Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимодействие различных институтов социализации - семьи, школы, внешкольных заведений и др. Обычно выделяют следующие типы такого взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтацияиконфликт. Наиболее прогрессивен и перспективен сотрудничающий тип взаимодействия, основанный на гуманистических принципах.

Социально-педагогическая помощь имеет два ведущих направления: социально-педагогическая превенция (предупреждение, профилактика) и социально-педагогическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Рассмотрим более подробно социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков.

Слово "профилактика" означает набор мероприятий, направленных на предотвращение чего-либо нежелательного. В нашем случае речь идет о предотвращении возникновения осложненного поведения у подростков.

Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики − раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с "группой риска". Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, а также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие осложненное поведение, на ранних этапах возникновения проблем. Исходя из структурно-функционального подхода, выделяют комплекс задач социально-педагогической профилактики осложненного поведения, который разделяется на несколько этапов. На первом этапе определяются социально-педагогические факторы, связанные с отклоняющимся от норм поведением подростков, то есть устанавливаются соответствующие корреляционные зависимости. Второй этап − выявление социально-педагогических факторов, обусловливающих возникновение осложненного поведения у подростков, то есть установление причинно-следственного соотношения корреляционных связей. На третьем этапе определяются категории детей, которые подвергаются негативному влиянию установленных на предыдущем этапе факторов (деление на категории производится по возрастному или какому-либо другому признаку). На четвертом этапе формулируются задачи социально-педагогической профилактики, направленные на нейтрализацию негативного воздействия выявленных факторов.

Существуют также различные формы социально-педагогической профилактики.

Первая форма − организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование осложненного поведения. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к осложненному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа или конкретная личность.

Вторая форма - информирование. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно используется информация, подтвержденная статистическими данными. При этом перечисляются негативные последствия определенного поведения. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень осложнений в поведении.

Третья форма социально-педагогической профилактики - активное обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие виды тренингов:

тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых и т.п.

тренинг ассертивности. Он основан на представлении, что осложненное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой социально-педагогической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной осложненному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о замещающем эффекте осложненного поведения.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий осложненного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного осложненного поведения.

По способу организации работы можно выделить следующие формы социально-педагогической работы: индивидуальная, семейная, групповая. В целях предупреждения осложненного поведения используются различные социально-психологические методы. Среди них: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики и др.

В соответствии со спецификой осложненного поведения можно выделить следующие принципы социально-педагогической профилактики:

комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

адресность (учет возрастных, половых и социально-психологических характеристик);

массовость (приоритет групповых форм работы);

позитивность информации;

минимизация негативных последствий;

личная заинтересованность и ответственность участников;

максимальная активность личности;

устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения) [14, с.258-263].

Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие.

Диагностический этап, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование осложненного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая Я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.). Важно получение информации о положении ребенка в семье, характере семейных взаимоотношений, составе семьи, его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

Тренинговый этап с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающий формирование и развитие навыков работы над собой.

Профилактика осложненного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

По мнению педагога-психолога Плесюк Л.П., направленность на людей - "своеобразная психологическая повернутость к людям" в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлены на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др., попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

В основе подавляющего большинства профилактических программ лежит идея психологической коррекции. Нужно найти и затем изменить в процессе коррекции или психотерапии факторы предрасположенности к возникновению осложненного поведения. Поэтому основное внимание исследователей сосредоточено на поиске причин. Однако эмпирические данные исследований противоречивы по характеру, а причины часто путают с последствиями [15, с.27-28].

Профилактические программы помимо просвещения должны обучать детей жизненным навыкам и развивают личные качества, которые делают детей более устойчивыми к действию факторов риска. Программы обязательно должны в себя включать три типовые задачи:

) Развитие социальной и личностной компетенции (обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки).

) Выработка навыков самозащиты (обучение умению постоять за себя не унижая других, обучение умению избегать неоправданного риска, умению сказать "нет").

) Предупреждение возникновения проблем (развитие навыка регуляции эмоций, решения конфликтных ситуаций, сопротивление давлению извне).

Профилактическая программа будет эффективной, если будут выполняться следующие условия:

программы не только должны давать знания, но и развивать полезные социально-психологические навыки, отрабатывать схемы поведения в различных ситуациях;

хорошо подготовленные педагоги, пользующиеся авторитетом и доверием детей (это более эффективно, чем приглашение специалистов, сверстников);

необходимо помнить, что сенсационность сообщений, тактика запугивания или простое преувеличение правды обычно расходятся со взглядами детей на окружающую действительность и вызывают недоверие и сомнение в достоверности источника. Требуется достоверность, научность, но не избыточность информации;

предъявленные осторожно, достоверные сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дают больший эффект, чем однобокая информация, особенно если дети столкнутся с противоречивыми и альтернативными фактами;

активное участие детей в обсуждении, в специально моделируемых ситуациях;

важно задействовать не только познавательную сферу, но и моральную (нравственная оценка), эмоциональную (чувства) и поведенческую;

полезно привлечение родителей и специалистов.

Ранняя профилактика осложненного поведения подростков предполагает выявление психологического дискомфорта. От социального педагога требуется внимательное изучение личности ребенка, выявление особенностей его развития, исследование ближайшего окружения. Отклонения от нормы в социальном самочувствии подростка должны фиксироваться, и такой ребенок требует индивидуального подхода. Информация такого рода должна носить конфиденциальный характер и быть доступной только специалистам.

Рассмотренные выше технологии профилактической деятельности могут использоваться с подростками, в поведении которых наблюдаются самые различные отклонения. Одним из таких отклонений, к примеру, является денежное воровство. Что может использовать социальный педагог в качестве профилактических мер по искоренению этого негативного явления и как он должен реагировать на него? Полезные советы в этом плане дает социальному педагогу Е.Г. Лиманская, которая опубликовала в журнале "Сацыяльна-педагагiчная работа" ряд статей по данной проблеме.

Прежде всего социальный педагог должен установить вид воровства. "Острое воровство" - это обнаружение родителями или педагогами серьезного, первого, по их мнению, случая детского воровства. Социально-педагогическая помощь здесь традиционна: установление запрета на воровство; возложение ответственности на ребенка за совершения действий и устранение его последствий; выявление и устранение причин.

"Хроническое воровство" может протекать в различных условиях. Во-первых, родители знают о действиях ребенка, но не сообщают ему об этом, надеясь, что он сам исправится. Во-вторых, окружающие лица, обнаруживающие действия ребенка, постоянно ругают его, не доводя свои воспитательные воздействия до завершения, часто меняя свои требования: то прощают, то наказывают. В первом случае необходимо поступать также, как и при "остром воровстве". А во втором случае беседа должна протекать иначе.

Но в целом существуют такие меры профилактики воровства, которые наиболее часто оказываются эффективными, вне зависимости от конкретного случая. Это, во-первых, не провоцировать ребенка, не оставлять его одного рядом с чужой вещью, которая ему понравилась. Во-вторых, не проявлять постоянную тревожность относительно того, что ребенок может совершить воровство. В-третьих, спокойно отвечать на вопросы подростка о воровстве. И в-четвертых, четко, в доступной пониманию подростка форме, реагировать на любые стремления взять что-то, не принадлежащее ему [16, с.89-105].

Система профилактики включает в себя работу социального педагога как по выявлению учащихся "группы риска", определению причин осложненного поведения, так и по устранению причин осложненного поведения подростка: изменение характера личных отношений со сверстниками и взрослыми, вовлечение "трудных" подростков в различные виды деятельности, изменение условий семейного воспитания. Важно, чтобы в профилактической деятельности с подростками принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования, сотрудники органов внутренних дел. Успех во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)