Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как уменьшить вероятность конфликтов при оценивании?



2015-11-10 963 Обсуждений (0)
Как уменьшить вероятность конфликтов при оценивании? 0.00 из 5.00 0 оценок




Оценка должна быть компетентной

Оценка должна производиться не по форме, а по существу дела

Необходимо в каждой конкретной ситуации определить, какой способ оценки

использовать

Нравственные качества оценивающего, заинтересованность в оценке, зависимость от нее влияют на результат

Тот, кто производит оценку, несет ответственность за ее глубину, всесторонность и беспристрастность

Участие нескольких компетентных экспертов в оценивании повышает его

объективность

Критерии оценивания должны быть достаточно просты, понятны, легко

запоминаемы

Сообщая оцениваемому результаты, нужно:

• максимально объективно дать общую характеристику результатов его деятельности;

• обязательно вскрыть причины достижений и промахов;

• наметить основные направления дальнейшего совершенствования деятельности, четко сформулировать новые цели и задачи;

• воодушевить сотрудников на продуманную, дружную и энергичную работу


Глава 23. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта



В целях повышения объективности, глубины и всесторонности оценкируководи­телям необходимо учесть следующее.

□ Качество оценки будет тем выше, чем лучше сам оценивающий знает деятель­ность, результаты которой он оценивает. Оценка должна быть компетентной. В противном случае она только вводит в заблуждение и приводит к конфлик­там. Особенность данной рекомендации заключается в том, что, на первый взгляд, она достаточно очевидна, находится на уровне здравого смысла. Ви­димо, такая простота и приводит к тому, что на практике она нередко нару­шается, что провоцирует конфликты.

□ В основе должна лежать оценка конечных и главных, а также учет возможных отсроченных и перспективных результатов деятельности. Если это невоз­можно, то необходимо оценивать по ближайшим и конечным промежуточ­ным результатам. Оценка должна производиться по существу дела, а не по форме.

□ Очень важно в каждой конкретной ситуации правильно определить, с чем сравнивать достигнутое состояние дел. Не следует ограничиваться оценкой того, что не сделано по сравнению с целями, идеальным решением проблемы, и пр. Необходимо оценить то, что сделано по сравнению с исходным состоя­нием дел.

□ Непосредственное влияние на оценку оказывают нравственные качества оце­нивающего, его заинтересованность в объективной оценке и зависимость от тех, кого он оценивает. Чем выше нравственность, заинтересованность в ре­альной оценке и меньше зависимость оценивающего от оценки, тем более объ­ективной и всесторонней является его оценка.

Тот, кто производит оценку, должен отвечать за ее глубину, всесторонность и беспристрастность. Оцениваемые должны иметь право обжаловать оцен­ку, если считают ее неправильной. Оценивающий в свою очередь должен быть способен аргументированно изложить свою точку зрения, продемонстриро­вать ее всесторонность.

□ Чем сложнее деятельность и могущественнее силы, не заинтересованные в ее реальной оценке, тем труднее быть объективным. В этом случае возможно привлечение экспертов. Оценка результатов несколькими компетентными независимыми экспертами повышает ее глубину, всесторонность и объектив­ность.

□ Критерии оценки результатов деятельности должны удовлетворять требова­нию: при их простоте и небольшом количестве они должны давать макси­мально полную информацию о состоянии дел. Основные критерии оценки результатов деятельности должны быть сформулированы для каждой кате­гории работников так, чтобы их можно было легко понять и запомнить.

□ Сообщая результаты оценки, необходимо: максимально объективно дать ха­рактеристику результатов деятельности, показать не только упущения, но и достижения; обязательно вскрыть причины достижений и промахов; наме­тить основные направления дальнейшего совершенствования деятельности, четко сформулировать новые цели и задачи; воодушевить сотрудников на про­думанную, дружную и энергичную работу.


Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта

Стресс жизни как результат нашего восприятия трудных ситуаций и противоречий

Чрезмерная ориентированность

на окружающих, а не на самого себя

Дисбаланс активности и информационного давления


Таким мир видим только ь


Выход притязаний за рамки возможностей


 


Шаблонность восприятия трудных ситуаций


Обставить свою жизнь массой условий


 


Нарушение баланса ответственности и трудности задач


Считать, что нам хуже всех


 


Ориентироваться на то, чего у нас нет


Зависимость от оценок окружающих


 


Не искать альтернатив в развитии событий


Оценивать жизнь в мрачных тонах


 


Жить прошлым или будущим


Избегать юмора


 


 


Абсолютизировать уникальность своих проблем

Руководствоваться принципом: меньше знаешь — крепче спишь

Сетовать на несовершенство мира

Проблемы — камень на нашей шее


Постоянно утыкаться в стены своего мирка

Видеть одну, самую трагичную, вероятность

Считать себя полным недостатков

Здоровье отодвинуть на задний план


Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта



Стресс жизни— мощный источник конфликтов. Но так ли он неминуем? При всей насыщенности наших отношений и проблем у нас есть возможности противостоять этой падающей башне. Обратимся за помощью к выдающимся личностям, которые представляют широкий временной и культурный пласт: К. Кейсу, В. Федотову, С. Кара-Мурзе, К. Пруткову, А. Пушкину, Ф. Тютчеву. Они выдвигают пусть и не однозначные, но срабатывающие в целом ряде ситуаций предложения.

В жизни стоит соревноваться прежде с самим собой, а не с окружающими.

Уменьшая количество решений и поле своей активности, мы снижаем информаци­онный стресс, но при этом жизнь становится беднее — нужен баланс.

Мир — это зеркало, в котором человек видит свое отражение, — часто причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

Уменьшение притязаний снижает вероятность стресса, жить нужно по способно­стям и средствам, но нельзя забывать и о саморазвитии.

Если нет возможности изменить трудную ситуацию, то для предупреждения стрес­са необходимо изменить отношение к ней.

Жить без лишних условий, понимать, уважать или любить всех, начиная с себя.

Все будет так, как надо, даже если будет по-другому. Ответственность вызывает напряжение, иначе на нас не могут положиться окружающие.

На Земле многие, попав в наше нынешнее положение, посчитали бы себя на верши­не счастья — вспомните о них, и почувствуете себя легче.

Жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что есть.

Жить по совести, уменьшать свою зависимость от внешних оценок — значит реже попадать в стресс.

Полезно прогнозировать не только лучший, но и худший вариант развития значи­мых для меня событий.

Если хочешь быть счастливым — будь им. Хорошей или плохой нашу жизнь во мно­гом делает наше восприятие ее.

Наш самый счастливый день — всегда сегодня! Наш звездный час — всегда в разга­ре! Вчерашний день мертв, до завтрашнего еще надо дожить.

Люди с чувством юмора живут дольше. Юмор противостоит стрессу.

Расширяйте временные границы мировосприятия. Все наши трудности уже были у людей, живших ранее, и они их преодолели.

Расширяйте пространственные границы мира. Живите не просто в квартире, а в Сол­нечной системе. В ее масштабах наши проблемы невелики.

Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем больше знаешь, тем лучше управляешь ситуацией и крепче спишь.

Расширяйте вероятностные границы своего мировосприятия. Будьте готовы к аб­солютно невероятным ситуациям.

Учитесь видеть совершенство и красоту мира, а также радоваться им.

Хорошо там, где мы есть! Себе можно простить все неудачи и недостатки.

«Есть упоение в бою...». Испытания не только стресс, но и источник саморазвития.

Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый стресс.



Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений


Возможные пространственные границы мировосприятия человека



Галактика

 


Возможные временные границы мировосприятия человека

Прошлое * Будущее


5 млрд лет


300 200 100


100 200 300


 



 


Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта



Пространственные, временные, вероятностные и содержательные границы ми­ровосприятиячеловека индивидуальны. Они развиваются вместе с человеком в те­чение всей жизни, хотя развитие это может быть не только прогрессивным. Они оказывают заметное влияние не только на стресс и конфликтность человека, но и на формирование принципов жизни, удовлетворенность ею, понимание своего места в ней.

Человек может ограничивать свое мировосприятие пространственными рамка­миразличных масштабов. Можно оценивать свою жизнь в масштабах родного го­рода, села, региона, России. Можно увидеть себя со своими проблемами в масшта­бах Земли, Солнечной системы, нашей Галактики и даже Вселенной. Чем более образован, масштабен человек, тем шире границы бытия, в котором он оценивает свои место и роль. Чем шире пространственные границы мировосприятия человека, тем реже он испытывает стресс и идет на конфликты.

Восприятие жизни имеет временные границы. Можно с различной степенью подробностей помнить или знать, что было один год, пять лет, десять лет назад. Можно знать историю цивилизации за последние 1000–7000 лет, помнить о том, что наша планета сформировалась около 4,7 млрд лет назад и т. п. Но несравненно сложнее вероятностная оценка будущего. Есть люди, которые живут одним днем, другие составляют прогноз на неделю, и очень немногие пытаются заглянуть даль­ше. Если человек живет в границах сегодняшнего дня, то у него одна частота и ин­тенсивность стресса и конфликтов. Если границы его мировоззрения простирают­ся далеко в будущее, то и стресс, и конфликты у него другие. Расширение временных границ мировосприятия возможно не только путем знания прошлого, но и прогно­зирования будущего, что позволит четче представить свои трудные ситуации и про­тивостоять стрессу.

Вероятностные границы мировосприятияопределяются масштабами разнооб­разия явлений, событий, ситуаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На них большое влияние оказывают богатство жизнен­ного опыта, образованность, культура человека. Чем шире вероятностные границы мировосприятия человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он по­падает в стресс, так как оказывается психологически готов практически к любому варианту развития событий. Чем уже спектр событий, которые, как человек счи­тает, с ним могут произойти, тем чаще он сталкивается с неожиданностями.

Содержательные границыпроблемы определяются глубиной проникновения человека в суть вещей. Степень проникновения в суть происходящего может быть различна, тем не менее она должна быть адекватной ситуации. Каждую секунду своей жизни человек оказывается в той или иной жизненной ситуации. Они могут иметь различное значение для жизнедеятельности человека, требовать разных под­ходов, знаний, каких-либо навыков поведения и деятельности. Готовность при­знать возможную их недостаточность необходимо компенсировать всесторонним развитием своего «Я». Это позволит быть постоянно готовым ко всему спектру окружающих нас проблем, готовым при необходимости раздвинуть границы своего представления о них, чтобы адекватно реагировать на трудности. Глубина понима­ния человеком того, что происходит с ним, его семьей, экономикой, нацией, страной, человечеством, оказывает существенное влияние на стресс и конфликты.



Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений


Психологические факторы нормализации стресса







N И

I/ N

I- .

Nil

1 s s ^

Л О О ™

I- ^ Q. I


 


Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта



Психологический стрессреакция человека на трудную для него ситуацию.

Он бывает информационным и эмоциональным. Трудность — понятие субъек­тивное, что означает наличие у нас самих возможностей уменьшить стресс. Ситуа­ция может быть трудна в какой-то конкретный момент, а несколько позже может стать обычной, достаточно изменить лишь ее оценку, уровень притязаний, отно­шение к ней. Например, можно планировать на каждый рабочий день столько дел, что их объем постоянно будет вводить нас в стрессовое состояние. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Важно вовремя делать подобные шаги. Вот неко­торые из них.

1. Человек — существо социальное, поэтому ему свойственно соревноваться с окру жающими. Соревнование с окружающими гораздо чаще вызывает стресс, чем соревнование с самим собой. Мы не знаем возможностей окружающих, а они могут быть гораздо выше наших возможностей. Ведь мы всегда стре­мимся достичь уровня тех, кто живет лучше нас, а не тех, кто живет хуже.

2. Информационные перегрузки — типичная причина стресса, возможных на этой почве внутриличностных и межличностных конфликтов. Если мы стали раздражительны, нас мучает бессонница, то необходимо сократить по воз­можности объем и значимость информации, которую еженедельно перераба­тывает наш мозг.

3. Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собственной жизнью. Более подвержены стрессу те, кто полагает, что полностью опреде­ляет свою жизнь независимо от внешних обстоятельств. Они возлагают от­ветственность за все неудачи на себя и переживают это. Им мешает непони­мание того факта, что многое в нашей жизни зависит от нас, но многое от нас не зависит.

4. Чем выше уровень притязаний, тем более вероятен стресс — реакция, моби­лизующая человека на преодоление трудностей. Один человек легко достига­ет успеха. Другой часто перенапрягается и попадает в стрессовое состояние. Для последнего существует один выход — адекватно оценить уровень своих притязаний и имеющиеся возможности по их реализации.

5. Конфликтное поведение человека — ответ на ситуацию, которую он оценива­ет как угрожающую. Сама по себе жизнь ни хороша, ни плоха, она объективна. Окраску ей придает наше восприятие. Значит, есть шанс, изменив его, изба­виться от стресса.

6. Человек, оценивая свои поступки, опирается как на собственные критерии, так и на мнение окружающих. Для предупреждения стресса и конфликтов, вызванных противоречием между внутренней и внешней оценкой, необходи­мо выполнение двух условий. В о - п е р в ы х, важно постоянно добросовестно исполнять свои должностные обязанности, не наносить ущерба окружающим, заниматься самосовершенствованием. В о - в т о р ы х, желательно постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от потребности во внешнем одобрении.

7. Человек, обычно неосознанно, замечает в жизни других выигрышные сторо­ны и не видит тех проблем, с которыми внешне беззаботно живущие люди сталкиваются. Но вполне возможно, что кто-то сейчас завидует вам.



Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений


Способы управления эмоциями (по Н. Н. Васильеву)

Эмоциональные следы


Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта



Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влия­ют на наше состояние. Несмотря на это большинство конфликтующих людей обычно настаивают на праве на негативные переживания. Призыв привести в по­рядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к поражению. Тем не менее ряд причин требует взять эмоции под контроль.

□ Во-первых, стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрес­су. Контроль конфликтной ситуации будет осуществлять тот оппонент, кото­рый сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему анализировать возможные варианты развития события и выбрать наилучшую стратегию по­ведения.

□ В о - в т о р ы х, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встреч­ные агрессивные реакции, которые сам оппонент будет воспринимать как ответные, вынужденные. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности и сохранит возможность выхода на конструктивное взаимо­действие.

□ В-третьих, длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоцио­нальных состояниях губительно воздействует на состояние организма и при­водит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, — разрушающи­ми переживаниями.

Н. Н. Васильев выделяет следующие этапы в протекании эмоций в конфликте.

1. Процесс восприятия события, формирование психического образа и симво­лизация его в сознании.

2. Эмоциональная оценка события.

3. Внутреннее эмоциональное переживание.

4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.

5. Эмоциональный след после выхода из ситуации.

Локализация этапов позволяет выработать систему мер, которая способна ока­зать действенное влияние на эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, что имеет существенно важное значение для адекватной оценки конфликтной си­туации оппонентами и принятия взвешенных и по возможности неконфликтных решений.

В соответствии с этими этапами Н. Н. Васильев предлагает методы управления эмоциями, направленные на изменение:

□ процесса восприятия события;

□ эмоциональной оценки воспринятого события;

□ процесса внутреннего эмоционального переживания события;

□ внешней, доступной для наблюдения реакции;

□ эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаи­модействия.



Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений


Возможности снижения агрессии в конфликте (по М. С. Миримановой)



 


 


Пассивный способ


Логический способ




2015-11-10 963 Обсуждений (0)
Как уменьшить вероятность конфликтов при оценивании? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как уменьшить вероятность конфликтов при оценивании?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (963)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)