Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности



2020-03-17 1520 Обсуждений (0)
Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

урок физический воспитание педагогический

Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно является урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями.

Все другие формы - неурочные, не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю), играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам.

В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах и т.д.).

Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, предоставляют для этого наиболее благоприятные возможности[6].

Цель - исследование школьного урока физической культуры как основной формы учебной работы.

Задачи исследования:

описать характерные черты урока физической культуры;

определить педагогические требования к уроку физической культуры;

представить классификацию урочных форм занятий по физической культуре;

рассмотреть управление нагрузками на уроке физической культуры;

охарактеризовать особенности домашнего задания по физической культуре;

описать пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры;

провести анализ особенностей планирования урока физической культуры на год, четверть, урок.

проанализировать особенности проведения анализа урока;

охарактеризовать пути повышения эффективности урока физической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория содержания общего образования, разработанная в трудах В.В. Краевского, Ф.Б. Сушковой, согласно которой в основе обоснования содержания образования должны быть положения о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения; концепции физического воспитания и обязательного минимума содержания среднего П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Ю.Д. Железняка, В.И. Ляха, Б.А. Ашмарина.

Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.


Урок как основная форма организации учебной работы

Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности

 

Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Урочная форма занятий предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков [30].

Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направленных на прохождение учебного материала, то есть вооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками. Может иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса к выполнению упражнений в основной части урока. Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит время для решения других педагогических задач.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

В классно-урочной системе основной формой учебных занятий является урок, в том числе и по предмету «Физическая культура и здоровье». Уроки являются обязательными для всех учащихся и должны обеспечивать прочные знания, умения и навыки, предусмотренные государственной учебной программой. Уроки являются обязательными для всех учащихся и должны обеспечивать прочные знания, умения и навыки, предусмотренные государственной учебной программой. На уроках имеются условия для решения всех задач физического воспитания школьников [22]. Характерными чертами урока, которые отличают его от других форм, являются:

Ярко выраженная дидактическая направленность, обусловленная решения образовательных задач;

Руководящая роль учителя на уроке;

Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки;

Постоянный состав учащихся и их возрастная однородность;

Обязательность урока для учащихся и проведение согласно расписанию.

Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности по сравнению с уроками других предметов:

Они могут проводиться в разных условиях (спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне, на лыжне и т.д.), где дети не ограничены в движениях так, как в классе за партой;

Учащиеся занимаются в спортивной форме, соответствующей месту занятий, погодным условиям и особенностям учебного материала и находятся в различных температурных условиях;

Уроки физкультуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействий на организм учащихся и требуют индивидуального подхода к детям;

Учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда ученики вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива, что способствует решению воспитательных задач.

Современный урок физической культуры должен отвечать научно - педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока - залог успешной работы педагога по физической культуре в школе.

Школьные уроки физической культуры обязательно должны быть инструктивными, т.е. дающими знания и умения школьникам для самостоятельных занятий [12].

Содержание и структура школьного урока

В уроке физической культуры принято выделять 2 взаимосвязанные стороны - структуру и содержание.

В содержание школьного урока входит 4 компонента:

Предметное содержание - физические упражнения, обусловленные конкретными учебно-воспитательными задачами;

Руководящая деятельность учителя;

Деятельность учащихся;

Воспитательно-образовательное содержание как результат совместной деятельности учителя и учащихся.

Структурой принято называть упорядоченность компонентов содержания. В ней выделяют 3 уровня (этапы построения урока):

Макроструктура - деление урока на наиболее крупные обязательные взаимосвязанные части;

Мезоструктура - последовательность и взаимосвязь упражнений каждой из частей урока и взаимосвязь между частями урока;

Микроструктура - взаимосвязанная последовательность действий учителя и учащихся по решению задач урока (методы, методические приемы, установка и уборка оборудования и т.д.).




2020-03-17 1520 Обсуждений (0)
Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)