Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением



2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей семьи и повышению ее психолого-педагогической культуры. Изучение семьи и семейного воспитания предполагает многообразие методов исследования: теоретический анализ, наблюдение, посещение семей, систему характеристик опросных методов (адресованных родителям и детям), беседы, анкетирование, опытно-экспериментальную работу, монографическое изучение семей, ретроспективный анализ биографий, анализ творческих работ детей. При этом важно соблюдать непременное условие: каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функции. Выбирать их следует, исходя из конкретных условий. Рассмотрим некоторые методы более подробно.

Теоретический анализ не только является основой исследования проблемы до начала работы, но и сопровождает все этапы работы. Важное место отводится также методу наблюдения. Как каждый метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Плюсом является то, что оно непосредственно отражает действительность, максимально приближает изучающего к естественному ходу педагогических процессов, дает возможность наблюдать явления в те моменты, когда они появляются, видеть среду, в которой они существуют. Ограниченность наблюдения заключается в том,что оно не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении появится нечто необходимое с точки зрения изучаемой проблемы. Поэтому необходимо использовать и другие методы.

Для достижения положительных результатов по изучению осложненного поведения подростков социальному педагогу необходимо изучать влияния семьи на воспитание детей, и тут для него очень важно работать в тесном контакте с учителем, классным руководителем. Это позволяет вести систематическое и длительное наблюдение, во-первых, за учащимися на уроках, на переменах, во внеклассной работе, в семье и других ситуациях, т.е. наблюдение за поведением школьника в естественных условиях его повседневной деятельности, во-вторых, за родителями учеников во время посещения семей, родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, консультаций.

Метод ретроспективного анализа биографий раскрывается в сочинениях учащихся на темы: "Я и моя семья в прошлом, настоящем, будущем", "Я", "Моя родословная", "Моя мама" и др. Используя этот метод, надо проявлять доброжелательность и соблюдать педагогический такт. Обсуждать такие сочинения, цитировать их ни в классе, ни на родительских собраниях недопустимо. Метод позволяет косвенно изучить педагогическую атмосферу семьи, фиксировать в ней систему ценностей, симпатии ребенка к членам семьи.

Необходимую информацию о семье подростка с осложненным поведением можно получить с помощью анкетирования. Анкеты дают необходимый материал о воспитательной функции семьи, ее микроклимате, взаимопонимании между родителями и детьми, об организации досуга в семье, о совместных усилиях семьи и школы в воспитании детей. Анкета для массового опроса родителей школьников (карта семьи) позволяет выяснить мнение взрослых о семейном укладе, об уровне психолого-педагогической культуры семьи, трудностях в воспитании детей, а также определить, какие представления имеют родители о своих педагогических умениях, как они оценивают свои воспитательные возможности.

Анализ карт семьи и стандартизированных характеристик показывает, что в семьях, где семейный уклад позитивный, культура общения носит демократичный, доверительный характер, редко проявляется тревожность у детей. При противоречивом семейном укладечаще наблюдаются тревожность у детей, авторитарный и либеральный стили общения. Неблагополучный семейный уклад характеризуетсяв большей мере конфликтно-агрессивными отношениями между членами семьи, в отношении детей применяются наказания, Кроме того, в ответах отмечаются затруднения у учащихся в учебно-познавательной сфере и школьная тревожность. Именно здесь трудности всемейном воспитании испытывает каждая вторая семья. Для получения более полной, интересной и объективной информации о воспитательных возможностях семьи в ряде случаев возникает необходимость по одним и тем же проблемам воспитания одновременно опросить родителей и детей, сопоставляя их ответы.

Определенную помощь окажет социальному педагогу такой метод, как методика незаконченного предложения. Родителям предлагается в быстром темпе закончить следующие предложения:

) В школе, где учится мой ребенок, мне нравится.

) В школе, где учится мой ребенок, меня беспокоит.

) Когда я затрудняюсь принять правильное решение в вопросах воспитания, я.

) Мне хотелось бы побеседовать с учителем о.

) Меня беспокоит в моем ребенке.

) Если бы я был на месте учителя (классного руководителя), то. [6, с. 130-131].

Сопоставление ответов может помочь специалисту лучше понять условия семейного воспитания, проблемы, связанные со школой, более обоснованно подготовить рекомендации, советы.

Изучению взаимоотношений в семье ребенка с осложненным поведением весьма успешно способствует беседа семейного социального педагога с родителями. Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации исследователя и респондента, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт поможет глубже понять мотивы респондента, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует пониманию мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Начать целенаправленно разговор специалисту поможет "Карточка семьи", на основании которой выясняются уклад жизни семьи и уровень ее психолого-педагогической культуры, индивидуальные особенности ребенка, замеченные недостатки в семейном воспитании, фиксируются особенности семьи, которые необходимо учесть школе привоспитании ребенка, и намечается план индивидуальной работы с семьей на ближайшее время.

Беседа с родителями может быть результативной при определенных условиях. Прежде всего она проводится после того, как между родителями и специалистом установлены уважительные отношения. К каждой беседе нужно тщательно готовиться, намечать план предстоящего разговора, вести его сдержанно, тактично. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы ответы респондентов были свободны от влияния личных отношений, установившихся между собеседниками, не зависели от способа постановки вопроса.

Однако следует учитывать, что одной беседы часто недостаточно. Требуется несколько встреч с родителями. Практикуется посещение ребенка на дому, которое дает возможность увидеть педагогические просчеты семейного воспитания, обсуждать конкретные ситуации, реально складывающиеся взаимоотношения, когда родители могут быть более открыты.

Известный американский врач-психотерапевт Р. Ричардсон обращает внимание на моменты, о которых надо помнить родителям в общении с подростками с осложненным поведением.

) Задавайте столько вопросов, на сколько у вас хватит времени. Чем больше вопросов, тем лучше. Помните: исследователь всегда готов узнать больше;

) Особенно важно, чтобы вы не начинали эмоционально реагировать, защищаться, нападать или каким-нибудь другим способом отступать от роли исследователя. Если это происходит, измените тему или на время прервите разговор.

) Стройте свои вопросы так, чтобы они были "настоящими" вопросами.

) Постарайтесь избегать вопросов, начинающихся с "почему". Они обычно вызывают защитные реакции и объяснения.

) Подтверждайте свои интерпретации "проверяющими" вопросами, Проверяющие вопросы могут начинаться словами: "Вам действительно кажется.?", "Вы имеете в виду.?" [11, с. 10-11].

Анализ конкретных педагогических ситуаций побуждает взрослых сделать какой-то выбор, заставляет их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Сообща обсуждаются пути решения данных ситуаций и возможные последствия. Каждый участник уясняет свою собственную точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Опыт показывает, что положительная оценка социальным педагогом тех или иных конкретных воспитательных действий родителей может существенно повысить уверенность последних в своих силах.

Метод обобщения независимых характеристик. Для его осуществления устанавливается контакт с организациями по месту работы родителей, с домоуправлением, с соседями по квартире, с родительским активом школы. Накапливаются разнообразные сведения об отношении родителей к производственной деятельности, о нравственном климате семьи, ответственности отца и матери за воспитание детей. Этим методом следует пользоваться осмотрительно, проявляя тактичность.

Сложность разрешения проблемы осложненного поведения подростков требует применения и других методов научно-педагогического исследования. Например, метод интервьюирования, который дает возможность изучитьдостоверные данные о семье; уровень психолого-педагогической подготовленности родителей; отношение к воспитанию; использование различных методов воспитания в семье.

Получить необходимые сведения о семье помогает тестирование какспособ психологической диагностики. Используются стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах; дает четкий инструментарий в руки специалиста. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой цельюони применяются. К бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов. Она основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии - репрезентативности, надежности, валидности. Если все эти психологические процедуры не выполнены по отношению к тесту, то его использование не носит научно обоснованного характера, а так же произвольно, как и в любой житейской ситуации, понимание людьми друг друга. Результат будет зависеть от множества случайностей.

Тесты хороши тем, что их можно применять непосредственно во время встреч с родителями на собраниях, занятиях. Процедура тестирования и обработка его результатов занимают немного времени.

Немало полезной информации о семье, в которой есть дети с осложненным поведение, дает метод анализа творческой деятельности детей, особенно всевозможных рисунков, которые дают возможность анализировать внутреннее состояние человека, его способности отражать мир своих переживаний, проблем. Этот метод несет информацию об общем эмоциональном восприятии ребенком семьи и о чувствах к отдельным ее членам,

Например, детям предлагается выполнить рисунки на темы: "Моя семья", "Любимые занятия в семье", "Выходной день нашей семьи", "Нарисуй свои печали" и др. Многие компоненты этого задания информативны: последовательность, с какой рисовали членов семьи (более значимые для ребенка члены семьи изображались первыми); расположение фигур на листе; отсутствие на законченном рисунке некоторых членов семьи; тщательность, с которой изображены отдельные члены семьи (чем выше этот показатель, тем большей симпатией и любовью ребенка пользуется данный член семьи), Этот метод позволил получить представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, об отношениях с другими ее членами, о конкретном тине семьи, об условиях семейной жизни [6, с.135-138].

По мнению Г.Т. Хоментаускаса, причины популярности рисуночных методик следующие: процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряженность, способствует установлению эмоционального контакта с ним; рисунки удобны в применении: простой инструментарий; рисунок семьи - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.

Самой известной и широко используемой методикой является "Кинестетический рисунок семьи". Она направлена на диагностику семейных отношений и состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, авторам данной модификации, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. "Энергии" или "поля напряжения" могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т.д. Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе [12, с. 20-21].

Также можно использовать методику анализа семейного воспитания. Ее авторы - Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис. Методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно - ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи. [13, с.264, 523-532, приложение Д].

Социальному педагогу важно в процессе диагностики выстроить логически последовательную систему методов для получения объективной информации. Используя перечисленные методы и методики, он может изучить взаимоотношения в семье, где есть ребенок с осложненным поведением, выявить трудности во взаимодействии родителей и детей, определить сферы социально-педагогического воздействия.




2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)