеличение вклада в решение стратегических задач развития, создание модели общества и экономики развития, основанных на знании. Первостепенной задачей является повышение качества высшего образования. Для этого необходимо, во-первых, развивать и базировать высшее образование на основе научных исследований; во-вторых, вернуть и повысить престиж научного и педагогического труда на основе значительного повышения его оплаты и существенного увеличения финансирования науки и образования; в-третьих, радикально обновить материально-техническую и технологическую базу науки и образования, что позволит использовать современные образовательные технологии, интегрироваться в систему транснационального образования и успешно конкурировать на международном образовательном рынке; в-четвертых, в целях востребованности науки и образования начать реализацию стратегии не просто диверсификации экономики, а создания наукоемкой экономики.

Здесь можно подчеркнуть: на годы неправомерно откладывается приведение к мировым стандартам уровня финансирования науки, образования и здравоохранения, а также повышение нормы накопления до уровня быстроразвивающихся стран. Откладывание этих мер еще на несколько лет приведет к углублению тенденций деградации российской науки и образования и тем самым критически затруднит осуществление неоиндустриальной модернизации.

Решение проблемы сохранения и развития научно-технического потенциала должно стать первостепенной государственной задачей. Пока же Россия находится в самом начале пути к инновационной экономике. Основным источником новых машин, оборудования по-прежнему является импорт, а не отечественное производство. Проблема диверсификации производства и его технологического обновления остается одной из важнейших, без решения которой невозможно повысить национальную конкурентоспособность. Нельзя забывать о негативных последствиях: зависимость отечественной научной сферы от внешнего мира ставит в зависимое положение научное развитие страны.

Надо безотлагательно заняться развитием отечественного высокотехнологичного машиностроения и производства новейших технологий. Конечно, необходимо импортировать передовые машины, оборудование, технологии, приобретать лицензии, патенты: надо изучать их и затем разворачивать производство собственной продукции, замещая ею импортную.

В 2007 г. Минэкономразвития РФ впервые за годы реформ предоставило проект долгосрочной концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. В этой концепции приведены качественные и количественные показатели инновационного, социально ориентированного типов роста. В ней говорится, что в структуре экономики ведущая роль переходит к отраслям науки, высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного производства и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не мене 17-20% (2008 г. - 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3% (2008 г. - 1,2%). Таким образом, перед страной стоит задача не просто наращивания ВВП любыми путями, а основательного изменения его структуры. Высокотехнологичными должны стать практически все виды экономической деятельности, поэтому следует говорить о высокотехнологичных производствах не только в промышленности. В стратегиях развитых стран дифференцируются темпы роста обрабатывающих л добывающих видов деятельности, электроэнергетики, предусматривается уменьшение трудоемких, экологически вредных производств и принимаются меры, направленные на развитие биотехнологий в сельском, рыбном и лесном хозяйстве.

 



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Наука в системе государственных приоритетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука в системе государственных приоритетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)