Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пример гармонического анализа музыкального фрагмента



2015-11-10 10843 Обсуждений (0)
Пример гармонического анализа музыкального фрагмента 4.78 из 5.00 9 оценок




В качестве примера для гармонического анализа предлагаем рассмотреть фрагмент Вальса П.И. Чайковского из Серенады для струнного оркестра:

Moderato. Tempo di Valse

1 2 3 4 5 6

 

7 8 9 10 11 12

 

Перед исполнением фрагмента на музыкальном инструменте следует обратить внимание на темповые указания, после чего в умеренном темпе вальса проиграть данный фрагмент.

Следует указать, что характер музыки отличается танцевальностью, светлым романтическим колоритом, что обусловлено жанровой принадлежностью музыкального фрагмента, закругленностью четырехтактовых фраз, плавностью восходящего с грациозными скачками и волнообразного движения мелодии, которое осуществляется преимущественно ровными четвертными и половинными длительностями.

Необходимо отметить, что все это вполне соответствует романтическому стилю музыки второй половины XIX века, когда жил и творил П.И. Чайковский (1840 – 1893). Именно эта эпоха принесла огромную популярность жанру вальса, который проникает в то время даже в такие крупные произведения, как симфонии. В данном случае этот жанр представлен в концертном произведении для струнного оркестра.

В целом анализируемый фрагмент представляет собой период, состоящий из 20 тактов и расширенный во втором предложении (8+8+4=20). Гомофонно-гармоническая фактура выбрана композитором в полном соответствии с уже обозначенным жанром, поэтому на первый план выступает выразительное значение мелодии. Однако гармония не только выполняет функциональную поддержку, но и является средством формообразования и развития. Общая направленность развития в данном законченном построении во многом определяется его тональным планом.

Далее следует перейти к анализу первого предложения.

Первое предложение тонально устойчиво (G-dur), состоит из двух квадратных четырехтактовых фраз и заканчивается на доминанте главной тональности:

 

1 2 3 4 5 6

T - - T DD2 T - -T - - T D T46 T6- -

7 8

D D7 - D9

 

В гармонии используются только автентические тонико-доминантовые обороты, утверждающие главную тональность G-dur.

Второе предложение (8–20 такты) представляет собой единую неделимую продолжительную фразу из 8-ми тактов, к которой добавляется четырехтактовое дополнение, возникающее как следствие внутреннего насыщенного тонального движения. Во второй половине второго предложения происходит отклонение в тональность доминанты (12–15 такты):

 

7 8 9 10 11 (D-dur) 12

D D7 D9 D T Т2 S6 S56 S6 D56 - - T=S - - #1DD56

 

13 14 15 16 17 18 19 20

К46 - - D2 T6(D-dur) S - - К46 - - D7 - - T - - T

Схема гармонического развития анализируемого музыкального фрагмента будет выглядеть следующим образом:

 

1 2 3 V 4 5 6 7 V 8 910

3/4 T T - | DD2 - - | T T - | T - - | T D T | T6 - - | D D7 - | D9 D T6 | S6 VI S6 | D65 - -|

 

11 12 13 14 15 V 16 17 18 19 20

| T - - | #1D65 к A-dur | К64 - - | D2 к D-dur | T6 (D-dur) | S - - | К46 - -| D7 - - | T - - | T ||

 

Отклонение (12–15 такты) осуществляется посредством введения каденции, которой предшествует общий аккорд (T=S) и двойная доминанта в виде #1D7 к A-dur, но она не разрешается, а переходит в кадансовый квартсекстаккорд, D2c разрешением в T6 новой тональности (D-dur).

Модуляция, подготовленная отклонением, повторяет кадансовый оборот, который уже использовался в отклонении, но завершается построение иначе – заключительной полной автентической совершенной каденцией, в отличие от автентической несовершенной каденцией в отклонении и половинной автентической несовершенной каденцией в конце первого предложения.

Таким образом, следует отметить, что все развитие гармонической вертикали в данном фрагменте выполняет формообразующую роль и соответствует общей направленности развития музыкального образа. Не случайно, что кульминация всей темы приходится на самый напряженный момент (19 такт). В мелодии она подчеркивается восходящим скачком на септиму, в гармонии – доминантовым септаккордом с последующим разрешением его в тонику как завершение музыкальной мысли.



2015-11-10 10843 Обсуждений (0)
Пример гармонического анализа музыкального фрагмента 4.78 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Пример гармонического анализа музыкального фрагмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)