Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление собственной агрессивностью



2015-11-10 898 Обсуждений (0)
Управление собственной агрессивностью 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные способы ответа на агрессию


Ответная атака


Просьба и мольба


Логически обоснованный спор

 

  Приемы снижения агрессивности оппонента в споре
  Разрядка вопроса   Перевод вопроса на другой предмет   Снижение значимости вопроса 1
                   
  Затягивание ответа на вопрос   Придание вопросу бессмысленного характера  
                 

Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта



Особо остановимся на таком феномене, как агрессия. В литературе агрессию опре­деляют как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб или вызывающее психологический дискомфорт. Агрессивное поведение рассматривается как одна из форм реагирования оппонен­тов на конфликтную ситуацию. Вызывая для вовлеченных в нее лиц деструктив­ные последствия, она требует выработки адекватных мер противостояния.

Можно выделить следующие способы снижения агрессии в конфликте, как соб­ственной, так и оппонента (М. С. Мириманова).

Пассивный способпредполагает возможность кому-то поплакаться, выгово­риться. Слезы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение.

Активный способсостоит в двигательной активности человека. Адреналин — спутник агрессии — сгорает от физической нагрузки.

Логический способгодится только для людей сугубо рациональных, жела­ющих докопаться до сути, что позволяет посмотреть на ситуацию со стороны.

Человек использует три основных способа ответа на агрессию.

1. Ответная атака — аналогичный ответ на реплики оппонента, что моменталь­но создает порочный круг вербальной агрессии, служит доказательством до­стижения агрессором своей цели — привлечение внимания жертвы и само­утверждение за ее счет.

2. Логически обоснованный спор — попытка убедить оппонента путем подкреп­ления своей точки зрения доказанными или общепризнанными фактами. У жертвы появляется небольшой шанс остановить агрессию, если агрессор действительно хочет понять суть происходящего.

3. Просьбы и мольбы в большинстве случаев приводят к обратному результа­ту — поощрению агрессора, сигнализируя ему о том, что он добился своей цели.

М. С. Мириманова предлагает несколько приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, но и пытаться влиять на агрес­сивность оппонента.

1. Разрядка вопроса (снятие остроты): «Вопрос поставлен так, что в нем содер­жится еще несколько вопросов. Надо, очевидно, выделить, какой из них нуж­но считать самым главным...» и т. п.

2. Перевод вопроса на другой предмет: «Вопрос поставлен так, что на него труд­но дать однозначный ответ. Для того чтобы ответить на него, нужно обратить­ся к другому вопросу». Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сто­рону от заданного вопроса.

3. Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так», «Вероятно, данный вопрос не совсем корректен по форме» и т. п.

4. Затягивание ответа на вопрос (поиск времени на обдумывание): «С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться».

5. Придание вопросу явно бессмысленного характера: «Стоит ли разбираться в этом вопросе? Ответ и так очевиден».

Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетент­ности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта.


Глава 25. Критерии, формы, факторы завершения конфликтов

Формы завершения конфликта (по А. И. Шипилову)

 

 

 

Устранение конфликта            
  +   +   +
  Перевод одного или обоих оппонентов на другое место работы (увольнение)   Изъятие объекта конфликта   Устранение дефицита объекта конфликта

о о. о

s

в

X

Q. LU CD


 

0)  
S  
ован и кта
Q. с
гули онф
Л)  
п  
>  
I I-о о
э

5 ОQ.

С

а

f

 

 

 

 

    Л ш F л)   ация   с; 0) S
Затухание конфликта   отеря мо к борьб   реориет мотива   Истощен есурсов,
  с   с   О.
  t   +   t
           

Глава 25. Критерии, формы, факторы завершения конфликтов



Завершение конфликтазаключается в окончании конфликта по любым причинам.

Сложность этого процесса предполагает многообразие его основных форм.

Разрешение конфликтаэто совместная деятельность его участников, на­правленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая приве­ла к столкновению. Оно предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликтаустранение противоречия между оппонентами при участии третьей стороны, что возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Затухание конфликтавременное прекращение противодействия при сохране­нии основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Кон­фликт переходит из явной формы в скрытую. Затухание конфликта возможно:

□ при потере мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);

□ при переориентации мотива, переключении на другие дела и т. п.;

□ при истощении ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

Устранение конфликтатакое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Это возможно с по­мощью следующих способов:

□ изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал; увольнение с работы) или исключение взаимодействия оппонентов на дли­тельное время (отправка в командировку одного или обоих и т. п.);

□ изъятие объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт);

□ устранение дефицита объекта конфликта (мать добавляет конфету одному из ссорящихся детей, у которого их было меньше).

Перерастание в другой конфликтв отношениях сторон возникает новое, бо­лее значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликтарассматривается как результат борьбы с точки зрения со­стояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

□ устранение одной или обеих сторон;

□ приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

□ победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

□ деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

□ согласие о правилах совместного использования объекта;

□ равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

□ отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

□ альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют инте­ресы обеих сторон.



Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений


Условия разрешения конфликтов


Глава 25. Критерии, формы, факторы завершения конфликтов



Большинство условий успешного разрешения конфликтовносит психологиче­ский характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппо­нентов.

Рассмотрим некоторые из них.

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие на­чала разрешения любого конфликта. До тех пор пока предпринимаются какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения оппонентов яв­ляется двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интере­сов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить кон­фликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.

Снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оп­поненту. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отноше­ние сторон друг к другу. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Перестать видеть в оппоненте врага, противника, понять, что проблему лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует: критический анализ соб­ственной позиции и действий, понимание интересов другого, выделение конструк­тивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента. Раскрывая содер­жание этих позиций, можно заметить, что признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Понимание не означает принятия или оправда­ния, скорее это расширяет представление об оппоненте, делает его более объектив­ным, и, наконец, не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп, в каждом есть что-то положительное, на это и необходимо опе­реться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди прие­мов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая ав­торитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, собственное урав­новешенное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску разрешения противоречия. Ак­центирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих инте­ресах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования мо­гут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно немаловажное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей конкретной ситуации.



Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений


Факторы разрешения конфликтов


 


РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

КОНФЛИКТ

Равновесие сил

Своевременность

Третья сторона

Время


Глава 25. Критерии, формы, факторы завершения конфликтов



Завершение конфликта — процесс, который хотя и обусловлен намерениями оп­понентов, но не исчерпывается ими. Исход конфликта, без сомнений, связан и с целями участников, и с теми средствами, которые они используют. Его длитель­ность и интенсивность зависят от устремлений оппонентов, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, наконец, от времени и усилий, которые нужны для выра­ботки окончательного решения. В то же время достижение согласия в том, что будет решением проблемы, удовлетворяющим всех, выдвигает на первый план такие факторы, которые объективно детерминируют действия сторон. Эти факто­ры влияют опосредованно и должны быть рассмотрены отдельно.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие сто­роны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс:

время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и ин­тересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в рас­поряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, более агрессивной;

третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (инсти­тутов), которые помогают оппонентам решить проблему. Ряд исследований (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, C. Прошанов, А. Шипи-лов) подтверждают положительное влияние третьих лиц на разрешение кон­фликтов;

своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия — меньше ущерба — меньше обиды и претензий — больше возможностей для того, что­бы договориться;

равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможно­стям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т. д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимо­сти по работе;

культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно при нали­чии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств;

единство ценностей: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение. Други­ми словами, «…конфликты более или менее регулируемы, когда у их участни­ков есть общая система ценностей» (В. Ядов), общие цели, интересы;

опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфлик­тов;

отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способ­ствуют более полному разрешению противоречия. Например, в крепких семь­ях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфлик­ты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.



Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений


Нормативное регулирование конфликтов (по А. В. Дмитриеву, 2000 г.)

Нормативные механизмы

Методы

Нормативной

Регуляции

Конфликта

Неформальный метод

Метод формализации

Метод локализации

Метод индивидуализации

Метод информации

Метод выгодного контраста



2015-11-10 898 Обсуждений (0)
Управление собственной агрессивностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление собственной агрессивностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (898)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)