ПРОБЛЕМА ВМЕШАТЕЛЬСТВА В КОНФЛИКТ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ
Под «концепцией вмешательства» имеется в виду некоторая система взглядов, идей и принципов, объединенных для освещения какой-либо проблемы и поиска путей ее решения. Она раскрывается посредством разработки подходов и принципов привлечения к социальному участию всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу, интересы, ценности, позиции. Показателем того, что вмешательство произошло, является изменение той ситуации, системы или организации, на которую направлено вмешательство. Когда речь идет о вмешательстве, то предполагается, что оно происходит извне, а не изнутри организации. Согласно концепции социолога Дридзе (Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Под ред. Дридзе Т. М. М.: Наука, 1994. С. 16.) вмешательство связывается спрогнозным социальным проектированием, которое направлено не только на то, чтобы показать или предсказать, «что ждет нас там, за поворотом», но и по возможности «предотвратить за поворотом, возможную беду». В подходе к вмешательству в конфликт предполагается: - сбор социально значимой информации, данных на социально-диагностическом этапе как некоторый зондаж; - выход на последующий диалог посредством особого способа организации социокультурной коммуникации на локальном уровне.
Дридзе выделяет пять уровней социокультурной организации общества (снизу вверх): - личностный уровень (внизу) субъектности, индивидуальное (личностное) сознание («Я» - человек, «Я» - личность); - групповой уровень субъектности, групповое (коллективное) сознание («Мы – молодёжь»); - организационно-управленческий уровень субъектности – должностное, представительское сознание («Мы – руководство»); - институциональный уровень субъектности: институциональное сознание («Мы - конфликтологи», «Мы - правоведы»); - общесоциальный (социентальный) уровень субъектности: сознание крупного социально-культурного сообщества («Мы – россияне», «Мы» - петербуржцы»). Динамика отношений определяется, по Дридзе, тем, насколько эффективно взаимодействуют на основании сложившихся социокультурных норм и ценностей субъекты всех пяти уровней организации общества. При вмешательстве в конфликт необходимо учитывать специфику каждого уровня иерархии, чтобы учесть нравственные установки и ценностные ориентации, которым следуют участники конфликта, принадлежащие к разным уровням социокультурной организации общества.
Есть другой подход к вмешательству в конфликт – Красовского (Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: Инфра-М., 1997.), в которой он раскрывает вмешательство в конфликт через диспозиционные конфликтные зоны. Он считает, что «организационная культура управления может быть осознана руководством фирмы через преодоление внутренних противоречий, которые достигают пика в конфликтных отношениях»). Красовский выделяет два подхода к организации управления: - «рационалистический» - акцент делается на максимальном эффекте от трудовой деятельности, на это направлено управление производством. - «поведенческий» - главное внимание уделяется управлению работниками, которое могло бы давать максимальный эффект от инициативного отношения к делу. Только в этом случае приходит осознание и ясность: от чего необходимо уйти и к чему прийти? Остается вопрос: как это лучше сделать? И вот тогда без профессионального консультанта руководителю не обойтись. Тем самым конфликт оказывается катализатором формирования организационной культуры управления и несет преобразование отношений в коллективе. Вмешательство консультанта начинается со сбора информации и диагностики ситуации и представлено семью этапами, которые: - позволяют понять природу конфликтных отношений в организации, - оказывают влияние на конфликтную ситуацию. Итак, этапы: 1) изучение точек зрения оппонентов, чтобы понять их экономические, организационные, социально-психологические и психологические причины; 2) выявление того, что помогает преодолевать трудности в работе; 3) изучение динамики конфликта с применением экспресс методик; 4) экспресс опросный метод изучения мнения руководства по поводу недостатков и всего того, что провоцирует конфликтные ситуации; 5) выяснение, в какой мере внешняя организационная среда поддаётся изменению с целью смягчения провоцируемых психологических ударов по руководителям подразделений; 6) отслеживание конфликтных отношений методом экспресс опросов, которое позволяет выявить, как будет нарастать конфликт, если высшее руководство ничего не будет менять и все остаётся как есть; 7) акцентирование внимания на выяснении того, в каких конкретно подразделениях создаются предпосылки, мешающие работать в инновационном режиме.
Наиболее полно теория вмешательства в конфликт и конфликтные ситуации представлена в работе У. Мастенбрука (Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М., 1996.). Теория интегрирует концепции развития организации с преобладающими, имеющими особое значение вопросами культуры. Основными элементами теории вмешательства являются: - вмешательства, направленные на развитие организации; - техника управления конфликтной ситуацией; - принципы организации и управления, обуславливающие эффективную деятельность. Для этой теории характерны: - попытка соединить теоретические концепции с практическими рекомендациями; - акцентирование на политике деятельности организации; - комбинация развития организации, разрешения конфликтных ситуаций и использование принципов организационного успеха. Цель вмешательства в конфликты – выяснение и урегулирование проблемы. Консультант должен выявить причины конфликта и поэтому он вмешивается в конфликт. Он выделяет два уровня консультирования: - регулирующий, больше подходящий к отношению силы и зависимости, - операциональный - соответствующий другим трём отношениям, решение которых направлено на неотложные и конкретные проблемы. Рассмотрим конфликты между тремя видами силовых отношений, которые встречаются в организации. Эта дифференциация показывает, что между ними существуют специфические различия в поведенческих тенденциях и проблемах, вмешательство в эти отношения должно быть разным.
1. Равный против равного, т.е. конфликтующие стороны обладают равной силой 2. Высший против низшего, т.е. конфликтующие обладают неравной силой, одна - слабее, другая – сильнее 3. Высший против среднего и против низшего, т.е. наличие сильной, менее сильной и наименее сильной сторон. С точки зрения вмешательства в эти конфликты У.Мастенбрук рассматривает: - поведенческие тенденции вовлечённых сторон; - центральные проблемы; - возможные методы вмешательства.
1. Специфика проявления поведенческих тенденций «равный против равного» заключается: - в усилении конкуренции; - в склонности к переговорам или даже сотрудничеству из-за сильной взаимозависимости; - при игнорировании интересов очень быстрая активизация в стремлении к усилению позиции, лидированию и скрытой борьбе. Горизонтальный баланс между «равными» нестабилен и легко может нарушиться при стремлении какой-либо стороны усилить свою позицию. Вмешательство должно способствовать: - сохранению определённого равновесия между сторонами; - существованию единой, центральной власти или ярко выраженных общих интересов у сторон; - чёткому разделению и координации задач; - чёткому установлению разногласий и управлению ими; - развитию навыков управления конфликтными ситуациями, например, сочетания конфронтации и ведения переговоров.
2. Конфликт «высший против низшего» заключается в следующем: - желание низшего звена иметь автономию; - ощущение «высшим» сопротивления изменениям; - восприятие низшим звеном этих изменений как манипулирования им. Рекомендуемые вмешательства: - замена личной силы обезличенной властью (создание системы правил, норм и процедур в отношениях между персоналом); - изменение стиля лидерства «высшего»; - организационные изменения (децентрализация, структурирование задач..); - развитие способности понимать и воспринимать динамику отношений «высший против низшего», например, при ведении переговоров и т. д.
3. Силовые отношения в конфликте «высший против среднего и против низшего» характеризуются типичной ситуацией: - высшее звено поручает задание, низшее оказывает сопротивление, а среднее звено выполняет роль своеобразного буфера. Источником огромного напряжения для среднего звена является то, что его деятельность должна отвечать задаче соответствия производственным интересам организации и ответственности за подчиненных ему людей. Кроме того, среднее звено часто сталкивается с дилеммой: или вынужденное сокрытие от «высшего» информации о реальном положении дел «низшего» звена или настоятельная потребность передать эту информацию «высшему». Это связано с опасностью вызвать резкую критику с нежелательными для «среднего» последствиями за невыполнение или неправильное исполнение задания. Поэтому «средний» вынужден вести «двойную игру». Это двусмысленное положение и напряженные отношения с «высшим» и «низшим» являются одной из основных причин стресса, если «среднему» не будет оказана необходимая психологическая помощь. Позиция «буфера», которая функционально закреплена за «средним» звеном, создаёт специфические проблемы в конфликте. В связи с таким положением выделяются три варианта проблем, характерных для лиц, вовлеченных в этот тип отношений: - конфликты, - двусмысленность положения (буфер) и - стресс как закономерное следствие. Отсюда формируются и три варианта решения проблем: - установление более открытой коммуникации, четкой регламентации полномочий, задач, обсуждения расхождения во мнениях; - структурные изменения для решения повторяющихся проблем; - использование политики соглашательства, уступок и компромиссов «средним звеном», с целью развития позиций и ухода от острых конфликтов между «высшим» и «низшим» звеньями. Анализ теории У.Мастенбрука показывает, что существуют закономерности, которые консультанту необх. учитывать в управлении конфликтными ситуациями и налаживании профессиональных отношений: - чем ближе субъект находится к вершине управленческой пирамиды, тем жёстче становится социальный контроль и усиливается конкуренция; - при конкуренции субъектов на одном уровне необходимость сохранения индивидуальности сильно возрастает; необходимы качества: самостоятельность, энергичность, активность, гибкость, компетентность; - необходимо развитие и чёткое понимание формальных и неформальных отношений с лицами, обладающими властью; - субъект, приближающийся к вершине управленческой пирамиды, «твёрдо стоящий на ногах», становится функционально нечувствительным к тому, что не обеспечивает ему устойчивость. Т.о., исследование, выработка альтернативных решений, конфронтация решений, формулирование пробного/предварительного решения, обсуждение его с вовлеченными в конфликт лицами - этапы этого вмешательства, которые могут принести ощутимую пользу в работе с конфликтами.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (984)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |