Виды управления
| Факторы влияния
| Показатели факторов
| Шкала оценок от +1 до 0
| Оценка показателя экспертом
|
хорошо (+1)
| удовлетворительно (+0,5)
| неудовлетворительно (0)
|
1. Общее управление
| 1.1. Эффективность управления
| 1.1.1. Своевременность и ритмичность выполнения всех планов и договоров. Вариант ответа (ВО):
| | | | |
| а) своевременно и ритмично;
| +
| | | |
| б) своевременно неритмично;
| | +
| | |
| в) несвоевременно
| | | +
| |
| 1.1.2. Системность в управлении всеми функциональными службами. ВО:
| | | | |
| а) наличие комплекса взаимоувязанных должностных инструкций и положений, опирающихся на единую информационную базу, ориентированную на общую цель;
| +
| | | |
| б) наличие комплекса взаимоувязанных должностных инструкций в подразделениях, опирающихся только на собственную информационную базу;
| | +
| | |
| в) несвязанные между собой должностные инструкции и положения
| | | +
| |
Продолжение табл. 2.29
Виды управления
| Факторы влияния
| Показатели факторов
| Шкала оценок от +1 до 0
| Оценка показателя экспертом
|
хорошо (+1)
| удовлетворительно (+0,5)
| неудовлетворительно (0)
|
| 1.2. Рост эффективности управления
| 1.2.1. Тенденция изменения показателя ритмичности. ВО:
| | | | |
а) повышение;
| +
| | | |
б) без изменения;
| | +
| | |
в) снижение
| | | +
| |
1.3. Технология
| 1.3.1. Прогрессивность применяемой технологии управления. ВО:
| | | | |
а) наличие автоматизированной системы управления с использованием безубыточной технологии;
| +
| | | |
б) наличие отдельных автоматизированных задач в управлении;
| | +
| | |
в) ручное управление с использованием больших объемов документооборота
| | | +
| |
1.4. Нововведения и творческий дух в управлении
| 1.4.1. Ориентация на исследования и разработки в управлении. ВО:
| | | | |
а) наличие комплексного плана по совершенствованию системы управления;
| +
| | | |
б) наличие отдельных планов по совершенствованию управления;
| | +
| | |
в) отсутствие планов по совершенствованию управления
| | | +
| |
Продолжение табл. 2.29
Виды управления
| Факторы влияния
| Показатели факторов
| Шкала оценок от +1 до 0
| Оценка показателя экспертом
|
хорошо (+1)
| удовлетворительно (+0,5)
| неудовлетворительно (0)
|
| 1.5. Авторитет организации
| 1.5.1. Авторитет организации на внутреннем рынке. ВО:
| | | | |
а) организация относится к числу ведущих в отрасли, наличие выбора заказчиков;
| +
|
|
|
|
б) организация работает с традиционным (постоянным) кругом заказа;
| | +
| | |
в) сокращение круга заказов
| | | +
| |
1.6. Диверсификация
| 1.6.1. Отношение руководства организации к расширению сферы деятельности. ВО:
| | | | |
а) стремление к расширению сферы деятельности;
| +
| | | |
б) наличие основных и второстепенных направлений;
| | +
| | |
в) ориентация на один вид продукции
| | | +
| |
1.7. Управление социальными функциями
| 1.7.1. Обеспеченность работников жильем
| | | | |
1.7.2. Обеспеченность работников детскими учреждениями
| | | | |
1.7.3. Обеспеченность работников санаторно-курортным лечением. ВО:
| | | | |
а) выше среднегородских показателей и уровня обеспеченности родственных организаций региона;
| +
| | | |
б) на уровне среднегородских показателей;
| | +
| | |
в) ниже уровня среднегородских показателей
| | | +
| |
Продолжение табл. 2.29
Виды управления
| Факторы влияния
| Показатели факторов
| Шкала оценок от +1 до 0
| Оценка показателя экспертом
|
хорошо (+1)
| удовлетворительно (+0,5)
| неудовлетворительно (0)
|
2. Финансовое управление
| 2.1. Контроль за соблюдением финансовой дисциплины
| 2.1.1. Платежеспособность организации. ВО:
| | | | |
а) стабильная платежеспособность;
| +
| | | |
б) редко возникающая просроченная задолженность и длительное (превышение нормативов в 60 дней) пользование платежными кредитами;
| | +
| | |
в) частые случаи (раз в квартал) неплатежеспособности организации
| | | +
| |
2.1.2. Обеспеченность собственными средствами. ВО:
| | | | |
а) за счет уставного фонда и прибыли;
| +
| | | |
б) за счет уставного фонда, прибыли и неизрасходованных специальных фондов и кредиторской задолженности;
| | +
| | |
в) за счет привлечения заемных средств на пополнение основных и оборотных средств (в пределах норматива)
| | | +
| |
2.2. Использование кредитов
| 2.2.1. Использование кредитов. ВО:
| | | | |
а) на совершенствование оргтехуровня производства и социальное развитие;
| +
| | | |
б) на увеличение основных средств без роста объема производства;
| | +
| | |
в) на увеличение оборотных средств
| | | +
| |
Продолжение табл. 2.29
Виды управления
| Факторы влияния
| Показатели факторов
| Шкала оценок от +1 до 0
| Оценка показателя экспертом
|
хорошо (+1)
| удовлетворительно (+0,5)
| неудовлетворительно (0)
|
| 2.3. Капиталовложения
| 2.3.1. Уровень вложений ресурсов. ВО:
| | | | |
а) планируемый уровень вложений значительно превышает критическую точку объема (приближаясь к точке оптимального объема) (см. рис. 2.10);
| +
| | | |
б) планируемый уровень вложений незначительно превышает критическую точку объема;
| | +
| | |
в) планируемый уровень вложений ниже критической точки объема
| | | +
| |
3. НИОКР
| 3.1. Исследовательские работы (НИР)
| 3.1.1. Соотношение между НИР и ОКР по объему. ВО:
| | | | |
а) НИР составляет 1/3 объема ОКР;
| +
| | | |
б) НИР составляет менее 1/3 объема ОКР;
| | +
| | |
в) НИР составляет менее 1/10 объема ОКР
| | | +
| |
3.2. Творческий дух и нововведения
| 3.2.1. Количество изобретений и открытий. ВО:
| | | | |
а) выше среднего по отрасли (или выше, чем у основного конкурента);
| +
| | | |
б) на уровне общеотраслевого (или на уровне основного конкурента);
| | +
| | |
в) ниже уровня общеотраслевого (или уровня основного конкурента)
| | | +
| |
Продолжение табл. 2.29
Виды управления
| Факторы влияния
| Показатели факторов
| Шкала оценок от +1 до 0
| Оценка показателя экспертом
|
хорошо (+1)
| удовлетворительно (+0,5)
| неудовлетворительно (0)
|
| 3.3. ОКР
| 3.3.1. НТУ разработок. ВО:
| | | | |
а) на уровне лучших мировых образцов;
| +
| | | |
б) на уровне лучших образцов отрасли;
| | +
| | |
в) не соответствует российскому уровню
| | | +
| |
3.4. Производственная технология НИОКР
| 3.4.1. Применение средств автоматизации в процессе НИОКР. ВО:
| | | | |
а) наличие системы компьютерного проектирования, САПР с АРМ, с распределенной базой данных, необходимым организационным обеспечением;
| +
| | | |
б) наличие комплексов сквозных задач или системы САПР с общей базой данных;
| | +
| | |
в) наличие отдельных программ в автоматическом или диалоговом режиме для решения локальных задач
| | | +
| |
4. Производство
| 4.1.Ма-териально-техническое снабжение
| 4.1.1. Наличие долгосрочных договорных связей, обеспечивающих поставку. ВО:
| | | | |
а) основной массы материалов и комплектующих;
| +
| | | |
б) основных видов материалов и комплектующих;
| | +
| | |
в) отдельных материалов
| | | +
| |
Окончание табл. 2.29
Виды управления
| Факторы влияния
| Показатели факторов
| Шкала оценок от +1 до 0
| Оценка показателя экспертом
|
хорошо (+1)
| удовлетворительно (+0,5)
| неудовлетворительно (0)
|
| 4.2. Автоматизация производства
| 4.2.1. Показатели автоматизации. ВО:
| | | | |
а) выше отраслевого уровня (или основного конкурента);
| +
| | | |
б) на отраслевом уровне (или основного конкурента);
| | +
| | |
в) ниже отраслевого уровня (или основного конкурента)
| | | +
| |
4.3. Производственная гибкость
| 4.3.1. Адаптация технологии к смене продукции. ВО:
| | | | |
а) наличие гибких производственных систем (ГПС) и универсального оборудования;
| +
| | | |
б) наличие как универсального, так и специального оборудования;
| | +
| | |
в) преобладающее большинство специализированного оборудования
| | | +
| |
5. Маркетинг
| 5.1. Маркетинг
| 5.1.1. Занимается сбытом и его анализом. ВО:
| | | | |
а) сбыт, реклама, массовое производство;
| | | +
| |
б) реклама, производство по индивидуальным заказам, расширение рынков;
| | +
| | |
в) пробный сбыт новой продукции, реклама, исследование рынков, производство по индивидуальным заказам, расширение рынков, международный маркетинг
| +
| | | |
На основе данных о конкурентном положении СГТ в каждой СЗХ (КПСЗХ (Н)), приведенных в таблице 2.19, и степени его изменения, установленной с помощью формулы 2.12, определяется конкурентное положение СГТ на этих рынках в будущем (КПСЗХ (б)) по формуле:
КПСЗХ (б) = КПСЗХ (Н) + ΔКПСЗХ . (2.13)
Зная долю оборота СГТ на каждом рынке (Дi), можно определить общую оценку конкурентного положения СГТ в будущем на всех СЗХ (КПСГТ (б)) по формуле:
. (2.14)
Определение предпочтительной стратегии
конкурентной СГТ
Предпочтительная стратегия для СГТ в будущем по каждой СЗХ устанавливается с помощью той же матрицы, по которой определялась М-стратегия (см. рис. 2.7). Для этого используется оценка привлекательности СГТ в СЗХ в будущем (ПСЗХ (б) – см. формулу 2.8) и конкурентную позицию СГТ в СЗХ в будущем (КПСЗХ (б) – см. формулу 2.13). Пересечение этих показателей на матрице МакКинзи определяет позицию СГТ на данном рынке с учетом реализации всех внешних возможностей и ликвидации угроз, использования сильных внутренних сторон, улучшения технологии и усиления слабых звеньев в деятельности организации.
Процедура обоснования предпочтительной стратегической позиции, выбранной с помощью этой матрицы, выполняется в соответствии со схемой, представленной в таблице 2.30.
Таблица 2.30