Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пифагор и его учение о душе



2015-11-10 3643 Обсуждений (0)
Пифагор и его учение о душе 4.83 из 5.00 6 оценок




 

Пифагор – древнегреческий философ, религи-озный и политический деятель, основатель пифагореизма, матема-тик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и про-порций, доказательство теоремы Пифагора и др. (6 век до н.э.- 570—500 до н.э.). Рождение (родом из Самоса) ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Яхмосу II, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев, пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз. перенес акценты с тела на душу. Провел идею, что нужно трудиться на земле ради посмертного воздаяния, первым стал называть себя философом, создал особый пифагорейский образ жизни, основанный на акусмата (услышанное). В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали.

Пифагор первым сказал, что тело есть темница души. Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

В основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах (как в людях, так и в животных) в соответствии с определенными числовыми закономерностями. Именно в пифагорействе коренится субстанциональное различение души и тела, получившее свое развитие в дуализме Платона.

 

3. Фигура Сократа. Майевтика. Сократ (470—399 до н.э.) — древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов, так называемого сократического метода. Сократ – 5 век – Сам ничего не писал, знаем со слов Ксенфонта, Аристофана, Платона. Софисты говорили о необходимости отмены традиции, Сократ о переосмыслении ее и замене добродетелью. Создал майевтику, использовал саспес (подвешивание). Пробуждал рефлексию. Поэты не знают.Ремесленники не понимаютСократ ничего не знает. Майевтика (греч.. — повивальное искусство, где повивать — обвивать, обматывать что-либо собою или чем-либо), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Майевтика представляла собой с точки зрения своей логической формы индукцию (наведение). Развитию индуктивности сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогический способ исследования. Он предполагал, что в начале беседы по необходимости всегда исходят из всем понятных, а потому и самых простых, наглядных положений, имеющих преимущественно чувственный характер, но по мере продвижения диалога переходят к скрытым и более сущностным свойствам обсуждаемых вещей. Воспроизводя структуру диалога-исследования, индукция направлена на отыскание единого во многом: от множества явлений, в которых некая предполагаемая сущность представлена как относительное свойство, легко исчезающее и превращающееся в свою противоположность, существующее в них (явлениях) наряду с другими свойствами, мысль переходит к такой одной вещи, в которой искомое свойство представлено само по себе, не в относительном, а в абсолютном смысле, и не как свойство даже (любое свойство может быть отъемлемо от вещи, и последняя, хоть и изменит, но не утратит своего существования), а как некая неотъемлемая определённость, тождественная самой вещи, или даже как некая вещь. Итогом такого метания мысли должно быть определение, фиксирующее общее, универсальное свойство, имеющее всеобщее значение для сознания. С развитием, майевтика стала эвристическим обучением. Рефлексия – обращение субъекта на самого себя, на свое знание или состояние. Метод Сократа. Философски чрезвычайно важен метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов. В целом его можно назвать метод субъективной диалектики. Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми. К тому же он был мастером устного собеседования. Не случайно обвинители Сократа боялись, что он сумеет переубедить суд. Он избегал внешних приёмов, его интересовало содержание, а не форма. На суде Сократ говорил, что будет говорить просто, не выбирая слов, ибо он будет говорить правду так, как привык говорить с детства и как потом он говорил на площади у меняльных лавок.Ирония. Сократ был собеседником себе на уме. Он ироничен и лукав. Не страдая ложным стыдом, прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по своему роду занятий этот собеседник должен был знать. Не подозревая ещё, с кем имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник терялся. Собеседник освободился от самоуверенности и готов вместе с Сократом искать истину.Антисофистичность Сократа. Сократовская ирония – не ирония скептика и не ирония софиста.Сократ будучи врагом софистов, считал, что каждый человек может иметь своё мнение, но истина же для всех должна быть одной. На достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа.Майевтика. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал её родиться в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству в отношении истины, поэтому так и назвал свой метод – майевтика. Знать о чём-то – значит знать, что это такое. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета – его определение, достижение понятия о нём. Сократ первым возвёл знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.Индукция. Приобретение понятийного знания достигалось посредством индукции (наведения), то есть восхождения от частного к общему, что должно было происходить в процессе собеседования. В ходе поиска определений Сократ получает определённые ответы от собеседников, но они приводят частные примеры проявления понятий, обнаруживается, что в их определение вмещается не всё понятие, а лишь какой-то его аспект. Сократ ищет не примеры, допустим, мужества, такие как «не убежать с поля боя», а универсальное определение мужества вообще. Такие определения и должны быть предметом диалектического рассуждения. Поскольку никто этого не понимал, кроме Сократа, он и оказался мудрее всех. Но так как сам Сократ до таких понятий ещё не дошёл и не знал об этом, то он и утверждал, что ничего не знает. Познать самого себя – значит найти и понятия нравственных качеств, общих всем людям. Аристотель скажет потом в «Метафизике», что «две вещи можно по справедливости приписывать Сократу – доказательство через наведение и общие определения».


2015-11-10 3643 Обсуждений (0)
Пифагор и его учение о душе 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Пифагор и его учение о душе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)