Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория и методология исторической науки



2015-11-10 1322 Обсуждений (0)
Теория и методология исторической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Историография имеет два основных значения: история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например: историография Октябрьской революции, историография средних веков), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография).

Историография как история исторической науки

В древности, ещё до появления письменности, исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков.

В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись "волей богов".

Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания стала античная историография. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих историков Геродота (прозванного "отцом истории") и особенно Фукидида; для последнего характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутреннюю причинно-следственную связь событий, элементы исторической критики - попытка отделить достоверные факты от вымысла.

Для историографии эпохи средних веков, когда характер исторического мышления определяла преимущественно церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление "божественного плана". На западноевропейскую феодально-христианскую историографию наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного , на мусульманскую историографию – Коран.

Наиболее распространёнными формами исторических сочинений наряду с агиографической литературой (жития святых) были анналы - "всемирные истории" - обзоры всемирной истории от "сотворения мира". Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий – анналы. На Руси их аналогом были летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов - "Повесть временных лет ").

В развитии российской исторической науки можно выделить ряд этапов*:

1-й этап. Возникновение русской историографии в XVIII в.

Наиболее существенный вклад в ее становление внес современник ПетраI, В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) в 5-томном труде «История России с самых древнейших времен».

В этот период в российской Академии наук складываются первые научные школы, дискутирующие по вопросу происхождения русского государства: норманская (Байер , Миллер ) иантинорманская (М.В. Ломоносов).

2-й этап. Оформление русской историографии в XIX векекак самостоятельной дисциплины, в рамках которой складываются следующие направления:

а) консервативное, которое в этот период былогосподствующим (крупнейший представитель 1-й пол. XIX в. - Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.)). В своем труде «История государства Российского» он отстаивал тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития;

б) государственная школа, которая считала государство движущей силой исторического развития. Ее представитель Соловьев С.М. (1820-1879 гг.) в многотомной «Истории России с древнейших времен» признавал закономерности исторического развития, стремился установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривал историю как процесс развития политических и юридических институтов - при особом внимании к истории государства (с которой нередко отождествлялась история народа);

в) революционно-демократическая концепция, сложившаяся в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Они при постановке вопроса об объективных законах истории придавали особое значение развитию экономического быта, изменениям в социально-экономическом положении народных масс. Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей;

г) работы В.О.Ключевского (1841-1911 гг.), концентрировавшего своё внимание на анализе социальных и экономических факторов (особенно в работах 80-х гг.). Ключевский противопоставлял свои взгляды исторической концепции государственной школы и рассматривал историю как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством. Главный труд Ключевского – «Курс русской истории», в котором автор придавал важное значение в истории таким факторам, как география страны и ее колонизация. Большую роль он отводил экономике. Говорил он и о делении общества на классы, но основой этого деления считал не отношения к средствам производства и возникающую отсюда эксплуатацию одними людьми других, а различные виды участия людей в хозяйственной жизни страны, различия в правах и обязанностях, в сословном положении;

д) в 70-х гг. XIX в России, отрицающая существование единого мирового исторического процесса нашла отражение в работах Н.Я. Данилевского (1822-1885 гг.), а затем получает дальней развитие в труде «Россия и Европа». Автор развивает теорию «культурно-исторических типов» человечества. По его мнению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Формируется цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах, который получил дальнейшее развитие в работах западных исследователей О. Шпенглера (1880-1935 гг.), иА. Дж. Тойнби (1889-1975 гг.) .

е) Марксистское, нашедшее свое выражение в трудах К.Маркса (1818-1883гг.) и Ф. Энгельса (1820-1895 гг.) . Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства , порождающих всю общественную структуру. В рамках этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, в которую было вписано все мировое развитие.

В России марксистская историография получила развитие в работах В.И.Ленина (1870-1924 гг.). Он разрабатывал проблемы буржуазных революций и социалистической революции, роли народных масс в истории, рабочего, демократического и национально-освободительного движения, особенности феодального строя в России, генезис капитализма, вопросы пореформенного социально-экономического и политического развития России и др. Он предложил свою периодизацию истории России и русского революционного движения.

3-й этап. Историография советского периода

А. Официальная историография сложилась в СССР после октябрьской революции, когда сформировалась советская историческая наука, которая полностью опиралась на труды Маркса, Энгельса, Ленина, отвергнув все другие историографические концепции. Первым советским историком-марксистом стал Покровский М.Н. В работе «Русская история с древнейших времен» автор стремился показать общественное развитие России с точки зрения взаимоотношения общественных классов и борьбы между ними.

Советская историография в силу господствующей идеологической установки концентрировалась на изучении классов иклассовой борьбы в разные исторические периоды, на истории буржуазных революций (особенно Великой французской революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, русского революционного движения, большевизма, истории Великой Октябрьской революции и практически не уделяла внимания социальной (повседневной) истории.

С середины 30-х гг. в советской исторической науке окончательно сформировалась концепция всемирно-исторического процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма (коммунизма). Изучение социально-экономических отношений, положения непосредственных производителей заняло центральное место в исторических исследованиях. Ведущими советскими историками становятся Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков.

В 60-70-е гг. в советской историографии сформировался ряд исследовательских направлений, отличающихся определённой спецификой в разработке больших проблем истории, например М. Н. Тихомирова - по русской истории эпохи феодализма, А.Л.Сидорова - по истории российского империализма, И. И. Минца - по истории Великой Октябрьской революции, М. В. Нечкиной - по истории русского революционного движения XIX в. и т.д.

Б. Альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепции. Л.Н. Гумилева, автора пассионарной теории, который предложил рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов .

4-й этап. Современное состояние российской исторической науки

В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории (на основе положений школы «Анналов»), истории отдельных социальных групп (например, интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др. Наблюдается тенденция к использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др.



2015-11-10 1322 Обсуждений (0)
Теория и методология исторической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория и методология исторической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)