Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры



2020-03-17 484 Обсуждений (0)
Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебно-двигательная деятельность по предмету «Физическая культура и здоровье» имеет большие возможности для решения задач нравственного воспитания. Нравственная сущность человека проявляется в единстве его сознания, поведения и чувств. Нравственность как стержневое качество человека требует усвоения нравственных знаний, понятий, которые являются предпосылками осознания учениками своих обязанностей и привычек поведения. Учитель физкультуры должен владеть методикой передачи знаний по вопросам морали и обеспечения связей. Формирование нравственного сознания преимущественно связано с методами словесного воздействия на личность. Итогом их применения должно явиться преобразование нравственных понятий в жизненную позицию, нравственные убеждения школьника.

Эффективность нравственного воспитания учитывается степенью слияния понимания школьником нравственных норм и его поведения. Основная проблема нравственного воспитания - разрыв нравственного воспитания и нравственного поведения [7].

Нравственное поведение складывается из поступков, в основе которых лежат знания и убеждения. Создание ситуации выбора в воспитании - это важнейший путь превращения нравственных знаний в поступок. Физическая культура содержит огромные возможности для воспитания сугубо человеческих качеств - силы воли, смелости, коллективизма, умение терпеть и т.д.

Важное место принадлежит приобретению нравственных привычек, их разделяют на:

·         Индивидуальные;

·         Социальные.

Процесс формирования нравственных привычек требует соблюдения правил:

·         Нужно знать какие привычки отсутствуют, и выбирать к формированию только ту, в которой ученик больше всего нуждается;

·         Необходима опора на положительный образец ребятам;

·         Необходимы ежедневные упражнения с применением этих привычек;

·         Ко всем ученикам надо соблюдать единые требования при любых формах физического воспитания;

·         Во всех формах необходим контроль;

·         Очень сложно разрушать вредные привычки, здесь важно добиться отрицательного отношения к ней у самого ученика, и очень важна реакция других учащихся (группы, коллектива и т.д.).

Формирование нравственного поведения и привычек требует использования методов педагогической коррекции (поощрение и наказание).

Эффективность воздействия методов в большой мере зависит от авторитета учителя. При непререкаемом авторитете учителю не обязательно даже применять наказание, при отсутствии авторитета самое строгое наказание окажется нейтральным [17].

Содержание учебно-двигательной деятельности имеет много ситуаций для выражения чувства мужского достоинства, уважения к девушкам, верности, долга, ответственности, гордости, стыдливости, совести.

Совесть - это группа чувств, позволяющая человеку совершать поступки лично ему не только не полезные, а даже опасные, но в целом полезные сообществу людей.

Нравственное воспитание на уроках физической культуры может осуществляться посредством воздействия словом, применением методов: убеждения (одобрение, поощрение, отрицание), предъявления педагогических требований (прямых и косвенных). Воздействие посредством наглядности с использованием примеров, положительных (педагога и ученика) и отрицательных. Нравственное воспитание осуществляется также посредством специфических средств физического воспитания, к которым относят практическое приучение (выполнение требований спортивной этики, моральных норм) и противодействие их нарушению, а также волевой подготовки.

Эффективности применения методов воспитания способствуют опора на общественное мнение или коллектив и на правила внутреннего распорядка.

Физическое воспитание обладает большими возможностями для формирования поведения, которые приносит человек личные эстетические удовлетворения и не приносит неудобства другим. В эстетическом воспитании на уроках физкультуры также используют воздействие словом для формирования знания о красивом, эстетической оценке упражнений, приучении к творчеству двигательной деятельности.

Важное значение имеет и принцип наглядности, который носит эмоционально выразительных показ технически совершенных упражнений и действий, а также использование различной динамической и статической информации (видео).

Для эстетического воспитания используют также специфические средства физического воспитания - приучение к культуре движений, воспитание стремления к красоте тела, выразительности движений с использованием музыки, эстетически оправданному поведению. Очень важное значение имеют в эстетическом воспитании объективные условия физического воспитания (образцовая постановка учебного процесса, прекрасно оформленная материально техническая база, использование музыкальных произведений и т.д.).

Важное значение физическое воспитание играет и для подготовки учащихся к учебной деятельности. Сущностью многих видов труда являются произвольные движения, которые составляют основу физического воспитания. Многообразие физических упражнений, их разностороннее воздействие на организм является основой для подготовки школьников к трудовой деятельности. Подготовка учащихся к трудовой деятельности на уроках физической культуры осуществляется посредством слова с использование бесед, рассказов и положительной оценки активности учащихся, воздействием посредством наглядности, применением примеров, а также специфическими средствами физического воспитания: приучение к трудовой деятельности на уроке, высокой моторной плотностью урока, подготовкой инвентаря, установкой и уборкой оборудования и т.д. Способствуют повышению эффективности объективные условия: дежурство в раздевалке, уборка спортивного зала, ремонт инвентаря, субботники по оборудованию спортивной базы [25].

Обеспечение психологических условий ведения урока.

Является фактором повышения активности учеников, сознательного отношения их к усвоению знаний. Умений и навыков. Создание благоприятной и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями влияет на результативность работы школьника и педагога. Со временем вырабатывается стиль педагогической деятельности учителя физической культуры.

В конце каждого урока или его части важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

. Можно предложить ответить на следующие вопросы:

. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

. Было ли тебе интересно?

. Сумел ли ты получить новые знания?

. Ты был активен на уроке?

. Ты с удовольствием будешь выполнять домашние задания?

. Учитель был внимателен к тебе?

. Можно выдать карточки трех цветов:

красного цвета обозначает «Я удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я с пользой хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

желтого цвета обозначает «Урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, на уроке для меня было достаточно комфортно»

зеленого цвета обозначает «Пользы от урока я получил мало»

. В конце недели можно провести опрос ученики знаками «+» и «-» выражают свое отношение к учебному предмету [22].

. Уровень предъявляемых требований меня устраивает.

. Я доволен оценками, которые мне выставляют.

. Я с удовольствием иду на урок.

. Меня устраивает рабочий порядок во время урока.

. После уроков я всегда выхожу с приятной усталостью.

. Учитель понимает меня и некогда не кричит.

. Учитель часто дает интересные задания.

. Я выполняю домашнее задание систематически, в основном оно не вызывает затруднений.

 


Планирование уроков физической культуры

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год

 

Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей контрольных нормативов по физической подготовке и выполнению домашних заданий в течение учебного года [23].

Для того, чтобы составить такой план, учитель должен проделать ряд технических операций:

1. Изготовить (расчертить) графическую форму плана.

2. Переписать из программы в левую половину плана-графика основные требования к знаниям, двигательным умениям, задачи по развитию физических качеств. В две нижние строки плана вписать УЗ по нормативам и домашним заданиям.

После этого начинается собственно методическая, творческая работа учителя по размещению УЗ в план-графике с учетом сезонно-климатических условий, особенностей планируемого учебного материала (взаимодействие УЗ, степень их сложности и трудности) и физических возможностей учеников класса. Исходя из сезонно-климатических условий Республики Беларусь целесообразно планировать УЗ по ходьбе, прыжкам, метаниям и спортивным играм в I и IV четвертях; лазанье, акробатические, танцевальные и другие упражнения - во II четверти; лыжи - в III четверти (период устойчивого снежного покрова); плавание - в любой четверти при наличии условий для этих занятий. Строевые и общеразвивающие упражнения по организационно-методическим соображениям (построения, перемещения занимающихся, разминка и т.д.) обычно планируются на каждом уроке в течение всего учебного года.

Целесообразная последовательность в планировании работы, направленной на развитие физических качеств, определена в программе, ею и следует руководствоваться при разработке годового плана-графика. Исходя из этого, развитие общей выносливости и ориентировки в пространстве (координационная способность - КС) учащихся III класса можно запланировать на I четверть, развитие силы рук и статического равновесия (КС) - на II четверть, развитие общей выносливости (повторно), быстроты и точности (КС) движений - на III четверть, а скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, силовой выносливости и ориентировки в пространстве (повторно) - на IV четверть. [6].

Развитие общей выносливости следует планировать обязательно в двух четвертях - подряд либо с разрывом, так как это качество имеет базовое значение для повышения физической подготовленности, расширения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья ребенка.

Получение домашних заданий планируется на первые уроки каждой четверти, а сдача нормативов по физической подготовленности - на 5-6 уроки I четверти, на 2 последних урока каждой четверти учебного года. УЗ, связанные с получением специальных знаний, распределяются по урокам с учетом их общей значимости для формирования физической культуры ребенка, а так же в связи с необходимостью их получения для более эффективного овладения практическим материалом программы. Например, знания о влиянии вредных привычек на здоровье человека необходимы для формирования представления ребенка о здоровом образе жизни, и поэтому их изложение планируется уже на начало учебного года с периодическим возвращением к ним в каждой четверти.

Знания о правильном дыхании при беге и ходьбе на лыжах планируются на уроках сопряжено с изучением практического материала - обучением технике бега или ходьбы на лыжах [7].

После того, как определена рациональная последовательность прохождения материала программы, следует определить реальную продолжительность циклов (количество смежных уроков), необходимых для освоения тех или иных УЗ и решения задач по развитию различных физических качеств. Циклы по обучению двигательным умениям включают, как правило, 10-12 уроков (3-4 недели) и по продолжительности примерно в два раза короче циклов, связанных с развитием физических качеств. Такая продолжительность циклов хорошо согласуется с количеством уроков в каждой четверти. При этом в каждой четверти один цикл, связанный с развитием физических качеств (развивающий цикл), совпадает по длительности с двумя обучающими циклами.

Не следует перегружать уроки большим количеством учебного материала. Обычно содержание материала программы планируется так, чтобы каждый отдельный урок включал не более 2-3 задач, связанных с развитием физических качеств, и 3-4 задачи обучающего характера. В I и II четвертях следует в соответствии с программой 75-80% времени уроков отводить на обучающие циклы, а в III и IV четвертях - до 50% времени - на развивающие циклы. Факт включения того или иного программного материала в уроки обозначается в годовом плане-графике каким-либо условным знаком - крестиком (х), плюсом (+), кружочком (о) или буквенными обозначениями [9].

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть

 

Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязательные элементы: конкретные учебно-воспитательные задачи уроков; учебные задачи для их решения (теоретические сведения и физические упражнения, основные способы их применения, дозировку и т.п.).

Разработка плана на четверть начинается с определения и четкого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются общие, стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Для этого необходимо выделить основной (с точки зрения сложности освоения или значимости для физического развития) учебный материал. Затем следует ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с целью установить, например, какие двигательные действия, имеющие общие с изучаемым, были пройдены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие. Далее следует установить уровень знаний, умений, навыков, необходимых двигательных или волевых качеств, определяющих возможности занимающихся, овладеть учебным материалом программы, наметить технику физического упражнения, которую планируется разучить, или уточнить виды двигательных способностей, подлежащие развитию. Все это позволит выяснить, следует ли планировать весь процесс обучения двигательному действию или только какие-то его этапы или развивать определенные двигательные способности, воспитывать необходимые черты характера и поведения ученика. Кроме того, это даст возможность конкретизировать в дальнейшем задачи для отдельных уроков [9].

Только после этого следует переходить к формированию общих задач учебно-воспитательного процесса на четверть. Общие задачи записываются в четвертном плане вместе с количественными показателями, которых должны достичь занимающиеся в результате обучения или развития двигательных качеств. Например:

«Обучить подъему переворотом из виса (три подъема подряд)» или «Развить силовую выносливость мышц плечевого пояса для лазания по канату (вис на канате на согнутых руках в течение 7 с)».

При формулировании задач в документах планирования необходимо соблюдать ряд правил.

Задачи обучения (образовательные) должны отражать деятельность преподавателя, быть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обучения двигательному действию, доступными для решения в рамках ограниченного времени урока. Информацию об этом можно заложить в формулировку задачи, указав в начале наименование соответствующего этапа процесса обучения. Если на уроке решается задача первого или второго этапа обучения, то формулировка такой задачи чаще всего должна давать определенный ответ на вопрос: «Какую часть физического управления конкретно должен изучить с учащимися учитель?». Например: «Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча» (первый этап), «Разучить направляющее движение кистью при верхней прямой подаче мяча» (второй этап).

При определении задач урока, относящихся к третьему этапу процесса обучения двигательному действию, их формулировки также должны четко отвечать на вопросы: «Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях это упражнение совершенствуется на данном уроке?». Например: «Совершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча» или «Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке» [12].

Информацию о том, какой этап процесса обучения имеется в виду, можно заложить в формулировку задачи урока и без употребления его наименования. Это можно сделать, используя в формулировках термины, которые отражают цель данного этапа. Например: «Проверить умение выполнять прыжок в высоту в полном объеме изученных технических требований» - задача, относящаяся ко второму этапу. Если заменить слово «умение» на «навык», то станет задачей третьего этапа - совершенно иного содержания: в первом случае предусмотрено выявление и оценивание только качественных показателей, а во втором - и качественных, и количественных во взаимосвязи.

Каждая общая задача конкретизируется в четвертом плане в виде системы частных задач, определяющих этапы овладения двигательными умениями и навыками, или расстановку акцентов в развитии тех или иных двигательных способностей. Например, общая задача обучить учащихся 9-го класса подъему переворотом из виса может быть конкретизирована на следующей системе частных задач:

) проверить умение выполнения подъем переворотом махом одной, толчком другой на низкой перекладине;

) научить из виса, подтягиваясь и сгибаясь в тазобедренных суставах, касанию снаряда бедрами;

) добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема из виса в упор переворотом;

) научить не сгибать руки в упоре после подъема переворотом из виса;

) добиться выполнения подъема из виса в упор переворотом с прямыми и соединенными ногами;

) совершенствовать при подъеме из виса в упор переворотом выход в упор без опускания ног под перекладину;

) проверить и оценить выполнение подъема в полном объеме изученных технических требований;

) закрепить подъем из виса в упор переворотом в сочетании с другими движениями;

) проверить и оценить выполнение подъема переворотов.

Планируя работу в учебной четверти по целевому совершенствованию физических качеств, следует действовать в такой последовательности:

) определить частные задачи;

) подобрать средства и методы их решения;

) определить измерители (тесты) и показатели успешности достижений занимающихся;

) наметить величины нагрузок на каждый урок.

При этом важно соблюдать ряд требований. Формулировки общих задач должны отвечать на вопрос: «Какое конкретное физическое качество развивается и с какой целью?». В частных задачах отражаются конкретные формы или виды проявления совершенствуемых качеств, указывается, на какие мышечные группы должно быть оказано воздействие [25].

Избираемые средства должны отвечать требованию наибольшей прикладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нормативного физического упражнения.

Выбирая метод развития физического качества и систему повышения нагрузки из урока в урок, важно также руководствоваться правилом прикладности. Опираться при этом следует на закономерности и особенности процесса развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и особенно комплексные формы их проявления при выполнении изучаемого двигательного действия.

Намечаемые тесты должны отвечать конкретной педагогической задаче. Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижения во время занятий, а также отвечающие данной задаче нормативные требования, установленные школьной программой по предмету «Физическая культура». На следующем этапе поурочного планирования требуется правильно распределить конкретные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой операции будет зависеть от умения учителя точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала в графике по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями:

) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками;

) следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания в одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;

) если на уроке решается несколько задач, то они должны требовать от учащихся разного характера познавательной деятельности, а средства, используемые для их решения, должны оказывать разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

) количество и содержание задач, намеченное для решения на одном уроке, должно быть определено с учетом возможностей материального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия, и др.) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе на уроке.

В практике используются разные варианты оформления поурочных четвертных планов. Наиболее целесообразны те из них, которые обеспечивают вариативность плана, т.е. позволяют вносить в него изменения в процессе учебной работы [28].

Широкое распространение получил способ планирования, при котором относительно неизменная часть четвертного плана «Методические разработки основных учебно-воспитательных задач» и его изменяемая часть «График учебно-воспитательной работы» оформляется порознь.

Методические разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения) целесообразно вести в тетради. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и присваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой - средства и методы их решения, которые в случае необходимости могут быть обозначены какими-либо знаками (например, буквами). Для возможных изменений и дополнений рекомендуется оставлять свободные места.

Когда готовы все методические разработки, приступают к составлению графика учебно-воспитательной работы на четверть (см. Приложение Б). В левой стороне графика записываются в установленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи; в правой, в графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти задачи будут решаться. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в «Методических разработках». В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется и проставляются номера других учебных заданий. [9].

 

Планирование урока по физической культуре

Подготовка учителя к уроку имеет 2 этапа.

Целью первого этапа является определение содержания и построения урока, конечные результаты которого фиксируются в плане-конспекте урока;

Второй этап состоит из практических действий по подготовке мест занятий, инвентаря и оборудования, проверки исправности снарядов, расположения раздаточного инвентаря и т.д. Подготовка самого учителя включает изучение методической литературы по теме урока, написание плана-конспекта, личную речевую подготовку, личную двигательную подготовку.

Подготовка учащихся предполагает ознакомление их с задачами предстоящего урока, его особенностями, выполнение опережающих домашних заданий, а также изготовление дидактических карточек, подготовку инвентаря, подготовку помощников, судей, стартеров, контролеров, инструктивно-методических помощников и т.д.

План урока представляет собой совокупность действий учителя (преподавание) и обучающихся (учение), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели или решения учебной задачи. Поэтому очень важно, чтобы план включал в себя все необходимые для достижения поставленной цели действия, был реалистичен по времени, которое отводится учителем на различные виды работ.

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи, например: «Ознакомить учащихся с метанием теннисного мяча с места», «Разучить выполнение толчка в прыжке в длину с разбега», «повторить технику выполнения прыжка в длину с разбега способом прогнувшись»».

В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Такую задачу, как «Воспитание правильной осанки», не записывают в каждый план урока. Она проходит через весь процесс физического воспитания и практически решается на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания [9].

. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели.

Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов ведения соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями - фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу (круговая тренировка) - направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся. Например, выполнение упражнений в парах может дезорганизовать урок (баловство учащихся друг с другом) или способствовать качественному решению задач урока (подсказывание друг другу правильного пути выполнения упражнений).

. Спланировать учебный материал урока.

Подобрать литературу по теме. Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Поэтому учителю необходимо знать новинки литературы. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно - популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Изучение книг должно осуществляться с тетрадью и карандашом в руках. Учитель может записывать главные положения книги, соглашаться или брать под сомнение отдельные рекомендации, пропускать через свой опыт работы советы, записывать собственные мысли и удачные находки, творчески работать с текстом. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления [31].

. Подобрать учебные задания.

Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избрать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников. Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений, наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания.

Урок физической культуры должен иметь большое воспитательное значение, нести высокий нравственный потенциал. Надо осуществлять воспитание молодежи в духе глубокого уважения к ценностям демократического общества, заботиться об освещении в уроке вопросов физкультурного и олимпийского движения, подчеркивать положительную роль ветеранов спорта, ученых, педагогов, врачей в совершенствовании российской системы физического воспитания.

 



2020-03-17 484 Обсуждений (0)
Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)