Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison
б)П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис», II часть
в) С. Прокофьев. Мимолетности, № 10
Задание 2 (на повторение). Гармонизуйте следующие мелодии с модуляцией в тональности I степени родства: а) б)
Задание 3 (на повторение). Сочините и исполните цифровки с модуляцией в тональность I степени родства и альтерацией аккордов доминантовой группы в тональностях мажора и минора с четырьмя ключевыми знаками. Задание 4.Приведите нотные фрагменты из музыкальных произведений композиторов XX века с указанием особенностей современной гармонии. Литература: 1. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. 2. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: В 3-х частях. Ч. II. М.: Музыка, 2001. 190 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ
1.Практические указания и примеры решения задач
1.1. Примерный план решения задач 1. Исполнить мелодию задачи. 2. Определить главную тональность и наличие модуляции или отклонения. 3. Гармонизовать кадансы. 4. Обратить внимание на скачки в мелодии, классифицировать их и гармонизовать. 5. Гармонизовать характерные мелодические обороты соответствующими типовыми аккордовыми последовательностями. 6. Оставшиеся звуки гармонизовать в соответствии с контекстом гармонического движения. 7. Исходя из намеченного плана, вначале под мелодией подписать цифровые обозначения аккордов, а затем выполнить их соединение. 8. При гармонизации скачков терцовых тонов голосоведение можно выполнить одновременно с записью цифровки. 9. Если окажется, что использование какого-либо аккорда нарушает правила голосоведения, то следует заменить его на другой. 1.2.Примеры решения задач с методическими рекомендациями Для наглядного примера реализации выше предлагаемого плана приводим примерный вариант гармонизации мелодии*:
__________________________ *В качестве примераприводится вариант гармонизации Ю.А. Допкиной [4, с.97-98].
При гармонизации мелодий с отклонениями в тональности I степени родства необходимо обращать особое внимание на голосоведение при введении побочных доминант и соблюдатьследующие условия: 1) общие звуки аккордов остаются на месте; 2) во избежание переченья хроматическое изменение диатонической ступени должно быть выполнено в каком-либо одном из голосов, например:
3) если хроматически измененный звук удвоен (например, в сопрано и басу), то при разрешении в звуки новой тоники эти голоса должны двигаться в противоположных направлениях (например, бас – на хроматический полутон вверх, сопрано – на тон или полутон вниз, или наоборот); 4) движение удвоенного звука на терцию допустимо в басу и, в виде исключения, в среднем голосе, где это «полупереченье» менее слышимо, например:
5) следует помнить, что в мажоре наиболее употребимыми являются отклонения в тональность D, отчасти – в тональность VI ступени, реже – в тональность III ступени; в каденционных участках обычны отклонения в S или SII, реже – VI ступени. 6) в миноре наиболее распространены отклонения в тональности III, d и D; в каденционных участках – отклонения в S, VI ступень или в тональность II-й низкой ступени. При гармонизации мелодий с модуляциями нужно руководствоваться следующим: 1) побочная тональность в гармонической последовательности должна быть представлена не менее, чем двумя аккордами (например, D и T); 2) некаденционные модуляции чаще возникают непосредственно после цезуры; 3) определить новую тональность во многом помогает характер и расположение опорных звуков в мелодии и появление случайных знаков альтерации, например:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |