Создание системы непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает все более заметное место вряду прогрессивных идей XX в. Смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит обеспечить процветание всему обществу. Истоки идеи непрерывного образования можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Но предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский. Вся жизнь должна быть школой. С середины 70-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ. Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному образованию? Объективные предпосылки. В XX в. происходит бурный социально-экономический и научно-технический прогресс. В условиях научно-технического прогресса: обновление техники, технологий, форм труда стало превосходить темпы смены поколений людей. «Конечное образование» вызвало дефицит знаний. Произошло отставание образования от новых реальностей жизни. Поиск выхода из тупика привел к рождению ряда инициатив: параллельное образование, продолженное образование, повышение квалификации, дистанционное образование, самообразование. Подобные инициативы смогли решить лишь часть стоящей задачи, но не внесли в существующую систему образования свойства непрерывности и целостности. Таким образом, создались объективные предпосылки для поиска и перехода к непрерывному образованию. Субъективные предпосылки. Знания человек должен постоянно стремиться к их расширению и обновлению, к развитию своей личности, а система образования обязана ему в этом помочь. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни. Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий для общего и' профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства. Функционирование непрерывного образования основывается на следующих принципах: 1. гуманизма; 2. демократизма; 3. мобильности; 4. опережения; 5. открытости; 6. непрерывности. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку. Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте. Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования. Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики. Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями. Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества и как результат - преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь». Непрерывное образование способствуетрешениютрех основных задач: 1) подготовке человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений; 2) совершенствованию, развитию человека, уже включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям; 3) разностороннему развитию личности, формированию ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей общей культуры. В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы базовое и дополнительное образования. В свою очередь, базовое и дополнительное образования могут быть общим и профессиональным. Следовательно, можно говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |