Философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики
Вариант 1. 1. Каковы ступени развития педагогического сознания? (Укажите правильную последовательность). a) народное, нормативное, теоретическое; b) народное, теоретическое, нормативное; c) теоретическое, нормативное, народное. 2. Какие понятия являются синонимами понятий «образовательная практика» и «педагогическая теория»? a) «педагогическое сознание» и «педагогическая сущность»; b) «педагогическая сущность» и «педагогическое бытие»; c) «педагогическое бытие» и «педагогическое сознание». 3. Что такое «педагогическое сознание»? a) часть общественного сознания, находящаяся в статическом состоянии; b) часть общественного сознания, находящаяся в динамике, историческом развитии и связанная с осмыслением места и роли образовательной практики в жизни общества, человека; c) часть общественного сознания, в ее историческом развитии. 4. Что включает в себя нормативное педагогическое сознание? (Укажите правильный и полный ответ). a) заповеди, традиции; b) заповеди, советы; c) заповеди, советы, поучения, наставления, нормы. 5. Укажите уровень осознаваемости, осмысления в народном педагогическом сознании. a) низкий; b) высокий; c) средний. Ключ:1а; 2d; 3b; 4d; 5а. Вариант 2. 1. В чем сущность формационного подхода к историко-педагогическому исследованию? (дать полный и развернутый ответ) a) история образования рассматривается как стихийное развитие и случайная смена систем и учении, не обусловленные объективными причинами; b) история образования и педагогических учений рассматривается как развитие и последовательная смена систем и умений, обусловленная сменой общественно-исторической формаций; c) история образования рассматривается как развитие и последовательная смена позиций и общепринятых точек зрения, связанная не с объективным ходом развития общества непосредственно, а с комплексом других причин. 2. В чем сущность цивилизационного подхода к историко-педагогическому процессу? (Дать полный и развернутый ответ). a) последовательная смена цивилизаций – есть история развития человечества, при этом история образования может рассматриваться в рамках исторического развития определенной цивилизации; b) последовательная смена цивилизаций - есть история развития человечества; c) история образования не должна рассматриваться лишь в рамках истории развития и последовательной смены цивилизаций. 3. В чем сущность личностного подхода в историко-педагогическом исследовании? (Дать полный и развернутый ответ). a) изучение и анализ истории образования как последовательной цепи ведущих идеи, концепций, теорий обучения, воспитания и развития; b) подход к истории образования как последовательной смене образовательных парадигм; c) подход к истории образования через биографии выдающихся педагогов и деятелей просвещения, то есть как истории о людях, сделавших значительный вклад в теорию и практику образования, 4. Укажите из перечисленных вариантов комбинированный подход в исследовании истории педагогики: a) цивилизационный подход; b) сочетание проблемного и личностного подходов; c) парадигмальный подход Ключ:1b; 2а; 3c; 4b. Вариант 3. 1. Укажите, где правильно названы и последовательно указаны выделяемые в цивилизационном подходе фазы: a) рождение, становление, расцвет, закат; b) рождение, становление, расцвет и смерть; c) рождение, становление, закат и смерть. 2. В каком ответе правильно указаны типы культур, выделяемые О. Шпенглером? a) египетская, зарубежная, майя, западно-европейская, индийская, вавилонская; b) египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, магическая, западно-европейская, майя; c) арабская, византийско-арабская, вавилонская, греческая, японская, китайская. 3. Что из себя представляет цивилизационный подход? (Дать полный ответ). a) рассмотрение исторического процесса как смены общественных формаций; b) рассмотрение исторического процесса как смены идеологий; c) рассмотрение исторического процесса как смены цивилизаций, которые проходят фазу рождения, становления, расцвета и заката. 4. Рассмотрение истории педагогики как эволюции соответствующей части духовно-практической жизни общества, непосредственно связанной со сменой цивилизаций есть один из вариантов: a) системного подхода; b) цивилизационного подхода; c) информационного подхода. Ключ: 1а; 2б; 3в; 4б Вариант 4. 1. Укажите формулировки педагогических парадигм по Е. А. Ямбургу: a) когнитивная и личностная; b) личностная и эзотерическая; c) когнитивная и гуманитарная. 2. Укажите формулировки педагогических парадигм по Ш.А. Амонашвили: a) научная и технократическая; b) гуманная и авторитарно-императивная; c) манипулятивная и авторитарная; 3. К какой педагогической цивилизации относится эзотерическая парадигма (по И. А. Колесниковой). a) к репродуктивно-педагогической цивилизации; b) к природной педагогике; c) к креативно-педагогической цивилизации. 4. Укажите педагогические парадигмы по И. А. Колесниковой: a) научно-технократическая, когнитивные, гуманная; b) гуманитарная, авторитарная, гуманная; c) эзотерическая, научно-технократическая, гуманитарная. 5. Укажите формулировки педагогических парадигм по Г. Б. Корнетову: a) педагогика поддержки, гуманитарная, гуманная; b) манипулятивная, эзотерическая, когнитивная; c) авторитарная, манипулятивная, педагогика поддержки. Ключ:1а; 2б; 3в; 4в; 5в.
Вариант 5. 1. Укажите полный и верный ответ. Подлинное основание и движущая сила развития личности - это... a) приобщение к культуре через совместную деятельность и общение; b) приобщение к культуре через занятия наукой; c) приобщение к культуре через физический труд. 2. Каково понимание значения словосочетания «социальная среда»: a) то, что определяет задатки личности; b) источник, питающий развитие личности; c) то, что определяет темперамент 3. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой: a) системой законов государства; b) системой мотивов; c) системой религиозных знаний. 4. Свойства человека как индивида являются предпосылками: a) профориентации личности; b) развития личности; c) выбора сферы деятельности. Ключ:1а; 2b; 3b; 4b.
Вариант 6. 1. В истории психолого-педагогического знания альтернативных теорий формирования личности насчитывается: a) множество; b) две; c) одна. 2. Что характерно для социальной ориентации педагогики? a) неизбежная двойственность; b) многоступенчатость; c) неопределенность. 3. Метафизичность – это: a) утверждение системно-деятельностного подхода к проблеме развития личности; b) отрицание всеобщей связи в природе и обществе; c) утверждение историко-эволюционного подхода к проблеме развития личности. 4. Социальная среда – это ... a) источник, питающий развитие личности; b) предпосылки индивидуализации личности; c) приобщение к культуре через совместную деятельность и общение. 5. Что такое «экзопсихика»? a) теория саморазвития личности; b) концепция культивирования индивидуализма; c) термин, утверждающий привносимость извне психических качеств. 6. Кому принадлежит: мысль о всемогуществе воспитательных воздействий: «Воспитание может все!». a) Я. Корчак, С. Соловейчик; b) К. Гельвеций, А. С. Макаренко; c) И. Я. Лернер, В. В. Краевский Ключ:1а; 2а; 3b; 4а; 5c; 6b.
Вариант 7. 1. Распределение исследуемых объектов по группам в соответствии с какими-то признаками: a) таксономия; b) таксология; c) эмансипация. 2. Одно из главных направлений американской философии, разновидность субъективного идеализма. a) идеализм; b) историзм; c) прагматизм. 3. Освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения от предрассудков, вообще от всего устарелого. a) эзотерика; b) эмансипация; c) гносеология. 4. Что, какой компонент интегрирует различные действия человека в некоторую упорядоченную последовательность или систему. a) объект; b) цель; c) предмет. 5. Раздел философии, который изучает источники, средства и условия истинного научного познания. a) гносеология; b) философия; c) эмансипация. Ключ:1-а; 2-c; 3-b; 4-b; 5-c.
Вариант 8. 1. Образовательные программы и стандарты, образовательные учреждения, органы управления ими являются элементами ... a) процесса образования; b) закона об образовании; c) системы образования. 2. Какая наука изучает общество и отношения личности и общества. a) социология; b) геронтология; c) археология. 3. В каком веке вводится закон об обязательном начальном образовании развитых странах? a) XIX в. b) XVII в. c) XX в. 4. Социальная адаптация, развитие, самоопределение, самореализация личности называется... a) гносеологией; b) таксономией; c) социализацией. Ключ:1-c; 2-а; 3-а; 4-c.
Вариант 9. 1. Какие ценности представлены (по В.И. Гинецинскому) в структуре индивидуального человеческого бытия? a) общечеловеческие (основа типа мировоззрения); b) конкретно-исторические (определяют образ жизни); c) групповые (определяют стиль общения, поведения); d) индивидуально уникализированные (формируют стиль деятельности). Выберите верное сочетание указанных ценностей: а, b, c, d / а, c, d / б, c, d. 2. Как в соответствии с концепцией С. И. Гессена интерпретируется педагогика? a) этнопедагогика; b) педагогика, как прикладная философия; c) педагогика поддержки. 3. Обобщенное понятие, означающее науку о воспитательных традициях различных народов. a) геронтология; b) этнопедагогика; c) педагогика детства. 4. Какому философу принадлежит эта мысль: «Любой человек – сын человечества, сын своего времени и сын своего народа». a) Ж.-Ж. Руссо; b) К. Маркс: c) Гегель. 5. Как называется учение о ценностях? a) аксиология; b) эволюция; c) эзотерика Ключ:1-а, b, c, d; 2-b; 3-b; 4-c; 5-а.
Вариант 10. 1. К какой из категорий относится эта: «Продукт антропогенеза, он лишь носитель свойств потенциального развития, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития»? a) личность; b) индивид; c) индивидуальность. 2. К какой из категорий относится эта: «неповторимое своеобразие отдельного человека совокупность только ему присущих особенностей конкретное сочетание, которых образует уникальную, целостную структуру переживающего и действующего человека»? a) индивидуальность; b) личность; c) индивид. 3. Носитель социальных ролей, обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. a) индивид; b) индивидуальность; c) личность. 4. Уподобление индивида другим членам общности («быть таким как все) через усвоение действующих ценностей, норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности. a) адаптация; b) индивидуализация; c) интеграция. 5. К какой из фаз становления человеческой личности относится это определение: «Порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации». a) индивидуализация; b) интеграция; c) адаптация Ключ:1-b; 2-а; 3-c; 4-а; 5-а Вариант 11. 1. По этой характеристике определите соответствующую ей из моделей «образы человека»: человек как система реакции: a) деятельный человек; b) ощущающий человек; c) запрограммированный человек. 2. Определите по характеристике соответствующую ей модель из моделей «образы человека» - человек- потребитель: a) человек, осуществляющий выбор, человек, как выразитель смыслов и ценностей; b) человек как сумма ЗУН; человек как устройство по переработке информации; c) нуждающийся человек: человек как система инстинктов и потребностей. 3. Какое направление в психологии представляет из моделей «образы человека» - ощущающий человек: a) бихевиоризм, рефлектология; b) культурно-историческая психология; c) психология сознания, когнитивная психология. 4. По характеристике определите направление человскознания: в центр ставится проблема развития человека как индивида, обладающего определенными антропологическими свойствами: a) персоногенегическая ориентация; b) социогенетическая ориентация; c) биогенетическая ориентация. 5. Какой модели «образы человека» соответствует направление культурно-историческая психология: a) запрограммированный человек; b) ощущающий человек; c) деятельный человек. Ключ:1-с; 2-с; 3-с; 4-с; 5-с. Вариант 12. I. Какая система воспитания господствовала в эпоху Античности: a) религиозная; b) государственно-правовая; c) политизированная. 2. Какая характерная особенность периода «Новейшая время» влияла и определяла сущность системы воспитания? a) тоталитарные режимы; b) этатизм; c) интеллектаулизм. 3. Для какой эпохи была характерна теократия? a) античность; b) средневековье; c) просвещение. 4. Какой термин определяет беспрекословное подчинение, диктаторское управление? a) авторитарная b) теократия c) этатизм 5. Воспитание на ранних стадиях развития человечества было слито с: a) социализацией; b) персонализацией; c) индивидуализацией. Ключ:1-b; 2-а; 3-b; 4-а; 5-а Вариант 13 1. Что входит в понятие «всестороннее развитие» (по И.Г. Песталоцци): a) интеллект, разум, сознание; b) развитый ум, развитое тело, развитые чувства; c) нравственность, чувства, ум. 2. «Интеллектуальное, физическое, нравственное» развитие является: a) система взглядов на цели воспитания в Спарте; b) в систему целей и структуры всестороннего гармоничного развития (афинская система воспитания); c) целью системы образования, в Древнем Риме . 3. Развитые свойства личности предполагают включение в это понятие: a) развитое тело; b) нравственные, моральные, трудовые качества, мировоззрение; c) физическое, нравственное, интеллектуально 4. К какому понятию относится определение: согласованность развития всех компонентов внутренней структуры личности, соответствия ее потребностей и возможностей: a) разностороннее развитие; b) гармоничность развития; c) взаимосвязанное развитие. 5. К какому воспитанию относится характеристика - человек должен быть прекрасен в духовном и физическом отношении, развитый интеллект и культура тела должны сочетаться: a) спартанское воспитание; b) афинское воспитание; c) воспитание в Древнем Риме. Ключ:1-b; 2-b; 3-b; 4-b; 5-b. Вариант 14. 1. И.Ф. Гербарт считал, что целенаправленное воспитание должно осуществляться в процессе: a) взросления; b) физического труда; c) обучения. 2. Кому в истории педагогики принадлежит термин воспитывающее обучение»?: a) И.Ф. Гербарту; b) И.Г. Песталоцци; c) Я.А. Коменский. 3. Как называется направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей? a) непрерывное образование: b) развивающее обучение; c) контекстное обучение. 4. Кто из педагогов подчеркивал неразрывность и единство процесса обучения и воспитания? a) В. Ратке; b) И.Я. Лернер: c) Я.А. Коменский. 5. Как называют обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися ЗУН, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к усвояемому учебному материалу? a) воспитывающим обучением; b) интенсивным обучением; c) контекстным обучением. Ключ:1а; 2а; 3b;4c; 5а. Вариант 15. 1. Сегодня свободное воспитание рассматривается: a) как направление педагогической теории и практики; b) стимулирование активного семейного воспитания; c) организация жизни школьного общества по разработанному плану. 2. Кто утверждал: «Человек человеку волк» (т. е. что он рождается не добрым и нуждающимся в принудительном исправлении). a) Д. Локк; b) Т. Гоббс; c) Ж.-Ж. Руссо. 3. Какому автору принадлежит данное высказывание: «Сознание человека, его душа при его рождении есть «чистая доска» (т, е. он ни добр и ни зол»)?: a) Д. Локк; b) Ж.-Ж. Руссо; c) Т. Гоббс. 4. Позиция по Ж.-Ж. Руссо и его сторонников (выбери соответствующий ответ): a) сознание, душа человека при его рождении есть «чистая доска», т.е. он ни добр и ни зол, b) человек по природе изначально добр и совершенен, все дурное в человеке есть следствие негативного влияния на него общества, мира взрослых; c) человек изначально зол, грешен, он нуждается в ограничении, запретах и наказаниях; его жизнь «есть война против всех». 5. Свободное воспитание как направление в теории и практике образования в России связано с именами: a) Ж.-Ж. Руссо: Д. Дьюи; Э. Кей; b) Я. А. Коменский; А. С. Макаренко; c) Л.Н. Толстой, К.Н. Вснтцель, С. Т. Шацкий. Ключ:1а; 2b; 3а; 4b; 5c. Вариант 16. 1. Укажите название концепции, которая зачастую обозначается терминами «перманентное образование», «пожизненное учение»: a) непрерывное образование; b) конечное образование; c) поэтапное обучение. 2. Кто представил всеохватывающую, целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни – от «школы рождения» до «школы смерти»: a) Ш.А. Амонашвили b) А.С. Макаренко c) Я.А. Коменский. 3. Какие центры по проблемам непрерывного образования существуют в ряде стран в настоящее время? a) региональные, национальные, международные; b) народные, федеральные; c) краевые, районные. 4. Принцип всеобщности как ведущий принцип концепции непрерывного образования включает в себя: a) включенность всего населения в различные структуры и уровни образования; b) равенство доступа к информации; c) связь с жизнью социума. 5. Какой это принцип: «Связь с жизнью индивида, его профессиональной и социальной деятельностью»: a) интеграции; b) релевантности; c) демократизма. Ключ: 1-а; 2-а; 3-c; 4-а; 5-b.
Модуль 9
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |