При заболеваниях органов дыхания
Пропедевтика Внутренних болезней
Учебное пособие для студентов Курса педиатрического, Медико-профилактического И стоматологического факультетов
Часть 2
Барнаул – 2009
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Алтайского государственного медицинского университета Составители: д.м.н., проф. Молчанов А.В., к.м.н., доц. Кузнецова А.В., к.м.н., доц. Филиппова Т.В., к.м.н., ассистент Кондакова Г.Б.
Под редакцией: д.м.н., проф. Молчанова А.В.
Пропедевтика внутренних болезней : учебное пособие для студентов 3 курса педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Часть 2 / Молчанов А.В., Кузнецова А.В., Филиппова Т.В., Кондакова Г.Б. – Барнаул : Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2009. – 228 с.
© ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2009 © Коллектив авторов, 2009 Тема: Клиническое исследование больных И диагностика респираторных, бронхиальных И респираторно-бронхиальных синдромов при заболеваниях органов дыхания 1. Актуальность темы:
Заболевания органов дыхания очень широко распространены. У каждого человека бывают эпизоды поражения бронхо-лёгочной системы, к примеру, острый бронхит на фоне ОРВИ. Умение распознать симптомы патологии органов дыхания и, объединив их с данными функционального исследования, выделить клинический синдром – это ключ к постановке диагноза. Выделенные клинические синдромы позволят назначить больному необходимое дополнительное обследование и на основании их результатов сформулировать клинический диагноз. Своевременное выявление заболевания определяет адекватность и эффективность проводимого лечения и позволяет достичь более быстрого выздоровления.
2. Цели практического занятия:
Освоить патофизиологические механизмы, клинические проявления, лабораторную и инструментальную диагностику респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромов при заболеваниях органов дыхания.
3. Задачи практического занятия: 3.1. Студент должен понимать: · патофизиологические механизмы развития респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромов при заболеваниях органов дыхания; · механизм развития клинических проявлений этих синдромов; · взаимосвязь клинических симптомов и синдромов с патофизиологическими и функциональными изменениями. 3.2. Студент должен знать: · определение, классификацию, этиологию, патогенез, симптоматологию, лабораторную и инструментальную диагностику респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромов при заболеваниях органов дыхания.
3.3. Студент должен уметь: · провести расспрос больного; · провести объективное исследование больного; · на основании анализа и синтеза полученных данных выделить и обосновать синдромы при заболеваниях органов дыхания; · обоснованно составлять диагностическую программу при респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромах с формулировкой ожидаемых результатов.
4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:
· Какие доли и сегменты имеют правое и левое лёгкое? · Что такое лёгочный ацинус? Каково его строение и функция? · Какие слои имеет бронхиальная стенка? Какова их функция? · Какова патофизиологическая сущность инфильтрации лёгочной ткани, её виды? · Что такое ателектаз лёгкого? Виды ателектазов. · Что такое бронхоэктазы? Какие виды бронхоэктазов Вы знаете? · Какие патоморфологические изменения происходят при эмфиземе лёгких? виды эмфиземы.
5. Контрольные вопросы по изучаемой теме: · Синдром инфильтрации лёгочной ткани: определение, классификация, этиология. · Жалобы больных с синдромом инфильтративного уплотнения лёгочной ткани, механизм их возникновения. · Изменения, выявляемые при объективном исследовании у больных с синдромом инфильтративного уплотнения лёгочной ткани. · Инструментальная диагностика инфильтративного уплотнения лёгочной ткани. · Синдром ателектаза: определение, классификация, этиология. · Патофизиологические механизмы формирования ателектаза, отличие от коллапса лёгкого. · Клинические проявления ателектаза. · Инструментальная диагностика ателектаза. · Синдром коллапса лёгкого: определение, этиология, патогенез, дифференциация с ателектазом, клинические проявления и инструментальная диагностика. · Синдром эмфиземы: классификация, определение её различных форм. · Интерстициальная эмфизема лёгких и эмфизема средостения: определение, причины, патогенез, клинические проявления. · Основные факторы, вызывающие снижение эластических свойств лёгочной ткани при везикулярной эмфиземе. · Механизм повреждающего действия полютантов при везикулярной эмфиземе. · Механизм развития везикулярной эмфиземы при снижении эластических свойств лёгочной ткани. · Механизм развития везикулярной эмфиземы при бронхиальной обструкции. · Клинические проявления везикулярной эмфиземы. · Инструментальная диагностика везикулярной эмфиземы. · Синдром бронхиального раздражения: определение, клинические проявления. · Синдром бронхиальной обструкции: определение, классификация. · Патофизиологические механизмы бронхиальной обструкции. · Жалобы больных с синдромом бронхиальной обструкции, механизм их возникновения. · Изменения, выявляемые при объективном исследовании у больных синдромом бронхиальной обструкции. · Инструментальные методы диагностики бронхиальной обструкции. · Синдром гиперреактивности бронхов: определение, классификация, патогенез, клиника, инструментальная диагностика. · Бронхоэктатический синдром: определение, этиология, патогенез. · Клинические проявления и инструментальная диагностика бронхоэктатического синдрома. · Синдром пневмосклероза: определение, этиология и классификация. · Клинические проявления и инструментальная диагностика синдрома пневмосклероза. · Синдром полости в лёгком: определение, этиология, клинические проявления. · Лабораторная и инструментальная диагностика синдрома полости в лёгком. · Синдром отёка лёгких: определение , этиология, классификация. · Патофизиологические механизмы формирования кардиального отёка лёгких. · Патофизиологические механизмы формирования некардиального отёка лёгких. · Клинические проявления и инструментальная диагностика интерстициального отёка лёгких. · Клинические проявления и инструментальная диагностика альвеолярного отёка лёгких. · Респираторный дистресс-синдром: этиология, патогенез. · Клиника и оказание неотложной помощи при респираторном дистресс-синдроме. 6. Содержание учебного материала:
· Респираторные синдромы: их определение, классификация, этиология, патогенез, клинические проявления и инструментальная диагностика. · Бронхиальные синдромы: определение, классификация, этиология, патогенез, клинические проявления и инструментальная диагностика. · Респираторно-бронхиальные синдромы: их определение, классификация, этиология, патогенез, клинические проявления и инструментальная диагностика.
7. Информационные материалы: Клинический синдром – это совокупность клинических проявлений (симптомов), объединённых общим механизмом развития. В основу классификации клинических синдромов при заболеваниях органов дыхания положено первичное поражение определённых структур бронхо-лёгочной системы. По этому принципу все синдромы разделены на 7 больших групп:
В зависимости от характера патологического процесса респираторные синдромы подразделяют следующим образом: - синдром инфильтрации лёгочной ткани; - синдром ателектаза лёгкого; - синдром коллапса лёгких; - синдром эмфиземы лёгких.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |