Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие правовые и психологические особенности исправительной психологии




 

Принятый в декабре 1996 г. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) представляет правовую основу исполнения уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера.

Предметом уголовно-исполнительного законодательства является правовое регулирование исполнения всех наказаний и иных мер уголовно-правового характера (исполнение принудительных мер воспитательного и медицинского характера и уголовного осуждения.[156]

Статья 1. УИК РФ говорит о цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных - это основная (краеугольная) линия законодательства об исполнении уголовных наказаний. Другое направление законодательства - это предупреждение преступлений как иными лицами, так и бывшими осужденными.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний; порядок и условия исполнения и отбытия наказаний; применения средств исправления осужденных и др. Весь этот широкий круг отношений и составлений уголовно-исполнительные правоотношения.

Уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказаний с исправительным воздействием.[157]

Исправление осужденных - (ст. 9 УИК РФ) - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения и стимулирования правопослушного поведения. Основные средства исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу (деятельность воспитателя), общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.



Перевоспитание осужденного направленно на восстановление в его сознании тех правовых и иных аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью. Например, преступник считает приговор несправедливым, категорически отрицает конкретную правовую норму или группу правовых норм, на которую по приговору он посягнул. Задача работников ИУ доказать справедливость приговора, а если преступник считает, что приговор слишком суров, убедить его в обратном (объективно разобраться в криминальной ситуации).

Как любая деятельность исправительная имеет психологические аспекты, структуру (подвиды деятельности).

Исправительная (пенитенциарная) психология изучает закономерности психологической деятельности исправительных учреждений (ИУ), психологию лиц, отбывающих наказание, субъектов, осуществляющих надзор за осужденным, а также анализирует факторы, влияющие на них в процессе перевоспитания. Объектами исследования исправительной психологии являются:

- психологические особенности структуры деятельности ИУ;

- психические качества лиц, осуществляющих надзор за осужденными;

- психологические особенности осужденного;

-психологическая структура коллектива осужденных;

-психологические особенности адаптации и жизни в условиях изоляции, а также подготовки осужденного к освобождению из мест лишения свободы.

Исправительная психология изучает проблемы, возникающие в исправительных учреждениях, связанные с перевоспитанием лиц, совершивших преступления, приобщением их к трудовой деятельности и привыканию к нормальному существованию в обществе.

Важнейшая задача ИУ - оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить существующие преступные связи и установки.

Психологическая структура деятельности ИУ включает в себя деятельность по исполнению наказания, а также по перевоспитанию осужденных и возвращению их в нормальные условия жизни. Основными элементами психологической структуры деятельности ИУ выступают воспитательная, познавательная и конструктивная деятельность.

Воспитательная деятельность в ИУ отличается: а) ярко выраженной специфической направленностью; б) осуществлением перевоспитания в условиях жесткого режима ИУ, призванного реализовать наказание и содействовать перевоспитанию; в) заведомым неравенством положения администрации и осужденных; г) существенным ограничением общественных организаций, микроколлективов, принимающих участие в воспитательной деятельности осужденных; д) влиянием коллектива правонарушителей, являющихся носителями отрицательных психических качеств.[158]

Воспитательная деятельность в ИУ развивается в двух направлениях: воспитание коллектива осужденных и воспитание каждого осужденного.

Основной упор в воспитательной деятельности делается на организацию микросреды, в которую включена личность осужденного. Поэтому воспитатель должен хорошо знать, какие особенности микросреды наиболее приемлемы для конкретного осужденного.

Воспитательная деятельность в ИУ во многом зависит от общих усилий коллектива, в котором находится воспитуемый, но вместе с тем она всегда осуществляется с учетом особенностей каждого осужденного, развития всех его личностных качеств.

Специалисты в области исправительной психологии выделяют следующие компоненты воспитательной работы в ИУ:

1) обстоятельное и глубокое изучение личности каждого осужденного;

2) постоянная и кропотливая работа по формированию коллектива осужденных;

3) совершенствование режимного и трудового воздействия на коллектив осужденных и на каждого отдельного осужденного для ликвидации отрицательных качеств;

4) применение эффективных методов воспитательного воздействия на личность и коллектив осужденных для ликвидации отрицательных и формирования положительных качеств;

5) систематическая и планомерная деятельность по повышению интеллектуального, волевого, эстетического уровня каждого осужденного;

6) психологическая подготовка осужденных к жизни на свободе.[159]

Конструктивная деятельность в ИУ выражается прежде всего в планировании воспитательных мер, направленных как на отдельную личность, так и на коллектив (группу) осужденных.

Планирование предполагает выработку целевой системы воздействия на осужденного путем развития его интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других психических качеств. План предусматривает мероприятия по формированию мировоззрения, привычек, навыков и потребностей личности осужденного.

Планирование включает в себя разработку долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции личности осужденного и поэтапную ее реализацию. Основу планирования составляет дневник воспитателя, где отражается вся воспитательная деятельность, предложения по принятию тех или иных мер воздействия на осужденного с целью его перевоспитания, выводы по ранее принятым решениям. Дневник помогает воспитателю составить развернутую характеристику осужденного, которая часто служит основанием изменения правового статуса последнего. Составление характеристики требует тщательного и глубокого анализа личности осужденного, собственных действий воспитателя по перевоспитанию каждого заключенного.

В познавательную деятельность в ИУ входит весь процесс по перевоспитанию осужденного: анализ условий содержания осужденного и система отношений, в которых он постоянно находится; изучение личностных качеств осужденного (характера, темперамента, эмоциональных проявлений и др.) ; исследование всех факторов, которые положительно или отрицательно влияют на личность осужденного.

Результаты познавательной деятельности во многом зависят от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт можно установить лишь при условии, что сотрудник ИУ располагает подробной информацией о времени и месте рождения осужденного, учебе, семье, профессии, бывшем месте работы, возрасте и обстоятельствах, при которых было совершено правонарушение и т.д. Необходимо также получить предварительную информацию об отношении осужденного к своему нынешнему положению, его планах на будущее.

Взаимодействуя с личностью осужденного, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу, которая и определяет в основном поведение своих членов. Познавательная деятельность неизбежно связана с изучением осужденных, систематически вступающих в конфликты с сотрудниками ИУ и имеющих устойчивую антисоциальную направленность. Познавательная деятельность помогает постепенно выявить и внедрить в систему ИУ новые, принципиально иные подходы к проблеме исправления злостных нарушителей режима.

При выполнении задач ресоциализации осужденного появляется необходимость разрешения проблемы адаптации осужденных к деятельности в условиях ИУ. Процесс адаптации для каждого человека начинается в ситуации, которая характеризуется изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. Именно такая ситуация возникает, когда человек оказывается в местах лишения свободы. Осужденный начинает испытывать адаптивную потребность изменить свое поведение, привычки, представления, отношения с людьми. Адаптивная потребность проявляется в необходимости получения достаточного количества ориентирующей информации о специфике исправительного учреждения.

Если осужденный активно приспосабливается к новым для него условиям, то фактически он сам участвует в процессе своего исправления и перевоспитания. Адаптация не совершается мгновенно, для нее необходимо время, порой значительное. Поэтому адаптационный процесс имеет несколько стадий (фаз.)

Первая стадия характеризуется своеобразной реакцией «вхождения» в новую обстановку. В психологии этот период часто называют «фазой вырабатывания». Стадия «вхождения» очень ответственна, и важно ее не пропустить и педагогически целесообразно использовать в работе по исправлению осужденного.

Вторая стадия - это период неустойчивого приспособления. Осужденный постепенно самоутверждается, мобилизует свои физические и психологические возможности, начинает контролировать свое поведение с учетом новых объективных условий.

Третья стадия самая длительная по времени протекания. Это устойчивая адаптация. Чем лучше состояние психологической, физической, умственной подготовки осужденного, чем выше предел его возможностей, тем меньше сказывается негативное влияние процесса адаптации.

Процесс адаптации протекает тем успешнее, чем полнее и глубже он познан осужденным, т.е. адаптация является сознательным, активным и управляемым процессом, общая результативность которого зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

К объективным, не зависящим от сознания осужденного факторам адаптации относятся возраст, национальность, связь с родственниками, коллегами по прежней работе, наличие заболеваний и др. Например, возраст осужденного серьезно сказывается на его поведении, интересах, потребностях, жизненных планах, состояния и здоровья, взаимоотношениях с окружающими.

Успех адаптации осужденного существенно зависит от субъективных (внутренних)факторов: личных качеств, мотивов, целей, установок, психических состояний и др. Именно они в значительной степени определяют интенсивность адаптационного периода. Особого внимания заслуживает изучение временного психического состояния осужденного, ибо он постоянно ощущает лишение свободы - кару, которая вызывает определенное психическое состояние, накладывающее отпечаток на проявление адаптивных способностей личности. Практика деятельности исправительного учреждения показывает, что у некоторых молодых людей наблюдаются такие нервно-психические состояния, когда при всем желании они не могут владеть собой, срываются и временно оказываются неуправляемыми.[160]

Психические состояния могут вызвать чувства безнадежности, пассивности, безразличия и апатии. Иные психические состояния периодически повторяются и постепенно закрепляют в личности некоторые характерные черты: вялость, безразличие, безынициативность у одних и агрессивность - у других[161].

Процесс адаптации ускоряется при соединении усилий коллективов воспитателей и осужденных. В связи с этим необходимо постоянно организовывать и проводить мероприятия, создающие соответствующие предпосылки для взаимодействия воспитателей и осужденных, для облегчения и ускорения процесса адаптации последних к новым условиям жизни.

Одной из характерных особенностей ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях является осуществление этого процесса в коллективе самих осужденных. Поэтому важнейшее направление исследований в исправительной психологии - психология коллектива осужденных.

Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социальной ценной совместной деятельности высокого уровня развития.[162]Коллектив характеризуется не только общностью людей, занимающихся совместной деятельностью, но и определенной системой организации.

Коллектив осужденных - это общность людей, которая имеет свои специфические особенности:

1) члены коллектива (осужденные) не могут по своему усмотрению избирать или менять коллектив; перевод осужденных из одного коллектива в другой является функцией администрации;

2) повышенная регламентация всей деятельности коллектива внутренним режимом, наличием надзора, усиленного контроля и руководства всей деятельностью коллектива со стороны администрации;

3) первоначальное наличие отрицательных психических качеств, навыков, привычек у всех членов коллектива осужденных;

4) наличие условий, заставляющих каждого члена коллектива постоянно вступать со всеми другими членами коллектива (например, совместное нахождение не только на работе, но и все остальное время);

5) решение коллектива осужденных без санкции администрации не имеет силы;

6) коллектив осужденных не может выступать от своего имени во внешних отношениях, вне колонии[163]

Коллектив осужденных всегда отличается сложностью структуры и противоречивостью взаимоотношений.

Главное место в структуре коллектива занимает актив - группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе, помогают администрации оказывать воспитательное воздействие на других осужденных и устранять возникшие конфликты.

Те осужденные, которые твердо встали на путь исправления, активно участвуют в трудовом процессе, но собственной инициативе не оказывают помощи в воспитании других, считаются группой резерва.

Воспитатели имеют возможность пополнять первую группу за счет второй. Третью группу представляет пассив - осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их во многом определяются создавшейся ситуацией.

Последней является группа трудновоспитуемых, к которой относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных.[164]

Возникнув, каждая группа проходит свой путь развития, внутри ее образуются свои связи, своя иерархия отношений. Выделяется лидер («вожак», «первый номер»), «вторые», «третьи» и т.д. Наблюдается постоянная борьба между лидерами. Как правило, победа достается тому, кто подчинит себе остальных осужденных. Выявление групповых лидеров связано с тщательным изучением ролей, которые играет та или иная личность в коллективе.

Установить лидера порой очень сложно, так как многие из них умело маскируются, не всегда показывают свою истинную роль в группе.

Воспитателю необходимо знать, Кто из членов коллектива оказывает наибольшее влияние на остальных. Особенно это значимо при изучении микрогрупп, которые создаются по принципу общей профессии, одинакового возраста, землячества, национальной принадлежности и т.д. Влияние микрогруппы и ее лидера порой становится основным и определяющим в поведении осужденных. Своевременный и постоянный контроль за деятельностью микрогруппы - важнейшая задача воспитателя.

Коллектив осужденных характеризуется и значительным проявлением единого настроения. Нигде так не проявляется стремление к подражанию, как в коллективе осужденных. Поэтому при организации воспитательной работы необходимо всегда учитывать групповое настроение

 


 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (960)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)