Список использованных источников
1. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб. метод. пособие / под ред.М.И. Рожкова. - М.: "Владос", 2001. - 240 с. . Гребнева, В. Как понять и принять ребенка во всей полноте / В. Гребнева, И. Щербаченко // Народное образование. - 2006. - № 8. - С. 201-211. . Лесун, Л.И. Методы социально-педагогической диагностики / Л.И. Лесун // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2007. - № 4. - С.17-20. . Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: "Владос", 2003. - 236 с. . Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1993. - С.24-26. . Лодкина, Т.В. Социально-педагогическая защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2007. - 208 с. . Акимова, М.К. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: "Питер", 2006. - 652 с. . Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. М.: "Владос", 2004. - 631 с. . Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: "Питер", 2002. - 257 с. . Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В.А. Сластенина, П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. - М.: "Академия", 2002 - 208 с. . Ричардсон, Р. Силы семейных уз: руководство по психотерапии в помощь семье / Р. Ричардсон. - СПб.: Акцидент, 1994. - 270 с. . Бернс, Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. М.: "Смысл", 2000. - С. 20-21. . Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: "Речь", 1999. - С.523-532. . Девиантное поведение в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 288 с. . Плесюк, Л.П. Особенности организации профилактики аддикции среди детей и подростков / Л.П. Плесюк // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2006. - № 6. - С.25-29. . Лиманская, Е.Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция / Е.Г. Лиманская // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2004. - № 5. - С. 89-105. . Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, сопровождение, коррекция: справочные материалы / Т.А. Шишковец. - М.: 5 за знания, 2006. - 192 с. Бархерит, Г.Я. Социально-психологические тренинги и психолого-педагогические консилиумы как средство преодоления осложненного поведения подростков / Г.Я. Бархерит // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2001. - № 3. - С. 63-73. 19 Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А. Осипова. - М.: СФЕРА, 2002. - 510 с. Будникова, Н. Программа работы с детьми "группы риска" / Н. Будникова, Е. Дудина // Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 4. - С.63-66. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Е.Г. Бурменская. - М.: МГУ, 1990. - 126 с. 22 Кулинкович, В.А. Коррекция асоциального поведения в подростково-юношеском возрасте / В.А. Кулинкович // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2003. - № 1. - С.64-72. Николайчик, Л.Ф. Помочь ребенку потерять ярлык "трудный" / Л.Ф. Николайчик // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2003 - № 2 - С.81-87.
Приложения Приложение А
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. РОКИЧ) Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает 2 класса ценностей: . Терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. 2. Инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция "Сейчас вам будут предъявлены набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отображать вашу истинную позицию". Приложение Б
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН Инструкции: "Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя". Обработка и интерпретация результатов проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. По каждой из шести шкал определить: уровень притязаний - расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы (0) до знака "х"; высоту самооценки - от 0 до знака "-"; значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Уровень притязаний Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта" нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и защитная, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. Приложение В
Тест-опросник "етодика изучения акцентуаций личности" К. Леонгарда - С. Шмишека. Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить "да" или "нет". Вопросы . Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным? . Восприимчивы ли вы к обидам? . Случалось ли вам иногда быстро заплакать? . Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом? . Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте? . Может ли ваше настроение меняться, от глубокой радости до глубокой печали? . Находитесь ли вы в компании в центре внимания? . Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать? . Серьезный ли вы человек? . Можете ли вы сильно воодушевиться? . Предприимчивы ли вы? . Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит? . Мягкосердечный ли вы человек? . Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези? . Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе? . Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками? . Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу? . Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событии и переживаний? . Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми? . Часто ли ваше настроение бывает подавленным? . Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы? . Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления? . Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле? . Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо? . Смогли бы вы убить человека? . Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки? . Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире? . Часто ли у вас без причины меняется настроение? . Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности? . Быстро ли вы можете разгневаться? . Можете ли вы быть бесшабашно веселым? . Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости? . Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий? . Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу? . Влияет ли на вас вид крови? . Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью? . Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо? . Трудно ли вам входить в темный подвал? . Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело? . Являетесь ли вы общительным человеком? . Охотно ли вы декламировали в школе стихи? . Убегали ли вы ребенком из дома? . Тяжело ли вы воспринимаете жизнь? . Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу? . Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора? . Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит? . Любите ли вы животных? . Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке? . Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье? . Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды? . Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей? . Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит? . Много ли вы общаетесь? . Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние? . Нравится ли вам работа организаторского характера? . Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий? . Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах? . Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой? . Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание? . Трудно ли вам пойти ночью на кладбище? . Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте? . Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем? . Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации? . Есть ли у вас предрасположенность к головной боли? . Часто ли вы смеетесь? . Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним? . Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком? . Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости? . Можно ли вас назвать страстным любителем природы? . Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь? . Пугливы ли вы? . Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет? . Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке? . Тянет ли вас иногда смотреть вдаль? . Смотрите ли вы на будущее пессимистически? . Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени? . Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании? . Переносите ли вы злость длительное время? . Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека? . Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу? 81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и - осторожны, нежели доверчивы? 82. Часто ли вы видите страшные сны? . Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд? . Становитесь ли вы радостным в веселом окружении? . Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них? . Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь? . Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)? . Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе? При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл. Ключ: 1. Демонстративность/демонстративный тип: +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. : 51. Сумму ответов умножить на 2. . Застревание/застревающий тип: +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. : 12, 46, 59. Сумму ответов умножить на 2. . Педантичность/педантичный тип: +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. : 36. Сумму ответов умножить на 2. . Возбудимость/возбудимый тип: +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3. . Гипертимность/гипертимный тип: +: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на 3. . Дистимность/дистимический тип: +: 9, 21, 43, 75, 87. : 65, 53, 31. Сумму ответов умножить на 3. . Тревожность/тревожно-боязливый тип: +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. : 5. Сумму ответов умножить на 3. . Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип: +: 10, 32, 54, 76. Сумму ответов умножить на 6. . Эмотивность/эмотивный тип: +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. : 25. Сумму ответов умножить на 3. . Циклотимность/циклотимный тип: +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. Сумму ответов умножить на 3. Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному, типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде "профиль личностной акцентуации". Приложение Г
ТЕСТ-ОПРОСНИК САН Этот бланковый тест, предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3210123), расположенных между 30 парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Типовая карта Фамилия, инициалы_______________________________ Пол____________________________________________ Возраст_________________________________________ Дата___________________________________________ Время__________________________________________
Код опросника Вопросы на самочувствие - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Вопросы на активность - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Вопросы на настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл, следующий за ним индекс 2 - за 2 балла, индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюсы шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. По этим баллам подсчитывается среднее арифметическое - как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценка активности, настроения и самочувствия обычно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Приложение Д
Опросник "Анализ семейного воспитания" (АСВ) 1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери). . У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном. . Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители. . Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама). . Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его (ее) товарищей (подруг). . Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь делать по дому. . Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды родителей. . Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет. . Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал (а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка. . Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь). . Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) за что в другое время наказала бы. . Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга. . Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие. . Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил (а) неправильно по отношению к нему (к ней). . У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали. . Общение с детьми, в общем-то, очень утомительное дело. . У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя. . Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал (а) бы мне. . Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины. . Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины. . Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни. . Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь). 23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам (а) хочет, даже если она дорогая. . Мой сын (дочь) непонятлив (а). Легче самому два раза сделать, чем раз объяснить ему (ей). . Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой). . Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-либо, а потом плюну и сделаю сама (сам). . Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки. . Мой сын (дочь) сам (а) решает, с кем ему дружить. . Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их. . Я очень редко ругаю сына (дочь). . В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем. . Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем сын с мужем. . Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым (ой). . Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше всего сделать так, как он хочет. . Мой ребенок рос слабым и болезненным. . Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего. . У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь. . Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее). . Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины. . Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины. . Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени. . Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания. . Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого. . Если долго быть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать. . Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела. . За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле. . Главное, чему родители должны научить своих детей, - это слушаться. . Мой сын (дочь) сам (а) решает курить ему (ей) или нет. . Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него. . По характеру я - мягкий человек. . Если моему сыну (дочери) чего-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении. . Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение. . Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело. . Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти. . Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери). . Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо . Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно выползают, несмотря на все меры. . Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену). . Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина. . Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина. . Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказать. . Бывало, что я не узнавал (а) о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел (а) в дневник. . Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя . Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сама лучше знаю, что (ей) нужно. . У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его товарищей. . Дома мой сын (дочь) делает только то, ему (ей) хочется, а не то, что надо. . Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей. . Мой сын (дочь) сам (а) решает, на что ему (ей) тратить свои деньги. . Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим. . От наказаний мало проку. . Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуй другие, наоборот, - очень строги. . Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил (а) никого, кроме меня. . Когда мой сын (дочь) был (а) маленький (ой), он (а) мне нравился (лась) больше, чем теперь. . Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью). . В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему (ей). . Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, взамен не получаешь ничего. . Моему сыну (дочери) мало помогает доброе слово. Единственное, что него действует - это постоянные строгие наказания. . Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня. . Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. . Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. . Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д. . Нередко приходится (приходилось) подписывать дневник за несколько недель сразу. . Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет. . Мне больше нравятся тихие и спокойные дети. . Мой сын (дочь) много помогает мне (дома или на работе). . У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому. . Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители. . Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет. . Бывают случаи, когда лучшее наказание - это ремень. . Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом. . Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое. . Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, я наверняка в него влюбилась бы. . Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими. . В недостатках моего сына (дочери) виноват (а) я сам (а), потому что не умел (а) его (ее) воспитывать. . Только благодаря нашим огромным "усилиям сын (дочь) остался (лась) жив (а). . Нередко завидую тем, кто живет без детей. . Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует это во вред себе или окружающим. . Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот. . Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе. . Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе. . Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя. . Я довольно мало знаю о делах моего сына (дочери). . Желание моего сына (дочери) - для меня закон. . Когда мой сын был маленький, он очень любил спать со мной. . У моего сына (дочери) плохой желудок. . Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них. . Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву. . Моему сыну (дочери) надо уделять значительно больше времени, чем я могу. . Мой сын (дочь) умеет быть таким (ой) милым (ой), что я ему (ей) все прощаю. . Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже - после 30 лет. . Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными. . Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей. . Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться. . Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери). . Мне очень трудно сказать своему ребенку: "Нет". . Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне. . Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства подростков. . Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям. . Мой сын (дочь) не может обходиться без постоянной помощи. . Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома. . У моего сына (дочери) очень мало времени на развлечения. . Кроме моего сына (дочери), мне больше никто на свете не нужен. . У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон. . Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж). . Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он (она) добился (лась) только благодаря моей постоянной помощи. . Делами сына (дочери) в основном занимается муж (жена). . Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится. . Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение. . Мой сын (дочь) часто болеет. . Семья не помогает, я осложняет мою жизнь. Бланк для ответов Ф. И.0. Ф.И. сына (дочери) Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель) Примечания _____________________________________________
Обработка результатов На бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал, подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип отклонения в воспитании. Если название шкал подчеркнуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице диагностики типов семейного воспитания для установления типа неправильного семейного воспитания.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |