Светотехническое оборудование сцены профессиональных театров
Свет одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения: Верхний свет - осветительные приборы (прожекторы и софиты) подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.) Боковой свет - прожекторы, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереях. Выносной свет - прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частях зала, в том числе - на специальных осветительских балконах. К выносному свету относится и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper - отлогий спуск) - световая аппаратура, установленная на полу сцены по её переднему краю и спрятанная за бортиком просцениума. Служит для освещения сцены спереди и снизу. Горизонтный свет - аппаратура, предназначенная для освещения т.н. горизонта – специальной декорации в форме плоской задней завесы (полукруглой или купольной). Специальный свет - локальные источники света, вмонтированные в декорацию (канделябры, свечи, костры, фонари, факелы и т.п.), и изготовленные в соответствии с замыслом художника-сценографа. При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп. В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссёр, совместно с художником-постановщиком и светорежиссёром, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. и т.п. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру. В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий. мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.). До развития современных технологий световым оформлением сцены управляли вручную, осветители во время спектакля находились в разных точках размещения аппаратуры. В современном театре всей световой аппаратурой управляют централизованно, с помощью компьютерных программ. Компьютерные технологии уверенно вошли в театры и музыкально-концертные залы, завораживая удобством и интеллектом. Сегодня художник по свету может использовать компьютерные программы визуализации, моделирующие в трёхмерном пространстве постановочное освещение сцены. Принцип программы базируется на схематичной расстановке декораций в сценическом пространстве и последующем её освещении, виртуально используя все осветительные приборы, находящиеся в театре. Конечно, для каждого спектакля постановочное освещение своё, единственное и оригинальное, здесь не может идти речь о штампах. Но, тем не менее, художник по свету в театре будет иметь заранее составленные программы освещений: для собраний, презентаций, детских утренников, других мероприятий. За несколько минут свет будет выставлен, раньше это могло занимать более часа. Вся современная система управления постановочным освещением базируется на компьютерной сети класса Ethernet, для передачи сигналов используется оптоволокновый кабель. Эта локальная сеть имеет выход в Интернет, что даёт почти безграничные возможности. Находясь в любой точке земного шара, где есть компьютер с выходом в Интернет, осветители и помощники режиссёра могут управлять постановочным освещением в режиме реального времени. Для освещения сцены применяются светильники, прожекторы и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся несколько модификаций приборов с диффузными и направленно-рассеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркальными лампами, применяются только для освещения плоских экранов-задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи сценического освещения решаются с применением приборов прожекторного типа. Выносной софитный подъём в зрительном зале Проекционные приборы используются, помимо своего прямого назначения (создания статического проекционного изображения на экране или заднике), для различного рода сценических эффектов, в том числе динамических. Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металлическую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сценической осветительной практике широко распространены приборы прожекторного типа: однолинзовые, со сферическим отражателем, параболическим отражателем и усложнённой оптической системой. Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регулирования угла рассеивания светового потока. В однолинзовых прожекторах со сферическими отражателями это достигается с помощью фокусирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой - с помощью различного рода диафрагм, профилирующих шторок-лекал и объективов с переменным фокусным расстоянием. В однолинзовых прожекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения каретки с источником света по направлению к оптическому элементу, что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновременном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5 - 45 градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапазон небольшой - в пределах 5 - 10 градусов. В приборах с усложнённой оптической системой используется схема с эллипсоидным отражателем. В плоскости кадрового окна устанавливается ирисовая диафрагма и профилирующие шторки-лекала, позволяющие изменить угол рассеивания светового потока. Применение системы линз позволяет изменять угол рассеивания с одновременным изменением освещённости. Для возможности управления прибором, установленным в недоступном во время проведения спектакля месте, предусмотрены модификации прожекторов с дистанционным управлением. Прожекторы снабжены электроприводами, позволяющими дистанционно наклонять и поворачивать их вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Предусмотрено не
Дистанционно управляемый прожектор Скроллер - устройство смены фильтров только дистанционное управление поворотом прожектора в двух направлениях, но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светового потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может осуществляться с помощью устройства смены светофильтров - скроллера. Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов стационарного и переносного освещения. Стационарные приборы размещаются на специальных металлических фермах или конструкциях, неподвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допустимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанавливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную декорацию. Они служат для освещения данного представления и размещаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценическое освещение осуществляется с помощью групп осветительных приборов, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того, где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верхнее, боковое и выносное освещение сцены. Металлическая ферма Верхнее освещение Создаётся осветительными приборами (прожекторами и софитами), установленными на софитных металлических фермах. Фермы подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.). Фермы перемещаются в вертикальной плоскости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верхнего освещения — создание необходимого уровня освещённости на живописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверхность заднего фона - горизонта), а также на объёмных и плоскостных декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость повертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занавеса или горизонта. Поскольку расстояние от софитного подъёма до освещаемого занавеса в 3 - 4 раза меньше высоты занавеса, то создание равномерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью приборов, концентрирующих световой поток в направлении нижней части занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильников). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на софитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, позволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно, чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномерную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происходит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковыми светофильтрами. На софитных фермах, представляющих собой сварные конструкции из водо-газопроводных труб и угловой стали, начиная с первого плана, монтируются светильники с симметричным и асимметричным отражателем. Эти светильники крепятся с помощью хомутов к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим, рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, применяют, как правило, однорядное расположение светильников. Для больших сцен применяется двух- или трёхрядное расположение осветительных приборов.
Схема софитного подъёма прямого противовесного с электроприводом, трёхярусного
1 - блок диаметр 300 мм одноручьевой 2шт. 2 - блок диаметр 300 мм двухручьевой 2шт. 3 - блок диаметр 300 мм трёхручьевой 2 шт. 4 - блок диаметр 300 мм четырёхручьевой 2 шт. 5 - блок диаметр 300 мм угловой усиленный 4 шт. 6 - груз 40 кг 50 шт. 7 - калкаш софитный 1шт. 8 - канат стальной сечение 6,2 мм 300 метр. 9 - канат стальной сечение 8,3 мм 100 метр. 10 - коуш 18 шт. 11 - талреп театральный 10 шт. 12 - хомут штанкетный 8 шт. 13 - дуга софитная трёхярусная 13 шт. 14 - хомут софитный 69 шт. 15 - штанга 60 метр. 16 - корзина для кабеля 1 шт. 17 - зажим для каната 54 шт. 18 - лебёдка электрическая подъёма с опорой ЛЭПО-600-0,26-17- ППО-51 1 шт. 19 шкаф управления лебёдкой с плавным пуском/остановкой 1 шт.
Софитный подъём № 2, № 3
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (17273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |