Оценка износостойкости автомобильного сцепления
УДК 621.113.066 А. А. Байбакова, кандидат технических наук, доцент Е. А. Блинов Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск 000141@pnu.edu.ru
В данной статье применяется графоаналитический метод расчета буксования сцепления с учетом рабочих процессов, происходящих в сцеплении при его буксовании, что позволит качественно улучшить результаты расчетов. Ключевые слова: сцепление, работа буксования, надежность, долговечность, износостойкость, срок службы сцепления.
Введение Износостойкость автомобильного сцепления определяет его срок службы. Износ сцепления зависит в основном от работы буксования сцепления. В литературе имеются расчетные формулы работы буксования, базирующиеся на статистической обработке экспериментальных данных, без учета рабочих процессов в сцеплении. В данной работе приводится графоаналитический метод расчета работы буксования на основе анализа рабочих процессов в сцеплении. Расчет работы буксования при рабочих процессах сцепления Как известно, работа буксования происходит как при трогании с места, так и при переключении передач. Наибольшая работа буксования – при трогании автомобиля с места. Именно для этого случая проводится расчет работы буксования. Баланс моментов, приложенных к коленчатому валу и первичному валу коробки передач: – коленчатому валу ; – первичному валу КП: , где , – соответственно, угловое замедление и ускорение коленчатого вала и первичного вала коробки передач. Графически процесс трогания автомобиля с места можно представить, как показано на рисунке 1. Примем, что закон изменения угловых скоростей коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач линейный, тогда в любой промежуточной точке .
Рис. 1. График трогания автомобиля с места
Элементарная работа буксования, совершаемая на коленчатом вале и первичном вале коробки передач за время dt: – на коленчатом вале: ; – на первичном вале коробки передач: . Работа буксования за время : . Работа буксования за период включения сцепления: , где – угол буксования. Величина интеграла представляет собой площадь заштрихованного треугольника на рисунке 1. Таким образом, . Подставляем значение , получим: , где – для дизельных двигателей; –для бензиновых двигателей; – угловая скорость коленчатого вала двигателя при максимальной мощности двигателя; – момент сопротивления движению при трогании, приведенный к ведущему валу коробки передач (для горизонтальной асфальтовой дороги ). Расчет производится для легковых автомобилей на первой передаче, для грузовых автомобилей – на второй передаче. Работа, рассчитанная по данной методике, минимально возможная, а динамические нагрузки будут максимальными вне зависимости от плавности включения (включение мгновенное). Оценка износостойкости проводится по удельной работе буксования : , где – суммарная площадь фрикционных накладок сцепления. Удельная работа буксования при указанных выше условиях обычно находится в следующих пределах: – для легковых автомобилей [ ] = 50…70 Дж/см2; – для грузовых автомобилей [ ] = 50…120 Дж/см2; – для автопоездов [ ] = 10…40 Дж/см2. В зависимости от конструкции сцепления [ ]: – для однодискового сцепления 196…245 Дж/см2; – для двухдискового сцепления 147…167 Дж/см2. Заключение Работа буксования сцепления получена с использованием графоаналитического метода на основе анализа процесса трогания автомобиля с места и поэтому имеем четкий физический смысл. Анализ работы буксования, рассчитанный по данной методике, показывает, что резко возрастает при трогании автомобиля с места, при высокой частоте вращения коленчатого вала ( ), большой массе автомобиля, с прицепом и при трогании автомобиля с места на высшей передаче ( ), а также при увеличении , но уменьшается при увеличении . Данная работа может представлять интерес как для специалистов в области проектировании сцепления, так и для студентов и преподавателей вузов в их научно-исследовательской деятельности.
Список использованных источников 1. Вахламов, В. К. Автомобили: эксплуатационные свойства. – Москва : Академия, 2005. – 240 с. 2. Гришкевич, А. И. Проектирование трансмиссий автомобилей : справочник. – Москва : Машиностроение, 1984. – 272 с. 3. Конструирование и расчет автомобиля / П. П. Лукин [и др.]. – Москва : Машиностроение, 1984. – 376 с. 4. Осепчугов, В. В. Автомобиль. Анализ конструкции и элементы расчета / В. В. Осепчугов, А. К. Фрумкин. – Москва : Машиностроение, 1989. – 304 с.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |