Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционная и позитивная интерпретация педагогических проблем подростков с осложненным поведением



2020-03-17 250 Обсуждений (0)
Традиционная и позитивная интерпретация педагогических проблем подростков с осложненным поведением 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде, чем говорить об интерпретациях педагогических проблем подростков с осложненным поведением, рассмотрим, в чем видят причины появления трудных детей педагоги образовательных учреждений и родители. Согласно исследованию М.И. Рожкова (опрошено 610 человек), педагоги общеобразовательных учреждений считают, что наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения, как: табакокурение - 65% опрошенных; грубость, сквернословие - 50%; лживость - 42%; раннее начало половой жизни - 35%.

Выявлена достаточно высокая степень выраженности следующих форм отклоняющегося от нормы поведения: асоциальное поведение − 30%; отказ от учебно-трудовой деятельности − 28%; срывы уроков, прогулы − 25%.

Наименее выраженными являются: принятие алкоголя −13%; самоповреждение −12%; уходы из дома − 12%; беспорядочные половые связи − 12%; наркомания − 10%; токсикомания −10%.

Наибольшие трудности в работе педагогов наблюдаются с теми детьми, которые не хотят учиться, прогуливают уроки и не дают учиться другим, срывая уроки и мешая учителю их вести. На втором месте (42%) − грубые дети, дерзящие учителю, сквернословящие в общении с одноклассниками и учителем. Достаточно большое количество учителей (24%) испытывают трудности с детьми, которые постоянно лгут: им невозможно доверять (можно "попасться на удочку"). Некоторые учителя (18,5%) отмечают, что испытывают трудности с теми детьми, которыми не занимаются родители. Это дети, родителям которых нет до них никакого дела. Небольшое количество специалистов отмечает, что им трудно работать с интерактивными детьми, курильщиками, наркоманами и токсикоманами, агрессивными детьми; с детьми, которые убегают из дома, бродяжничают; с подростками 13−14 лет, а также с детьми, которые не умеют себя вести. И только трое учителей из опрошенных отметили, что не испытывают никаких трудностей в работе с детьми [1, с.34].

Очень многие педагоги отмечают, что имеется тенденция к снижению уровня культуры, интеллектуального уровня детей, к отсутствию элементарных навыков социального поведения. Указывают также увеличение числа детей с физической и психической патологией. Кроме этих причин достаточно часто указывают на негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения), видеофильмов; влияние плохой компании; отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и спортивных секций.

Отмечают влияние на появление осложненного поведения подростков ситуации в семье. Сюда включают: недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; "негативный пример" который дают родители детям; низкий уровень жизни, безработица и пьянство родителей; снижение интеллектуального уровня родителей.

Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определенного образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребенка. Исследование отношений родителей к проблемам трудного ребенка позволяет выявить основные направления воспитательно-профилактической работы с этими детьми. С этой целью было опрошено 800 родителей: 62,5% респондентов имеют двух детей, 35% − одного ребенка и 25% − трех детей. У 70% респондентов ребенок предоставлен "сам себе" все 12 часов в день, у 22,5% − 8 часов и у 7,5% − 4 часа в день. При этом 75% респондентов не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем.

На вопрос, какие меры воздействия вы оказываете на поведение ребенка, 40% родителей ответили, что применяют наказание (запрещают гулять, встречаться с друзьями), 37,5% воздействуют через беседы, убеждения, приведение примеров из жизни, 22,5% воздействуют на ребенка физически ("ремень").

Девиантным поведением 37,5% родителей считают нарушение принятых социальных норм и поведение, приносящее вред здоровью, 12,5% − нарушение принятых социальных норм и 50% родителей не задумывались над этой проблемой. Основными причинами отклонений в поведении детей 62,5% респондентов считают влияние улицы, 32,5% − занятость родителей, 2,5% − неполные семьи, 2,5% − экономический кризис.

По мнению 57,5% родителей, заниматься проблемами трудного ребенка должен классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог, 17,5% считают, что проблемой асоциального поведения должен заниматься психотерапевт, 15% − инспектор по делам несовершеннолетних, 10% − родители. Основной причиной тревоги родители назвали: 83,3% − компания во дворе и 16,7% − отрицательный пример отца.

На основании проведенного исследования отношения родителей к проблемам трудного ребенка можно сделать следующие выводы:

) основная масса детей большую часть дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем;

) главной мерой воздействия в семье на поведение ребенка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время;

) многие родители не задумываются над проблемой осложненного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени − их занятость.

) по мнению большинства родителей, проблемами трудного ребенка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы [1, с. 34−39].

Учителям школ хорошо известно, что если способности ребенка отстают в своем развитии, формируются односторонне, это приводит, в конечном, счете к конфликту или повышенной готовности к нему. В учебно-воспитательном процессе учителя в основном обращают внимание на способности к познанию: пунктуальность, аккуратность, послушание, вежливость, усердие в деятельности, обязательность и т.д. Первичные же способности - базовые - нередко уходят из поля зрения. Так, например, потребность ребенка в защищенности и в доброжелательном отношении учителя может проявляться в отказе посещать школу, в агрессивности, в упрямстве. Дефицит внимания к ребенку пробуждает в нем способность привлечь его к себе различными неадекватными способами. Родители же и учителя, ориентируясь только на результат внутренней борьбы ребенка - его поведенческие реакции, не могут решить проблему, усугубляют ее запретами, наказаниями и другими привычными формами воспитания. И проблема ребенка, в общем-то несложная, превращается в более серьезную, например, вызывает психосоматические нарушения, девиантное поведение.

Поскольку первичная способность - к любви - возникает на базе эмоциональных отношений, воздействие на ребенка станет более эффективным, если путь к его душе и разуму будет начинаться именно с первичных способностей. Модели такого пути на примере распространенных школьных проблем и двусторонних подходах к ним представлены в таблице 1 [2, с. 202].

 

Таблица 1 Традиционный и позитивный педагогические подходы к проблемам подростков

Проблема Воздействие на вторичные способности при традиционном подходе Воздействие на первичные способности при позитивном подходе
Лень (недостаток трудолюбия) Центрирование на усердии в деятельности: неудовлетворительная оценка, вызов родителей в школу, наказание. Центрирование на уверенности, контакте, доверии.
Систематические прогулы занятий Центрирование на пунктуальности, совестливости: педагогические беседы, извещение родителей, наказание, запреты. Центрирование на времени, образце для подражания.
Нарушение дисциплины Центрирование на послушании: вызов к директору, беседа с родителями, наказание. Центрирование на терпении.
Плохая успеваемость Центрирование на усердии, совестливости: порицание, угроза оставить на второй год обучения. Центрирование на уверенности, надежде.

Традиционный путь воздействия на "неудобное" поведение более известен, а поэтому и более приемлем. Он и более легок и краток. Силовыми методами воздействия проще добиться желаемого результата немедленно, не замечая, что у ребенка появляются другие, не менее сложные проблемы. Происходит это потому, что базовая причина не устраняется, а ищет другой канал выхода и находит его в болезни, страхах, агрессивности, девиантном поведении и др.

Понятие "способности" содержит некоторую неопределенность: их не всегда можно увидеть или измерить. В решении педагогических ситуаций необходимо постоянно обнаруживать скрытые способности, больше того - предвидеть, какими они могут стать. В каком-то смысле способности - это скрытые желания, стремления человека.

При помощи позитивной интерпретации поступка мы имеем дело не с констатацией факта, своего рода диагнозом, а с изменением точки зрения на проблему. Это помогает найти пути ее разрешения. Например, если мы интерпретируем лень как способность сохранять энергию, то, во-первых, исчезает традиционное отрицательное отношение к лени, а во-вторых, возникает вопрос: зачем ребенку необходимо сохранять энергию? А может для более важных дел, для восстановления физической и психической активности. После такого осмысления уже не нужно бороться с ленью, а надо думать о том, как восстановить физические и психические силы ребенка. Лень исчезнет после исчезновения потребности в ней [2, с. 201−204].

Также можно переосмыслить и другие педагогические проблемы подростка. Рассмотрим самые распространенные из них. Очень часто педагоги и родители страх ребенка рассматривают как трусость, неспособность к адекватному поведению в трудных ситуациях и расценивают это качество как отрицательное. Но если представить страх как способность избегать угрожающих ситуаций, осторожность, то он приобретает положительную окраску. Нарушение дисциплины - это не психологическое отрицание внешних авторитетов, сочетающееся с эмоциональными вспышками (гнев, дерзость), а способность сказать "нет". Агрессивность можно рассматривать не как воинственность, жестокость, но как способность спонтанно, эмоционально реагировать на что-либо. Упрямство - это не нежелание подчиняться установленному порядку, а способность возражать авторитетам. Акцентуации характера - способность к оригинальному стилю поведения; замкнутость - способность довольствоваться общением с собой; медлительность - способность воспринятое пережить в себе, не подвергать себя опасности; соперничество - способность отстаивать свои интересы и т.д.

Таким образом, позитивный путь воздействия на осложненное поведение подростка эффективнее традиционного, но и намного сложнее его. Ведь не так просто открыть первопричину поведения, которое может выступать лишь как реакция на неспособность ребенка удовлетворить какую-либо потребность (в безопасности, в общении, во внимании и др.), доставляющую ему дискомфорт. Очень важно не только не усугубить проблему ребенка, но и во время распознать ее истоки.




2020-03-17 250 Обсуждений (0)
Традиционная и позитивная интерпретация педагогических проблем подростков с осложненным поведением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционная и позитивная интерпретация педагогических проблем подростков с осложненным поведением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)