Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста



2015-11-10 914 Обсуждений (0)
Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с общими вопросами изучения детей младенческого и раннего возраста

2. Раскрыть различные подходы к диагностике детей младенческого и разного возраста (по О.В. Баженовой, Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич, Н.В. Серебряковой, Г.В. Скобло, Е.А Стребелевой и др.)

3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.4., раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

  1. Общие вопросы изучения детей младенческого и раннего возраста.
  2. Исследование нарушений психического развития младенцев с помощью методики О.В. Баженовой: цель исследования, этапы проведения обследования, линии развития, обработка результатов, характеристика выделенных типов нарушения.
  3. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет (методика Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич): цель и задачи программы; социальный, медицинский и психолого-педагогический блоки, составляющие структуру программы; основные функциональные области (линии развития); этапы проведения обследования; требования к проведению процедуры обследования; обработка результатов обследования и составление профиля развития ребенка.
  4. Специфика психопатологического исследования ребенка раннего возраста (методика Г.В. Скобло): этап симптомологической диагностики, этап синдромологической и нозологической диагностики.

Базовый учебник:

Учебно-методическая литература:

1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СП-б., 2006.

2. Кожевникова Е.В. и др. Междисциплинарная оценка при раннем вмешательстве // Дефектология. 1999, № 4.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.

5. И.А. Шаповал. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.

 

 

Семинар № 3

Тема 2.6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития

Цель и задачи изучения темы:

1. Познакомиться с механизмами формирования системных нарушений при различных вариантах психического дизонтогенеза

2. Раскрыть обязательность использования принципа комплексности при дифференциальной диагностике

3. Формировать представление о сходных картинах развития при различных структурах дефекта, о дифференциально-диагностических критериях основных и дополнительных методов психолого-педагогического изучения ребенка, используемых для отграничения сходных состояний

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: ответы на вопрос 3 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1,2 тема 2.6., раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Механизмы формирования вторичных (системных) отклонений при различных нарушениях развития.

2. Принцип комплексности обследования как базовый при дифференциальной диагностике отклонений в развитии.

3. Возможные варианты сходных картин развития при нарушениях различного генеза и критерии их разграничения: отграничение умственной отсталости от

- раннего детского аутизма

- преходящих интеллектуальных нарушений органического происхождения (церебрастении, синдрома гиперактивности)

- органической деменции

- эпилептической деменции

- состояний недоразвития речи (моторной и сенсорной алалии)

- симптоматической дислексии

- психического инфантилизма

- соматогенной астении

- психопатий (расстройств личности)

- семейно-бытовой и педагогической запущенности.

Базовый учебник:

Учебно-методическая литература:

1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СП-б., 2003.

2. Коровин К.Г. Дифференциальная диагностика – традиции и «новаторство» // Дефектология, 1997, № 6.

3. Лях Г.С., Марусева А.М. Об ошибочной диагностике алалии у детей с нейросенсорной тугоухостью // Дефектология. 1978, № 6. С. 22.

4. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями развития // Дефектология. 1996, № 5.

5. Роговин М.С., Симановский А.Э. Значение исследований психического дефекта для дифференциального диагноза эпилепсии и олигофрении // Дефектология. 1986, № 2. С.10.

6. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. 2001, № 4. С.3.

7. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.62-85.

Семинар № 4

Тема 2.7. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми

Цель и задачи изучения темы:

1. Познакомиться с содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста

2. Раскрыть цели, задачи, направления, организацию, психотехники психокоррекционных технологий познавательного, личностного и межличностного развития детей с общим психическим недоразвитием, с задержанным психическим развитием, поврежденным психическим развитием, с детским церебральным параличом.

3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы, составлять блок-схемы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы 1-2, блок-схемы для вопросов 3-6

Методические указания: ответы на вопросы 3-6 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.7., раздел 2)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Характеристика комплексной коррекционно-развивающей программы «Ступеньки» Н.В. Серебряковой.

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием.

4. Психокоррекционные технологии при задержке психического развития.

5. Психокоррекционные технологии для детей с поврежденным психическим развитием.

6. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом.

Базовый учебник:

Учебно-методическая литература:

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. СП-б., 2005.

3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С-Пб., 2003.

4. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами нарушений // Дефектология. 2000, № 1. С. 66.

5. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.

 

 

Семинар № 5



2015-11-10 914 Обсуждений (0)
Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)