Тема 2.4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста
Цель и задачи изучения темы: 1. Знакомиться с общими вопросами изучения детей младенческого и раннего возраста 2. Раскрыть различные подходы к диагностике детей младенческого и разного возраста (по О.В. Баженовой, Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич, Н.В. Серебряковой, Г.В. Скобло, Е.А Стребелевой и др.) 3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.4., раздел 2) Вопросы для подготовки к семинару:
Базовый учебник: Учебно-методическая литература: 1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СП-б., 2006. 2. Кожевникова Е.В. и др. Междисциплинарная оценка при раннем вмешательстве // Дефектология. 1999, № 4. 3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. 4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003. 5. И.А. Шаповал. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.
Семинар № 3 Тема 2.6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития Цель и задачи изучения темы: 1. Познакомиться с механизмами формирования системных нарушений при различных вариантах психического дизонтогенеза 2. Раскрыть обязательность использования принципа комплексности при дифференциальной диагностике 3. Формировать представление о сходных картинах развития при различных структурах дефекта, о дифференциально-диагностических критериях основных и дополнительных методов психолого-педагогического изучения ребенка, используемых для отграничения сходных состояний 4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы Методические указания: ответы на вопрос 3 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1,2 тема 2.6., раздел 2) Вопросы для подготовки к семинару: 1. Механизмы формирования вторичных (системных) отклонений при различных нарушениях развития. 2. Принцип комплексности обследования как базовый при дифференциальной диагностике отклонений в развитии. 3. Возможные варианты сходных картин развития при нарушениях различного генеза и критерии их разграничения: отграничение умственной отсталости от - раннего детского аутизма - преходящих интеллектуальных нарушений органического происхождения (церебрастении, синдрома гиперактивности) - органической деменции - эпилептической деменции - состояний недоразвития речи (моторной и сенсорной алалии) - симптоматической дислексии - психического инфантилизма - соматогенной астении - психопатий (расстройств личности) - семейно-бытовой и педагогической запущенности. Базовый учебник: Учебно-методическая литература: 1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СП-б., 2003. 2. Коровин К.Г. Дифференциальная диагностика – традиции и «новаторство» // Дефектология, 1997, № 6. 3. Лях Г.С., Марусева А.М. Об ошибочной диагностике алалии у детей с нейросенсорной тугоухостью // Дефектология. 1978, № 6. С. 22. 4. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями развития // Дефектология. 1996, № 5. 5. Роговин М.С., Симановский А.Э. Значение исследований психического дефекта для дифференциального диагноза эпилепсии и олигофрении // Дефектология. 1986, № 2. С.10. 6. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. 2001, № 4. С.3. 7. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.62-85. Семинар № 4 Тема 2.7. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми Цель и задачи изучения темы: 1. Познакомиться с содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста 2. Раскрыть цели, задачи, направления, организацию, психотехники психокоррекционных технологий познавательного, личностного и межличностного развития детей с общим психическим недоразвитием, с задержанным психическим развитием, поврежденным психическим развитием, с детским церебральным параличом. 3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы, составлять блок-схемы Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы 1-2, блок-схемы для вопросов 3-6 Методические указания: ответы на вопросы 3-6 предполагают привлечение материалов самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.7., раздел 2) Вопросы для подготовки к семинару: 1. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Характеристика комплексной коррекционно-развивающей программы «Ступеньки» Н.В. Серебряковой. 2. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 3. Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием. 4. Психокоррекционные технологии при задержке психического развития. 5. Психокоррекционные технологии для детей с поврежденным психическим развитием. 6. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом. Базовый учебник: Учебно-методическая литература: 1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000. 2. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. СП-б., 2005. 3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С-Пб., 2003. 4. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами нарушений // Дефектология. 2000, № 1. С. 66. 5. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.
Семинар № 5
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |