Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом. Существует много определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Известный отечественный социолог определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт. Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь. Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций. Социолог выделяет следующие функции социальных институтов: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2. регулятивную функцию; 3. интегративную функцию; 4. транслирующую функцию; 5. коммуникативную функцию. Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни. Выделение института семьи из других институтов общества (государства, бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания. Наиболее полно функции семьи как социального института выделяет социолог: 1. Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем, практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. 2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и в последствии имели способности к обучению социализации. Важным условием существования общества является регулирования рождаемости, избежания демографических взрывов и спадов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. 3. Функция социализации. Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости. 4. Функция эмоционального удовлетворения. Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации, психологической терапии оказывает позитивное влияние на человека не только в детстве, но и на протяжении всей эго жизнедеятельности. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. 5. Статусная функция. Каждый воспитанный человек в семье получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего отношения к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской и сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному статусы предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может измениться благодаря умениям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья должна обязательно осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующую интересы, ценности, образ жизни. 6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Общеизвестно, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого. 7. Экономическая функция.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |