Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.8. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей



2015-11-10 749 Обсуждений (0)
Тема 1.8. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задание № 1. Анализ тестовых методик

Задачи изучения темы: учиться анализировать тестовые методики в соответствии с двумя основаниями выделения подклассов тестов: по форме и по содержанию

Содержание: студенты анализируют тестовую методику «Доски форм» Э. Сегена, ориентируясь на подклассы тестов, данные в лекции.

Литература:

1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. С-Пб., 2006. С.68-72.

 

Задание № 2. Анализ тестовых методик

Задачи изучения темы: учиться анализировать тестовые методики с точки зрения ограничения их применения в отношении лиц, имеющих отклонения в развитии.

Содержание: студенты на примере теста DAT (The Differential Aptitude Test) определяют, какие проблемы в применении тестов могут возникнуть в работе с лицами, имеющими отклонения в развитии.

Литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. С-Пб., 2006. С.204-205

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.151-154

Задание № 3. Построение профиля личности

Задачи изучения темы: учиться применять тест 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, строить «профиль личности», описывать его, ориентируясь на первичные и вторичные факторы.

Содержание: студенты проводят исследование по тестовой методике «16 – ФЛО – 105 - С» (субъект исследования выбирается произвольно), строят и описывают «профиль личности».

Литература:

Елисеева О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. С. 89-105

Задание № 4. Составление картотеки диагностики психических состояний детей дошкольного возраста.

Задачи изучения темы: учиться подбирать методики проективной техники с целью: диагностики психических состояний, некоторых личностных особенностей детей дошкольного возраста; диагностики эмоционального благополучия дошкольников в ситуации педагогической деятельности; диагностики психических состояний в семье

Содержание: студенты могут распределить по направлениям следующие методики:

1. «Несуществующее животное»

2. «Дом, дерево, человек»

3. методика «Рисунок семьи»

4. «Выявление тревожности старших дошкольников»

5. Методика «Кинотеатр»

6. Методика «Маски»

7. Сказки Дюсса

8. Детский апперцептивный тест

9. Тест Розенцвейга, детский вариант

Каждая карточка с методикой должна содержат:

1. Название методики;

2. Цель проведения методики;

3. Процедура проведения, инструкция для испытуемого;

4. Анализ (интерпретация) результатов;

5. Стимульный материал.

Литература:

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005.

 

Задание № 5. Проработка материала по учебной литературе

Задачи изучения темы: познакомиться со спецификой использования беседы как малоформализованного диагностического средства в процессе индивидуального психологического обследования ребенка, учиться анализировать и обобщать изученный материал в виде письменных ответов.

Содержание: студенты знакомятся и анализируют учебный материал, касающийся беседы как метода исследования, отвечают на вопросы по следующей схеме:

1. Чем беседа как метод исследования отличается от обычной беседы?

2. Почему психолог должен знать особенности коммуникации аномальных лиц и детей в частности при проведении беседы?

2. Какие особенности детей и подростков не позволяют получить необходимую информацию при помощи прямых вопросов?

3. Какие сферы жизнедеятельности должны охватывать темы беседы с ребенком? Что означает уход ребенка от темы беседы?

4. Какие отличия существуют в технологии проведения беседы с ребенком дошкольного, младшего школьного возраста, подростком?

5. В какое структурное звено индивидуального психологического обследования встраивается беседа с ребенком?

Литература:

Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. с. 142–145.

 

Задание № 6. Анализ протоколов наблюдений за типичными видами деятельности ребенка-дошкольника

Задачи изучения темы:учиться анализировать протоколы наблюдений в соответствии с заданными критериями

Содержание: студенты анализируют протоколы наблюдений за типичными видами деятельности ребенка-дошкольника в соответствии со следующими критериями:

– цель наблюдения

– схема наблюдения: перечень единиц наблюдения, способ и форма описания наблюдаемого явления

– соответствие общим требованиям к записи наблюдения

Литература:

1. Введение в психодиагностику / Ред. Гуревич К.М., Борисова Е.М.. М., 2000.

2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000. с. 285-287.

 

Задание № 7. Анализ обучающего эксперимента

Задачи изучения темы: познакомиться с обучающими экспериментами, разработанными

А.Я. Ивановой, учиться выделять этапы помощи и формы помощи, используемые в ходе обучающего эксперимента

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 1.8, раздел 1).

Содержание: студенты анализируют два обучающих эксперимента, разработанных А.Я. Ивановой, с точки зрения этапов помощи и форм помощи; сравнивают, выделяют сходства и отличия, которые характеризуют каждый эксперимент.

Литература:

1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. С-Пб., 2006. С. 179-188.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С. 132-133, 271-279.

 

Задание № 8. Анализ рисунков детей с нарушениями интеллектуальной деятельности

Задачи изучения темы: учиться применять метод рисунков в отношении детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, учитывая специфичность результатов продуктивной деятельности, обусловленную структурой дефекта.

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 1.8., раздел 1).

Содержание: студенты анализируют готовые работы детей с задержкой психического развития и умеренной умственной отсталостью, опираясь на критерии теста Гудинаф–Харриса «Нарисуй человека»

Литература:

1. Гаврилушкина О.П. О некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1972, № 1.

2. Гаврилушкина О.П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности // Дефектология. 1975, № 3.

3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2005. С. 30-60.

4. Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. 156-160.

 

 



2015-11-10 749 Обсуждений (0)
Тема 1.8. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1.8. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)