Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Научно-педагогические теории последних десятилетий, а также опыт социальных педагогов-исследователей дают возможность рассматривать социально-педагогическую диагностику как неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. По мнению кандидата педагогических наук Л.И. Лесун, грамотное использование ее методов в учебно-воспитательном процессе способствует улучшению качества, основательности всех педагогических установок при индивидуальном подходе к личности как носителю социально-ценностных ориентации, субъекту отношений и деятельности, как индивидуальности с неповторимыми, своеобразными чертами и качествами [3, с.17].

Изучение личности подростка, определение уровня его социальной зрелости, воспитанности осуществляется на основе различных методов, которые позволяют использовать все возможные источники знаний о нем, собрать обширный и разносторонний фактический материал. Методы социально-педагогического диагностирования − это способы, с помощью которых изучаются различные стороны личности, сформированность у нее отдельных свойств и качеств. При изучении личности подростка на разных возрастных этапах социально-педагогическая диагностика опирается на методы общепедагогические, психологические, социологические.

В работе с подростками с осложненным поведением результативен метод предварительного знакомства, целью которого является получение общего представления о воспитанниках, с которыми предстоит работать. Этот метод предполагает изучение личных дел, характеристик, беседы с родителями и педагогами, воспитателями, работающими с ними. Полученные сведения помогают социальному педагогу определить воспитательные задачи и конкретную перспективу работы.

Метод текущего повседневного изучения позволяет своевременно определить изменения в поведении подростков. Завершающее итоговое изучение дает возможность социальному педагогу оценить результативность проводимой воспитательной работы, является основанием для углубленного социально-педагогического анализа разработанной системы воспитательного воздействия, выявления ее недостатков и упущений.

Результаты научных исследований, а также практический опыт социальных педагогов убеждают в эффективности метода социально-педагогического наблюдения. Сущность его заключается в том, что: научно обоснованное наблюдение сочетается с воздействием на личность ребенка в процессе его воспитания, так как фиксируется реакция подростка на различные воспитательные влияния; наблюдение нацелено на выявление взаимоотношений воспитанника с коллективом, семьей, друзьями, взрослыми, педагогами, а также отношение его к деятельности; наблюдение должно носить аналитический характер, т.е. сочетать в себе выявление причин поведения, анализ поступков, действий ребенка, вычленение основных мотивов поведения; наблюдение осуществляется с учетом поставленной задачи, поэтому нужен план, основанный на прогнозировании поведения ребенка в ходе воспитательного воздействия; наблюдение должно быть объективным, социальный педагог должен фиксировать все факты, а не только те, которые его устраивают; в процессе наблюдения необходимо учитывать, что психическое состояние ребенка накладывает отпечаток на его поведение − поступки и поведение воспитанника могут не соответствовать общеустановленной норме.

Социальный педагог в процессе наблюдения может использовать его стандартизированную форму, т.е. участие группы лиц в рамках поставленной задачи. В заключение наблюдатели сверяют полученные материалы, осуществляется контроль правильности и точности результатов, создается общая картина коллективного наблюдения.

При использовании метода социально-педагогического наблюдения важно учитывать следующие требования:

− определение объекта наблюдения (за кем намечается наблюдение);

− наличие четко сформулированной цели наблюдения (для чего оно используется, что необходимо выявить, обнаружить, установить в итоге);

− разработка программы наблюдения, которая представляет перечень последовательных, логически взаимосвязанных между собой вопросов, ответы на которые позволяют собрать нужную информацию;

− продумывание фиксации результатов наблюдения (таблицы, схемы, дневник и т.д.);

− определение вида наблюдения: непосредственное или опосредованное (косвенное), длительное или кратковременное, открытое или скрытое.

Для комплексного подхода к изучению личности подростка с осложненным поведением социальный педагог в своей работе может использовать метод социометрии. Этот метод позволяет на основе опросов, а также фиксации поведения определить характер взаимоотношений в коллективе. Социометрия как метод эффективна для изучения коммуникативных свойств личности. Достоинство ее в том, что она проста, не требует специальной аппаратуры. Процедура социометрического опроса занимает мало времени, она предполагает, что: исследователь знакомится с коллективом и выбирает ситуацию, в которой был бы уместен социометрический опрос; адекватно ситуации исследователем устанавливаются критерии, направленные на практический выход (например, напишите фамилию одноклассника или укажите, с кем бы вы хотели сидеть либо выполнять порученное задание); за социометрическим опросом должны последовать конкретные практические действия, связанные с заданием.

Исследователи рекомендуют осторожно относиться к отрицательным выборам подростков (отвержению). В каждом конкретном случае этот вопрос целесообразно решать индивидуально. Порой это зависит от условий, места, времени, характера отношений внутри коллектива, а также между коллективом и опрашивающим. Социальный педагог, используя метод социометрии, должен учитывать и то, что если между ним и коллективом отношения не сложились, его должен заменить авторитетный для данной группы человек. Социометрический опрос дает возможность удостовериться, почему одним ребятам отдается предпочтение, другим нет, как помочь подростку наладить отношения в коллективе, с кем и в какие контакты он вступает, не получая признания в своем коллективе. Метод социометрии эффективен тем, что он позволяет сравнительно легко и быстро сориентироваться во внутригрупповых отношениях.

В процессе изучения личности подростка с осложненным поведением, уровня его социальной зрелости и воспитанности результативны методы анкетирования и интервьюирования, мониторинга.

Анкетирование − метод массового сбора материала с помощью анкеты. Как метод социально-педагогической диагностики анкета может использоваться при изучении коллективного мнения, оценке определенных событий в поведении воспитанников, выявлении характера взаимоотношений между ними, окружающей средой, а также для определения отношения отдельных ребят к различным видам деятельности и поручениям. При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особенности ребят, их жизненный опыт, определившиеся установки, их отношения с окружающим миром. Все это требует особой тактичности, глубокого знания возрастных психологических особенностей. Анкета может быть открытой и закрытой. Открытая анкета предполагает перечень вопросов, на которые должны дать ответы воспитанники. Закрытая же анкета содержит готовые варианты ответов. Такие анкеты легче обрабатываются.

Метод интервью − опрос лицом к лицу. Результативность этого метода, как и анкеты, во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Разработка вопросов для интервью предполагает: определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его окончательное редактирование.

Мониторинг−метод социально-педагогической диагностики, целью которого является получение новой систематизированной информации об изучаемых проблемах в социально-педагогическом процессе, причем не единовременной, а поступающей через небольшие периоды времени. Мониторинг - один из наиболее эффективных методов социально-педагогической диагностики. Его использование предусматривает соблюдение следующих принципов: проведение социально-педагогических опросов в одних и тех же учреждениях; согласованность сроков сбора статистических данных; единообразие инструментария (анкет, бланков, интервью, карточек наблюдения) для получения эмпирических данных; выработка критериев оценивания социально-педагогических и статистических данных; охват наиболее значимых социально-педагогических процессов. Выполнение этих принципов позволяет социальному педагогу определить основные тенденции и закономерности развития отдельных воспитанников и групп в зависимости от изменения экономических, социально-политических, социокультурных условий жизни, выяснить, как цели, интересы, мотивы, ценностные ориентации людей влияют на становление их взглядов, убеждений.

Большой интерес для социально-педагогических исследований представляет метод проблемных ситуаций. Он позволяет установить, насколько развито у подростка умение анализировать, оценивать обстановку, предвидеть собственный поступок, принимать правильное решение. Сущность этого метода состоит в постановке перед подростком нравственной проблемы, которую ему необходимо решить, либо в организации ситуаций, при которых он поставлен перед необходимостью анализа, оценки, морального выбора. Например, оказание срочной помощи однокласснику в сложившейся ситуации, выполнение общественной задачи, на первый взгляд, менее значимой по сравнению с личной [4., с.10−12].

Изучая все проявления трудновоспитуемости, социальному педагогу, учителю-практику следует исходить из диагностики, которая фиксирует самое существенное. Обычные объекты диагностики - направленность личности, отношение к людям и к себе, соотношение положительных и отрицательных качеств, сопротивляемость педагогическим влияниям. По мнению С.А. Беличевой, этого недостаточно. Она отмечает, что "при выборе диагностически значимых признаков социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо исходить из анализа, общего уровня социального развития подростка" [5, с.25].

Итак, необходимо глубоко и всесторонне знать вышеназванные характеристики личности, но не как изолированного индивида, а в его связях в микросоциуме. Существуют принципы изучения учащихся, которые неразрывно взаимосвязаны и предполагают: изучение индивидуальных особенностей учащихся в системе многочисленных связей и разнообразных отношений; объективность; диалектичность и динамичность личности; педагогический оптимизм. Первые три принципа реализуют диалектический подход к изучению учащихся, т.е. изучение их в развитии, в различных связях и отношениях. Но это не исчерпывает диалектического подхода. Социальный педагог должен видеть ведущие качества учащихся и противоречияличности, уметь отделить их от случайных и второстепенных, программировать педагогически целесообразные пути их разрешения.

Среди подростков с осложненным поведением немало таких, кто испытывал и нередко продолжает испытывать отрицательное влияние своей микросреды: аморальной атмосферы семьи, дурного ближнего окружения. Естественно, что человеку, который начинает присматриваться к такому подростку, прежде всего, бросаются в глаза его недостатки. Между тем важно увидеть в личности положительное, перспективное, что даст основу для организации всей работы по перевоспитанию.

Изучение учащегося преследует несколько задач: выявить наиболее благоприятные для обучения и воспитания особенности ивозможности ребенка, вскрыть недостатки его личности и дефекты организма, определить эффективность используемых средств его обученияи воспитания.

В процессе изучения взаимоотношений учащегося с микросредой выявляются самые общие оценки личности: поведение учащегося вполне соответствует микросреде, его развитие обусловлено этим микросоциумом; поведение учащегося выше, лучше моральных условий его микросреды; поведение учащегося ниже нравственного уровня его микросреды.

Схема изучения ребенка в условиях ближайшей микросреды включает:

получение информации об истории развития ребенка и состоянии его здоровья;

получение сведений об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок (семья, коллектив сверстников в школе и других учреждениях);

выявление особенностей поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе, различных ситуациях):

создание дифференцированной характеристики развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

При беспокоящих особенностях поведения ребенка следует попытаться получить у родителей возможно более точные ответы на следующие вопросы: в чем они видят проблему? С чем связано нежелательное поведение ребенка? Что они уже предпринимают в настоящее время для устранения проблемы? Какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении ивозрастании трудностей ребенка?

Предлагаемые методы изучения трудных детей и подростков весьма относительны. Идеальная систематизация невозможна вообще, так как личность человека чрезвычайно сложна. Поэтому главная задача любого исследования - выявление ведущих свойств личности и выбор соответствующих им главных направлений работы [6, с.113−116].

Схема изучение личности трудного ребенка включает в себя ряд показателей. Среди них можно выделить:

.   Общие сведения о ребенке.

.   Состояние здоровья, особенности физического развития, его соответствие возрасту.

3. Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; идеалы, ценности). Для ее изучения можно использовать методику "Ценностные ориентации" М. Рокича [7, с.117−120, приложение А]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - это убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные - убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

.   Самооценка (адекватность, уровень притязаний и т.д.). Изучить самооценку можно с помощью методики Дембо-Рубинштейна. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание [7, с.145-149, приложение Б].

.   Темперамент исследуется по методике В.М. Русалова "Определение свойств темперамента". С ее помощью можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. В данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше свойств [8, с.321-324].

.   Характер (положительные и отрицательные черты, акцентуации характера и т.д.). Для диагностики типа акцентуации личности предназначен тест-опросник "Методика изучения акцентуаций личности" К. Леонгарда - С. Шмишека. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными" [7, с.247-250, приложение В].

.   Особенности эмоционально-волевой сферы. Для ее изучения можно использовать опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Этот бланковый тест, предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения [9, с.45 - 47, приложение Г].

.   Характеристика межличностных взаимоотношений личности. Цветовой тест отношений (ЦТО) − является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, та и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Методической основой ЦТ0 является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и самому себе отражается в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.

.   Участие в различных видах деятельности (отношение к ученой и трудовой деятельности, наличие профессиональной направленности).

.   Причины осложненного поведения [10, с.150-152].

Используя предложенную схему, социальный педагог может дать общую оценку уровня развития подростка с осложненным поведением, описать трудности, оценив степень их сложности иглубины, выделить факторы, связанные с появлением этих трудностей, определить сферы воздействия для устранения или ослабления остроты проблем и в итоге − разработать коррекционную программу или предложения по психотерапии, обеспечить восстановление интереса к знаниям, нормальную системупотребностей, "снять" обиду и озлобленность, грубость, эмоциональную обедненность.



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)