Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административного процесса



2015-11-10 1177 Обсуждений (0)
Административного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Часть, статья Конституции РФ Содержание конституционной нормы-принципа
Принцип законности
ч. 2 ст. 4 Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации
ст. 15 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федера­ции, не должны противоречить Конститу­ции РФ. 2. Органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, граждане и их объединения обя­заны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного до­говора.
ч. 2 ст. 120 Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта го­сударственного или иного органа закону, принимает решение в со­ответствии с законом.
Принцип процессуального равенства
а) для субъектов Российской Федерации
ч. 4 ст. 5 Во взаимоотношениях с федеральными органами государст­венной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
б) для граждан РФ
п. 2 ст. 6 Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее тер­ритории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
ст. 19 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. За­прещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и рав­ные возможности для их реализации.
ч. 3 ст. 123 Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
в) для иностранных граждан и лиц без гражданства
ч. 3 ст. 62 Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
в) для общественных объединений
ч. 4 ст. 13 Общественные объединения равны перед законом.
Принцип материальной истины
ст. 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредст­венно действующими. Они определяют смысл, содержание и при­менение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
ч. 1 ст. 49 Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмот­ренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
ч. 3 ст. 49 Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
ч. 2 ст. 50 При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
ч. 3 ст. 123 Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Принцип доступности
ст. 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредст­венно действующими. Они определяют смысл, содержание и при­менение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
ч. 1 ст. 32 Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
ч. 5 ст. 32 Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении право­судия.
ст. 33 Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обра­щения в государствен­ные органы и органы местного самоуправле­ния.
ч. 2 ст. 45 Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми спосо­бами, не запрещенными законом.
ст. 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными догово­рами Российской Федерации обращаться в межгосударственные ор­ганы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
ст. 48 1. Каждому гарантируется право на получение квалифициро­ванной юридической помощи. В случаях, предусмотренных зако­ном, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняе­мый в совершении преступления имеет право пользоваться помо­щью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
ч. 3 ст. 50 Каждый осужденный за преступление имеет право на пере­смотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.  
ст. 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений вла­стью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
ч. 2 ст. 61 Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
ст. 69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
ч. 1, 2, 3 ст. 123 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных фе­деральным законом. 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допуска­ется, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательно­сти и равноправия сторон.
ч. 2 ст. 132 Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необхо­димых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Принцип гласности
ч. 2 ст. 24 Органы государственной власти и органы местного само­управления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
ч. 4 ст. 29 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо­собом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
ч. 1, 2 ст. 123 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных фе­деральным законом. 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допуска­ется, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Принцип национального языка
ч. 2 ст. 26 Каждый имеет право на пользование родным языком, на сво­бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
ст. 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного само­управления, государственных учреждениях республик они употреб­ляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц
ч. 4 ст. 3 Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
ч. 1 ст. 19 Все равны перед законом и судом.
ч. 3 ст. 41 Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, соз­дающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответ­ственность в соответствии с федеральным законом.
ст. 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными догово­рами Российской Федерации обращаться в межгосударственные ор­ганы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
ст. 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений вла­стью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
ст. 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
ч. 2 ст. 121 Полномочия судьи могут быть прекращены или приостанов­лены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным феде­ральным законом.
ч. 2 ст. 122 Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

 

Примечание к табл. 9: ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ распространяет действие принципа процессуального равенства в административном процессе на юридических лиц.

 

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным ли­цом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным право­нарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допуска­ются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоин­ство».

В основе этих предписаний конституционные положения: ст. 2, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 21, 22.

Принцип процессуального равенства логически заключен в совокупности взаимообусловленных прав и обязанностей с одной стороны уполномочен­ного органа (должностного лица), с другой – лица, в чьих интересах осуще­ствляется производство либо в отношении которого ведется производство, с третьей – иных участвующих лиц.

В частности, сравнительный анализ процессуальных прав лица, в отно­шении которого ведется производство по делу об административном пра­вонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ), и потерпевшего (ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ) показывает их полную идентичность (табл. 9).

Таблица 9. Сравнение некоторых административно-процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего

Ч. 1 ст. 25.1 «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» Ч. 2 ст. 25.2 «Потерпевший»
…вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью за­щитника, а также иными процессуальными пра­вами в соответствии с настоящим Кодек­сом. …вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонаруше­нии, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Ко­дексом.

Примечание к табл. 9: 1) учтем, что защитник представляет интересы лица, в от­но­шении ко­торого ведется производство по делу об административном правонарушении, и, по сути, является его представителем;

2) Право на обжалование постановления по делу об административном правонару­шении в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 «Право на обжалование постановления по делу об ад­министративном правонарушении» КоАП РФ предоставлено лицам, указанным в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ.

Рассмотрение дел административно-правового характера в арбит­ражном суде регламентируется Арбитражно-процессуальным кодексом, нормы кото­рого также направлены на реализацию принципа процессуаль­ного равенства (ст. 8 «Равноправие сторон», ст. 41 «Права и обязанности лиц, участвующих в деле» АПК РФ).

Отметим, что ч. 2 ст. 1.4 «Принцип равенства перед законом» КоАП РФ конкретизирует административно-про­цессуальный статус ряда лиц, выпол­няющих определенные государственные функции (депутатов, судей, проку­роров и иных лиц) указанием на особые ус­ловия применения мер обеспе­че­ния производства по делу об административ­ном правонарушении и привле­чения к административной ответственности, устанавливаемые Кон­ституцией РФ и федеральными законами (особые условия предполагают на­личие имму­нитета от административной юрисдикции).

Принцип равенства граждан, закрепленный в статье 19 Конституции РФ, определяет равный правовой статус граждан при осуществлении ими любых прав, в т.ч. административно-процессуальных. Дополнительной кон­ституционной основой принципа процессуального равенства является по­ложение об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123).

Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Это конституционное положение является дополнительной га­рантией иных процессуальных прав участников административного про­цесса.

Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и сво­бод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравствен­ности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55), а также в условиях чрезвы­чайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты консти­туционного строя с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56). При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Консти­туции РФ (ч. 3 ст. 56), что придает особое значение ряду принципов административного процесса, основанных на указанных положениях.

Возвращаясь к вопросу об административно-процессуальном статусе, подчеркнем, что он является частью правового статуса лица. В этой связи следует выделить такую конституционную категорию как основы правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ), разбору процессуальной части которых служит этот раздел.

Конституция РФ содержит еще одно понятие, имеющее значение для административного процесса, – «административное дело» (ст. 126). Отметим, что данная категория также нуждается в законодательном закреплении и уточнении видов административных дел. К ним относят дела трех видов: нормотворческие, правоприменительные и юрисдикционные. В т.ч. к адми­нистративно-юрисдикционным делам можно отнести следующие:

1) о привлечении к административной ответственности в судебном по­рядке;

2) о пересмотре постановлений и решений по делам об административ­ных правонарушениях;

3) по административным спорам субъектов публичной власти о компе­тенции;

4) по административным спорам о правомерности нормативных и не­нормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;

5) по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;

6) по спорам между субъектами Российской Федерации;

7) по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной кампании, референдума;

8) о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;

9) по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

 

Учитывая развивающиеся административно-процессу­аль­ные отношения, можно признать недостаточность конституционных гаран­тий реализации принципов администра­тивного процесса.

В каждой главе Конституции РФ мы обнаружим нормы, опре­деляющие дух и содержание актов, обеспечивающих реализацию конституционных норм, среди которых особое значение имеют нормативные акты, относя­щиеся к источникам административного процесса. Они регламентируют, на­пример дея­тельность субъектов Конституции РФ (Президента, Правитель­ства РФ и др.). В частности, анализ полномо­чий Президента РФ, бес­спорно, говорит о том, что основное количество президентских пол­номочий носит исполнительно-распо­рядительный характер. Очевиден про­цедурный харак­тер реализации Президентом РФ своих полномочий (глава 4 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения (ч. 1 ст. 90; только пер­вые носят нормативный характер), обеспечивает согласованное функ­ционирова­ние и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) в т.ч. пу­тем использования согласитель­ных процедур (ч. 1 ст. 85), приостанавливает действие противозаконных актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85).

Не менее насыщена процедурами деятельность Правительства РФ (глава 6 Конституции РФ). Наделение высшего органа ис­полнительной власти по­добными пол­номочиями позволяет обеспечить эф­фективное управление в сфере проведения финансовой, кредитной и денеж­ной политики; осущест­в­ление мер по обеспечению законности, обществен­ного порядка и обществен­ной безопасности; проведение реформ в области образо­вания, науки, здраво­охранения, культуры.

Определенными полномочиями наделены мини­стерства и ведомства, ор­ганы ис­полнительной власти субъектов РФ, органы исполни­тельной власти местного самоуправления и другие субъекты. В части их ка­сающейся дейст­вуют нормы конституцион­ного права, закрепленные в кон­ституциях респуб­лик, уставах краев и областей, а также муниципальных об­разований.

В целом же, в настоящее время нормативная база, которая обеспечила бы качественное регулирование управленческого процесса на всех уровнях вла­сти, несо­вершенна.

Административно-процессуальная деятельность юрисдикцион­ного ха­рактера в соответствии с действующим законодательством РФ не является исключительной прерогативой исполнительных ор­ганов (должностных лиц). Конечно, она наиболее показательна для функционирования именно назван­ных субъектов. Однако во многих случаях она относится к компетенции су­дебных органов, причем по­следняя постоянно расширяется. Так, в соответст­вии с Конститу­цией РФ (ч. 3 ст. 125) и Федеральным конституционным зако­ном от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» последний разрешает споры о компетенции между различными звеньями системы государственной власти, включая и органы ис­полнитель­ной власти. Споры, возникающие в сфере государствен­ного управления, раз­решают также и арбитражные суды.

Конституция РФ содержит значительный по­тенциал для раз­вития рос­сийского права. Например, п. «п» ст. 71 опреде­ляет, что в веде­нии Россий­ской Федерации находится федеральное коллизионное право. Из этого сле­дует, что это право необходимо развивать, особенно в части установления административных процедур разрешения коллизий, к которым могут отно­сится компетен­ционные споры между субъектами РФ и др. А в целом, Кон­ституция РФ представляет возможность для наиболее полного прояв­ления права для регламентирования управ­ленческой деятель­ности в ее раз­нообраз­ных процедурах.

Можно согласиться, что тут стоило бы говорить не об админи­стратив­ном (административно-процессуальном) праве, охваты­вающем работу ис­полнительной власти, а о чем-то более широком (например, управленческом праве, государственном управленческом праве).

 

2. Конституционно-правовые проблемы административного процесса.

 

Отнесение административного и административного процессуального законодательства к предметам совместного ведения в Конституции 1993 г. (п. «к» ч. 1 ст. 72) привело к целому ряду явлений негативного характера:

1) децентрализация деятельности исполнительной власти;

2) отсутствие единого подхода к установлению соответствующих адми­нистративных процедур;

3) проблема «борьбы за компетенцию»;

4) рост произвола чиновника, мотивирующего свои действия «админист­ративным усмотрением»;

5) увеличение доли «коррупционной составляющей» работы органов государственной власти;

6) дифференциация прав граждан на обращения в администра­тивный ор­ган в различных регионах страны, что ведет к нарушению принципа гарантии их равноправия и т.д.

Соответствующий понятийный аппарат не только не закреплен за­конода­тельно, но и не имеет единого толкования среди теоретиков и практиков*.

Таким образом, в пользу кодификации на федеральном уровне можно привести следующие аргументы:

- возможность унификации всех (большей части) однотипных админист­ра­тивных процедур;

- повышение эффективности функционирования администра­тивных ор­ганов, независимо от территории их нахождения;

______________________________

* Так, например, термины «административный акт», «ненормативный акт» четко не опре­де­лены. Если раньше под ненормативным актом понимался акт индивидуаль­ного харак­тера, то на сегодняшний мо­мент обилие ненормативных актов, об­ращенных к неограни­ченному кругу лиц (примером может служить великое множество «методиче­ских указа­ний» и «инструктивных писем» налоговых органов и Цен­трального банка страны) свиде­тельствует о том, что админист­ра­тивные органы, не дожидаясь законодательного реше­ния, сами оп­ределили для себя возможность издания и применения такого вида актов.

- возможность контроля за правильностью деятельности адми­нистратив­ных органов;

- ответственность чиновника административного органа за на­рушение положений, регламентирующих административные проце­дуры;

- установление четких гарантий по защите прав и интересов го­сударства и его граждан при осуществлении деятельности админи­стративного органа от лица государства.

В данном случае проблемным является вопрос действительного обеспе­чения единого правового пространства, эффективности административно-процессуального законодательства, государственного управления и антикор­рупционной политики.

Конституция РФ 1993 г. заложила перспективы развития административ­ной юстиции, закрепив, что решения и дей­ствия (или бездей­ствия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должност­ных лиц могут быть обжалованы в суде (ст.ст. 45-46). Речь идет о правосудии и судебной власти (ст. 118 Конституции РФ), разновидностью которой является административная юстиция. Частью вто­рой указанной статьи устанав­ливается, что судебная власть осуществля­ется посредством конституцион­ного, гражданского, уго­ловного и админист­ратив­ного судопроизводства (прямо не указывается ар­битражное). Норма этой ста­тьи означает самостоя­тельность каждого из названных видов судо­произ­водств, в т.ч. административного. Однако, несмотря на конституцион­ную са­мостоятельность администра­тивного судопроизводства, которое охва­тывает громадную катего­рию дел*, во-первых, оформленными кодифициро­ванными актами остаются только два судопроизводства: гражданское и уго­ловное (конституционное и административное – пока в полной мере не раз­работаны и используют имеющиеся правовые институты судопроиз­водства). Во-вто­рых, отсутствует специально созданная для этих целей система судеб­ных ор­ганов. Административное су­допроизводство, как уже отмечалось, осуществ­ляется различными органами судебной власти в соот­ветствии с ус­тановлен­ными правилами подведомст­венности (административные дела под­судны су­дам общей юрисдикции, на что указывает ст. 126 Конституции РФ, и арбит­ражным судам).

К сожалению, как у ученых, так и у правоприменителей нет единого кон­цептуаль­ного подхода к самому понятию «административное су­допроизвод­ство», ко­торое нередко отождествляется с по­нятием «административная юс­тиция».

С учетом изложенного основные задачи по со­вершенствованию админи­стративного судопроизводства заключаются в следующем:

______________________________

* Только в 2006 г. в суды общей юрисдикции поступило около 75 тысяч жалоб граждан на действия должностных лиц, из которых 67,5% судами были удовлетворены. От общей массы дел, рассмотренных арбитражными судами в 2006 г., дела, возникающие из административных правоотношений, составили 71,9% (более чем 2/3 дел; число подобных дел от года к году растет).

1. Определение направлений развития законодательства по вопросам ад­министративного судопроизводства (проводится работа с проектами Феде­рального конституционного закона «О фе­деральных административных су­дах в Российской Федера­ции»).

.2. Законодательное закрепление понятия «административное судопроиз­водство» и ряда иных понятий административного процесса, правил подве­домственности административ­ных дел, порядка и особенностей отправления правосудия по адми­нистра­тивным делам.

3. Кодификация административно-процессуальных норм (например, раз­работан, прошел экспертизу в Совете Европы и получил там одобрение Ко­декс административного судопроизводства).

4. Создание системы органов, осуществляющих административное судо­производство.

6. Развитие процессуальных гарантий при осуществлении администра­тивного судопроизводства.

7. Дифференциация процессуальной формы и процедуры (обыч­ной/упрощенной) в зависимости от категории административных дел.

Действующий КоАП РФ закрепляет полномочие налагать администра­тивные штрафы как на физических, так и на юридических лиц за широким кругом административно-юрисдикционных органов. Однако установленный административный (внесудебный) порядок наложения административного наказания в виде административного штрафа представ­ляется отчасти несо­вместимым с требованиями Конституции РФ о недопус­тимости лишения лю­бого собственника имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).

Из признания гражданским законодательством вещной природы денег вытекают общие для всех имущественных объектов отношения собственно­сти. Поэтому деньги могут выступать объектом раз­личных форм собственно­сти; следовательно, конституционные гарантии применительно ко всяким си­туациям отчуждения имущества (например, конфискации) должны в равной мере распространяться и на случаи отчужде­ния денег у собственника посред­ством наложения административного штрафа. Иными словами, допустим лишь судебный порядок наложения ад­министративного штрафа.

Введение судебного механизма принудительного изъятия частной собст­венности, выраженного в форме административного штрафа, позволит ре­шить отчасти и вопрос ограничения круга административных органов, пра­вомочных налагать данную санкцию*. Критическая позиция по этому вопросу основана на мнении об обеспечении требования принятия быстрых и

______________________________

* Реализация такого подхода во-первых, будет способствовать развитию административ­ной юстиции, в т.ч. административного судопроизводства, которое как конституционная категория получит реальное самостоятельное воплощение в правовой системе России, во-вторых, задаст высокую планку требований к административной практике правоохрани­тельных органов, их организационно-правовому, кадровому и техническому обеспечению, «взять» которую можно будет только с новым качеством организации правоохраны, кад­рового состава и практической работы, максимально гарантирующих «бесспорность» ад­министративного разбирательства.

неотложных мер административно-властного реа­гиро­вания на противоправ­ное деяние против административного порядка в сфере ох­раняемых общест­венно значимых ценностей. Однако порядок при­менения административного штрафа не может оправдываться лишь целями рацио­нальной организации деятельности административных органов. Если же та­ковой становится усло­вием, ограничивающим права граж­дан, то он не может быть при­знан соот­ветствующим положению ст. 18 Кон­ституции РФ, со­гласно кото­рому права и свободы человека и гражданина оп­ределяют смысл, содержание и примене­ние законов. Он не согласуется также и с ука­занными в ч. 3 ст. 55 Конститу­ции РФ целями, оправдывающими право­вые ограниче­ния прав и свобод, только если таковые адекватны соци­ально необ­ходимому резуль­тату; цели же одной рациональной организации работы ор­ганов госу­дарственной власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод**.

В Конституции закреплено право граждан обращаться в международные органы для защиты своих прав (п. 3 ст. 46). Растущая роль международных организаций в области защиты прав и свобод граждан сочетается с призна­нием государством их юрисдик­ции, определением процедур участия в них. Здесь международные процедуры должны сочетаться с государствен­ными, которые у нас пока не развиты.

В целом же можно сказать: во-первых, далеко не исчерпан по­тенциал Конституции РФ в плане совершенствования регламентации управленческих процедур, а во-вторых, административно-процессу­альное законодательство нуждается в совершенствовании его кон­ституционных основ.

 

Практические задания:

1. Решить логически-правовую задачу: Распространяется ли положе­ние пункта «к» статьи 72 Конституции РФ в части касающейся админист­ративно-процессуального законодательства на Эвенкийский автономный округ, му­ниципальное образование, г. Курск, Курскую область, г. Санкт-Петербург?

 

2. Решить контрольный тест к темам 6 и 7.

 

1. Правовой институт административно-правовых форм процессуальной деятельности

а) относится к общей части административного процесса

б) относится к особенной части административного процесса

в) относится как к общей, так и к особенной частям административного процесса

г) не относится к правовым институтам административного процесса

______________________________

* См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова».

2. Административно-процессуальные нормы

а) взаимодействует с нормами различных отраслей материального права

б) взаимодействует только с нормами отраслей процессуального права

в) обеспечивают взаимодействие норм процессуальных отраслей права

г) взаимодействует с иными социальными нормами, регулирующими общественными отношения

 

3. Административно-процессуальные нормы

а) составляют подотрасль административного права

б) в совокупности обладают всеми необходимыми признаками отрасли права

в) образуют отрасль процессуального права

г) в совокупности образуют правовой институт административного про­цесса

 

4. Административно-процессуальные отношения урегулированы

а) нормами Конституции РФ, конституций субъектов РФ, уставов субъ­ектов РФ и их муниципальных образований

б) Административно-процессуальным кодексом РФ

в) Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях в соответствии с по­ложениями Конституции РФ

г) законодательными и подзаконными нормативными актами федераль­ного уровня, законами субъектов РФ и подзаконными нормативными актами регионального уровня

 

5. Действующие кодифицированные законодательные акты, относящи­еся к административно-процессуальному законодательству

а) Арбитражно-процессуальный кодекс

б) Административно-процессуальный кодекс

в) Гражданский процессуальный кодекс

г) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

 

6. Административно-процессуальное законодательство находится

а) в ведении Российской Федерации

б) в совместном ведении РФ и субъектов РФ

в) в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципалитетов

г) в совместном ведении субъектов РФ и муниципалитетов

 

7. Конституция РФ содержит положения, прямо устанавливающие про­цессуальные сроки в

а) ч. 2 статьи 2

б) ч. 2 статьи 17

в) ч. 2 статьи 22

г) пункте «к» ч. 1 статьи 72

8. Пункт 2 ст. 26 Конституции РФ определяет следующий принцип ад­министративного процесса

а) законности

б) материальной истины

в) национального языка

г) ответственности органов государственного управления

 

9. Оформлены кодифицированными законодательными актами

а) административное судопроизводство

б) гражданское судопроизводство

в) конституционное судопроизводство

г) уголовное судопроизводство

 

10. Категория «административно-процессуальное законодательство»

а) является понятием конституционного права

б) является понятием теории конституционного права

в) является понятием теории административного права

г) является понятием теории административно-процессуального права

 

Краткий юридический словарь

 

Законодательство – обладающая системным характером совокупность законов и иных нормативных правовых актов.

 

Законодательство Российской Федерации составляют федеральное за­конодательство совместно с законодательством субъектов РФ.

 

Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты ор­ганов государственной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (с точки зрения соблюдения кор­ректности научного подхода следует отметить спорность включе­ния в эту систему нормативных правовых актов органов местного само­управления).

 

Законодательство федеральное – совокупность законов и иных подза­конных нормативных правовых актов, издаваемых (или принимаемых) феде­ральными органами государственной власти (включает в себя Конституцию РФ, нормативные правовые акты федеральных органов государственной вла­сти и международные договора, участниками которых является Россия).

 

Конституция – основной закон (учредительный акт) государства, имеющий высшую юридическую силу на всей его территории и являющийся законом прямого действия. Как правило, действует на протяжении длитель­ного времени (например, Конституция США с определенными поправками действует с 1789 г. и по настоящее время).

Литература:



2015-11-10 1177 Обсуждений (0)
Административного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)